Просмотр содержимого документа
«Использование мнемотической модели в музыкальном развитии детей дошкольного возраста»
Использование мнемотической модели в музыкальном развитии детей дошкольного возраста
Внедрение метода мнемотического моделировния помогает в работе с детьми. Мнемотехника - это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов. Мнемотехника - это приемы эффективного запоминания, хранения и воспроизведения информации. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Мнемотехника повышает обучаемость в любых дисциплинах,процесс запоминания, припоминания и сохранения информации в мозге полностью контролируется, т.к. влияет на ассоциативность человеческой памяти. Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, является образное средство: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели. Для дошкольника мнемотехника помогает упростить процесс запоминания и развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Мнемотехнику можно использовать во всех видах музыкальной деятельности: ее жанры, темповые и динамические средства, характерные особенности музыки. Детям необходимо поэтапно научиться читать мнемотаблицы. Они должны составляться из цветных картинок, использоваться цветобуквенные знаки, графические зарисовки и работать по ним постепенно, от занятия к занятию.
1 Сообщение информации по теме в форме познавательного рассказа, беседы о музыкальном произведении
2 Рассматривание готовой мнемотаблицы, составленной по содержанию песни, потешки. Расшифровка символов, раскодирование информации.
3 Пересказ информации детьми с опорой на мнемотаблицу с помощью и без помощи педагога.
4 Графические зарисовки мнемотаблицы по желанию детей по результатам пения, слушания музыкального произведения.
5 Познакомить с общими моделями кодирования информации о предметах, объектах и явлениях.
6 Сообщение темы.
7 Рассматривание общей схемы кодирования. Материалом для общей схемы является любое обобщающее понятие: танец, марш, песня, колыбельная, времена года, композитор, музыкальный инструмент.
8 Составление модели информации о конкретной музыкальной теме с опорой на общую схему. Моделирование осуществляется под руководством музыкального руководителя с использованием подводящих вопросов: Что обозначает этот знак на общей модели? Что в связи с этим мы можем рассказать о нашем объекте? Как мы это изобразим в нашей модели?
9 Отгадывание загадок-мнемотаблиц, составленных музыкальным руководителем с опорой на общие схемы (О ком или о чем идет речь в музыкальном произведении?)
11 Совместное кодирование информации. Обсуждение вариантов знаков, отображающих то или иное свойство кодируемого объекта.
12 Самостоятельное придумывание детьми мнемотаблиц по пройденному музыкальному материалу.
13 Отработать навыки кодирования в разных видах музыкальной деятельности.
Итак: данный метод может использоваться в музыкальном развитии детей, он повышает уровень умственного развития и помогает детям упорядочить, систематизировать музыкально-образную информацию. Ребенок учится обосновывать по мнемотаблице ответы, высказывать и доказывать, развивается умение добывать эти знания самому и оперировать ими. В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных программах воспитания и обучения дошкольников, данный метод становится все более актуальным в обучении детей