Просмотр содержимого документа
«"Использование мини-музея в работе по нравственно-патриотическому воспитанию"»
Использование мини - музеев в работе по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников.
Дети часто приносят в детский сад кукол, которых мамы покупают им в магазине. На вид они очень эффектные, яркие, привлекают детей своей необычностью, яркими нарядами.
Девочки часто хвалятся куклами из серии «Монстер хай», на лице этих милых кукол шрамы, губки украшены клыками, за спиной крылышки летучих мышей, цвет тела синий, а в атрибуты прилагаются гробики, шкатулки с соответствующей символикой. Можно много говорить, спорить по поводу полезности и вредности таких кукол. Как же относились к детским игрушкам наши предки, какими критериями пользовались и для чего создавались куклы в давние времена.
Анализ анкетирования родителей нашего ДОУ показал, что дети предпочитают игрушки, которые видят в магазинах, не владеют достаточной информацией о народных куклах, что ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа.
Цель создания мини-музея кукол - познакомить детей с историей куклы, откуда она появилась, из чего традиционно изготавливалась на Руси.
Кукла не рождается сама по себе. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя, сохраняет самобытность и характерные черты создающего ее народа. В тряпичных русских куклах уживаются сакральная и игровая направленность.
Все куклы условно можно разделить на игровые, куклы - берегини и обрядовые куклы. Настоящие обереговые куклы безлики, ведь согласно поверью, именно через лицо вселяется злой дух. Технология изготовления кукол очень проста – никаких ножниц и иголок. Все куклы сворачиваются из коры, ткани, ниток, в общем, используется все то, что есть в любом доме всегда. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с приемами их изготовления. И когда наступала пора, бабушка доставала из заветного сундука волшебных куколок, разноцветные лоскутки, мотки ниток и начинала обучать внучку старинному искусству кукольного рукоделия. Ведь самые вдохновенные творцы кукол – дети.
Куклы-обереги помогают знакомить детей с народными традициями. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. На примере народной игрушки можно расширить знания детей о традициях в использовании кукол, повысить интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, истории, культуре, обычаях и обрядах.
Но невозможно представить себе народный обряд без национальной одежды, музыки, предметов крестьянской жизни.
В группе созданы мини-музеи «Горница»,
«Куклы наших прабабушек», «Куклы в национальной одежде».
Цель мини-музея «Горница»: способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщить их к богатому культурному наследию русского народа, заложить прочный фундамент в освоении детьми национальной культуры на основе знакомства с жизнью и бытом русского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями материальной и духовной среды.
Музей - эффективное средство познания системы ценностей, традиций, которые передаются из поколения в поколение.
Н. А. Рыжова выделяет следующие педагогические функции музеев:
-образовательная;
-развивающая;
-просветительская;
-воспитательная.
Музей обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, становится незаменимым помощником в изучении культуры своего народа, воспитывает патриотические чувства и творчество.
Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность.
В нашем детском саду творческой группой разработаны 2 тесно переплетающихся проекта: мини - музей «Горница» и мини - музей «Музей кукол». Проекты долгосрочные, в данный момент находятся на стадии формирования (практический этап). Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.
Совместно с родителями и сотрудниками детского сада продолжаем сбор экспонатов и оформление экспозиций.
Большую помощь в организации развивающей среды и создании мини-музея оказывает макетирующая деятельность. Макет - это не только результат конструктивно - творческой деятельности, но и очень привлекательное для детей игровое пространство. Совместно с детьми мы создаем макеты кукольных домиков, деревенской избы, подворья, города.
К макетированию привлекаются родители. Они помогают собрать природный и бросовый материал, вяжут, шьют. Действуя с этими материалами, дети знакомятся со свойствами предметов. Многие виды деятельности, в том числе и макетирование, воспитывают у детей такие ценные качества личности, как самостоятельность, инициативность, трудолюбие, аккуратность, умение работать в коллективе.
В мини-музеях мы проводим беседы о том, как жили люди в давние времена; знакомим с бытом, предметами старины.
В наш музей приходят дети из других групп. Дети проводят экскурсии по музею, знакомят гостей с народной обрядовой куклой, ее значением в жизни людей. Интерактивность музея дает возможность детям ощутить теплоту и красоту куклы, ее хочется прижать, погладить, производить с ней игровые действия.
Воспитание на основе знакомства с народной куклой, дает возможность формировать в каждом ребенке лучшие качества: представления о добре, красоте, любви к Родине, родному краю, к родственным корням, уважительное отношение к труду народных умельцев
Планируемые результаты:
Залог хорошего мини- музея в детском саду - его интерактивность. Надеемся, что мини-музеи в детском саду позволят воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты можно будет использовать для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. На базе мини-музеев планируем организовывать различные мероприятия: экскурсии, «экспресс-выставки», посиделки.
Мини-музеи должны стать неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада.