kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование музыкально – дидактических игр в эстетическом развитии детей разных возрастных групп.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование музыкально-дидактических игр в работе с дошкольниками позволяет в простой доступной для детей игровой  форме дать преставления о музыке и её выразительных средствах, об изобразительных возможностях музыки, а также научить различать целую гамму чувств и настроений, передаваемых музыкой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование музыкально – дидактических игр в эстетическом развитии детей разных возрастных групп.»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП.



Роль музыки в воспитании и развитии ребёнка.

    Любовь человека к прекрасному закладывается в раннем детстве. Она воспитывается различными средствами, в том числе и музыкой. Музыка заставляет волноваться, радоваться, грустить.

С давних времён музыка считалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные исследования учёных подтверждают, что музыкальное развитие оказывает огромное влияние на общее развитие ребёнка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развивается чуткость к красоте в искусстве и жизни.

       Осознание важности эмоциональной отзывчивости в жизни человека требует целенаправленного развития этого качества личности с детского возраста. Существенное значение в этом процессе играет искусство. Посредством вызываемых в человеке чувств радости, торжества, любви, ненависти и так далее: всей гаммы сложных чувств и эмоций, искусство может оказать существенное воздействие на поведение человека в обществе, на оптимизацию его физиологических и психических функций.

       Музыку среди других видов искусства выделяет, прежде всего, ее сила непосредственного эмоционального воздействия, связанная с ее способностью не просто описывать ситуацию чувства, а как бы «изнутри» воспроизвести его, непосредственно, богато и разнообразно передавать переживания человека, движение его чувств, эмоционально-психического состояния, их смены и взаимные переходы.   

     Полноценное восприятие ребёнком музыки возможно лишь при условии, что ребёнок понимает, о чём рассказывает музыка, и способен сравнить услышанное с чем либо уже встречавшимся ему  в жизни. Но восприятие музыки – процесс сложный, требующий внимания, памяти, разнообразных знаний и развитого мышления. Важно научить ребёнка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, направить его внимание на средства музыкальной выразительности и различение жанров.

      На музыкальных занятиях у детей развивается музыкальное восприятие. Однако вряд ли можно ограничиться этим. Нужна ещё и такая среда, в которой ребёнок мог бы углублять усвоенные способы действий, самостоятельно их упражнять, развивать умение контролировать свои действия. Нужны специальные дидактические игры и игрушки». В играх дети быстрее усваивают требования программы .



       Ведущая деятельность детей – игра. Она формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, является спутником детства.

    «Игра является первой социальной практикой ребёнка, его реальной жизнью в обществе сверстников. Поэтому игра важна для формирования нравственной стороны личности ребёнка.» А.П.Усова.

     Дидактические  игры нашли своё применение в воспитании дошкольников давно. Своеобразие и отличие этих игр от других средств обучения в том, что они дают возможность обучать, упражнять, развивать  умственные способности ребёнка, а также формировать ценные черты личности и взаимоотношения  детей в привлекательной и доступной для них форме.

     Среди дидактических игр особое место занимают музыкально-дидактические игры.

Роль воспитателя в детской игре велика: он направляет её, следит за взаимоотношениями играющих.

А.С.Макаренко писал: «И я как педагог должен с ними играть. Если я только буду приучать, требовать, настаивать, я буду посторонней силой может быть полезной, но не близкой.»

Результативность обучения в музыкально-дидактической игре создается тогда, когда воспитатель сам активно участвует в этой игре. Игра - прекрасная форма деятельности, способствующая привитию умения приблизить, расположить к себе детей, в том числе и малоактивных.

          Что же представляет собой музыкально-дидактическая игра?

Музыкально – дидактические игры должны быть простыми и доступными для детей, разнообразными по содержанию и красочно оформлены. Тогда у детей появляется желание участвовать в них. Такие игры обогащают новыми впечатлениями, развивают у них самостоятельность, инициативу, способность к восприятию.

       Основу  музыкально-дидактических игр составляют: дидактическая задача, игровая задача, игровые действия, правила, результат.

        Дидактическую задачу  определяет педагог в соответствии с обучающей деятельностью.

        Игровая задача осуществляется детьми в игровой деятельности. Игровая и обучающая задачи  отражают взаимосвязь игры и обучения. Дидактическая задача при этом решается через игру, она определяет игровые действия детей, становится задачей самого ребёнка, активизирует игровые действия и возбуждает желание решить поставленную задачу.

        Основу музыкально-дидактической игры составляют игровые действия, без которых сама игра невозможна. Игровые действия определяют содержание игры. И чем интереснее и привлекательнее для детей содержание, тем успешнее решаются игровые и дидактические задачи детьми.

        Игровые действия  - это сложные умственные действия, выражающиеся в процессах мышления: целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания материала.

        Правила игры тоже являются одним из составных элементов музыкально-дидактической игры. Правила содержат определённые требования к взаимоотношениям детей и к выполнению ими задания. В музыкально-дидактической игре правила являются заданными. Они обучают, организуют и дисциплинируют детей. Обучающие правила информируют детей о том, что и как нужно делать, соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль и раскрывают способ действий.  Также они организуют и познавательную деятельность ребёнка: услышать и сравнить звуки, определить характер музыки, сравнить фрагменты музыкальных произведений и т.д.

      Организующие правила раскрывают порядок и последовательность игровых действий и взаимоотношений детей.

        Результат – это выполнение игровой задачи, которое служит завершающим концом музыкально-дидактической игры. Для педагога результат является показателем уровня достижений детей или в усвоении знаний, в их применении. Для детей результат – это определённое достижение чего-либо, например, выполнение задания, заполнение карточки, отгадывание музыкальной загадки.

      В работе с дошкольниками используются разные музыкально-дидактические игры.  

Виды музыкально-дидактических игр.

     Существуют различные виды классификации музыкально-дидактических игр.   Э.П. Костина разработала настольные музыкально-дидактические игры, которые используются для развития музыкально-сенсорных способностей. Она разделяет их на 4 вида:

1. Игры, с помощью которых развивается звуковысотный слух дошкольников. Это такие игры, как «Качели», «Курицы», «Весёлые гармошки», «Цирковые собачки» и т.д.

2. Игры, позволяющие развивать ритмическое чувство детей, например: «Ритмическое лото», «Весёлые дудочки», «Лесные гости» и т.д.

3. Игры для развития тембрового слуха: «Музыкальные инструменты», «Угадай, на чём играю» и т.д.

4. Игры, развивающие динамический слух: «Громко-тихо», «Кто самый внимательный», «Узнай звучание « и т.д.

       Настольные музыкально-дидактические игры представлены в определённой последовательности с постепенным усложнением музыкально-сенсорных задач для каждой возрастной группы. Так, например, в средней группе дети учатся различать выразительные возможности двух динамических оттенков (громко-тихо), в старшей группе – трёх (громко, умеренно громко, тихо), а в подготовительной группе уже различаются четыре динамических оттенка (громко, умеренно громко, умеренно тихо, тихо).

      Н.А.Ветлугина разделяет все музыкально-дидактические игры  на настольные, подвижные и хороводные. Эта классификация основана на различии игровых действий детей.

     В играх первой группы предусматривается статичное поведение детей, разделённых на подгруппы. Соревновательный элемент заключён в умении быстрее и точнее определить на слух музыкальное произведение, музыкальный звук и т.д.

    Вторую группу игр характеризует динамика действий. Они похожи на подвижные игры. Дети, разделённые на подгруппы, вслушиваются в звучание музыкального произведения, реагируют на него соответствующими движениями. Например, под бодрый марш движется одна группа детей, маршируя, а под задорную плясовую – другая группа выполняет знакомые танцевальные движения.

    В третьей группе дидактических игр двигательная активность детей ограничена. Обычно соревнуются между собой два или три круга детей или круг (группа детей) и солист. Например,  на звучание среднего регистра выполняют движение дети первого круга, на звучание высокого регистра – второго, на звучание низкого – третьего круга. Побеждает тот круг, чьи участники правильнее среагировали на смену звучания.

     Следует отметить, что кроме музыкально-дидактических игр в практике используются и музыкально-дидактические пособия. Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они имеют определённые правила, игровые действия или сюжет. Они могут быть использованы детьми как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности. Музыкально-дидактические пособия в основном применяются на занятиях для наглядной иллюстрации отношений звуков по высоте и длительности, для упражнения детей в различении динамики, тембра, регистра, темпа и других выразительных средств.

     Музыкально-дидактические пособия включают зрительную наглядность (различные картинки, карточки, передвижные приспособления и т.д.), а музыкально-дидактические игры  могут не использовать наглядность.

      Благодаря своему разнообразию, музыкально-дидактические игры и пособия имеют большое значение в воспитании дошкольников.

   


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Жердева Ольга Дмитриевна

Дата: 31.10.2019

Номер свидетельства: 525146

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Создание условий для нравственно-патриотического воспитания  в ДОУ. "
    ["seo_title"] => string(72) "sozdaniie-uslovii-dlia-nravstvienno-patriotichieskogho-vospitaniia-v-dou"
    ["file_id"] => string(6) "116174"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412295435"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Конспект непосредственно образовательной деятельности для подготовительной группы детского сада «Знакомство детей с одеждой» "
    ["seo_title"] => string(140) "konspiekt-nieposriedstvienno-obrazovatiel-noi-dieiatiel-nosti-dlia-podghotovitiel-noi-ghruppy-dietskogho-sada-znakomstvo-dietiei-s-odiezhdoi"
    ["file_id"] => string(6) "203008"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429371219"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Предметно-развивающая среда мини-центра"
    ["seo_title"] => string(49) "priedmietno_razvivaiushchaia_srieda_mini_tsientra"
    ["file_id"] => string(6) "403566"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1490551365"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект занятия на тему: "Знакомство с олимпийскими кольцами" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-zaniatiia-na-tiemu-znakomstvo-s-olimpiiskimi-kol-tsami"
    ["file_id"] => string(6) "104190"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402675754"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства