Использование музыкально – дидактических игр в эстетическом развитии детей разных возрастных групп.
Использование музыкально – дидактических игр в эстетическом развитии детей разных возрастных групп.
Использование музыкально-дидактических игр в работе с дошкольниками позволяет в простой доступной для детей игровой форме дать преставления о музыке и её выразительных средствах, об изобразительных возможностях музыки, а также научить различать целую гамму чувств и настроений, передаваемых музыкой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование музыкально – дидактических игр в эстетическом развитии детей разных возрастных групп.»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП.
Роль музыки в воспитании и развитии ребёнка.
Любовь человека к прекрасному закладывается в раннем детстве. Она воспитывается различными средствами, в том числе и музыкой. Музыка заставляет волноваться, радоваться, грустить.
С давних времён музыка считалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные исследования учёных подтверждают, что музыкальное развитие оказывает огромное влияние на общее развитие ребёнка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развивается чуткость к красоте в искусстве и жизни.
Осознание важности эмоциональной отзывчивости в жизни человека требует целенаправленного развития этого качества личности с детского возраста. Существенное значение в этом процессе играет искусство. Посредством вызываемых в человеке чувств радости, торжества, любви, ненависти и так далее: всей гаммы сложных чувств и эмоций, искусство может оказать существенное воздействие на поведение человека в обществе, на оптимизацию его физиологических и психических функций.
Музыку среди других видов искусства выделяет, прежде всего, ее сила непосредственного эмоционального воздействия, связанная с ее способностью не просто описывать ситуацию чувства, а как бы «изнутри» воспроизвести его, непосредственно, богато и разнообразно передавать переживания человека, движение его чувств, эмоционально-психического состояния, их смены и взаимные переходы.
Полноценное восприятие ребёнком музыки возможно лишь при условии, что ребёнок понимает, о чём рассказывает музыка, и способен сравнить услышанное с чем либо уже встречавшимся ему в жизни. Но восприятие музыки – процесс сложный, требующий внимания, памяти, разнообразных знаний и развитого мышления. Важно научить ребёнка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, направить его внимание на средства музыкальной выразительности и различение жанров.
На музыкальных занятиях у детей развивается музыкальное восприятие. Однако вряд ли можно ограничиться этим. Нужна ещё и такая среда, в которой ребёнок мог бы углублять усвоенные способы действий, самостоятельно их упражнять, развивать умение контролировать свои действия. Нужны специальные дидактические игры и игрушки». В играх дети быстрее усваивают требования программы .
Ведущая деятельность детей – игра. Она формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, является спутником детства.
«Игра является первой социальной практикой ребёнка, его реальной жизнью в обществе сверстников. Поэтому игра важна для формирования нравственной стороны личности ребёнка.» А.П.Усова.
Дидактические игры нашли своё применение в воспитании дошкольников давно. Своеобразие и отличие этих игр от других средств обучения в том, что они дают возможность обучать, упражнять, развивать умственные способности ребёнка, а также формировать ценные черты личности и взаимоотношения детей в привлекательной и доступной для них форме.
Среди дидактических игр особое место занимают музыкально-дидактические игры.
Роль воспитателя в детской игре велика: он направляет её, следит за взаимоотношениями играющих.
А.С.Макаренко писал: «И я как педагог должен с ними играть. Если я только буду приучать, требовать, настаивать, я буду посторонней силой может быть полезной, но не близкой.»
Результативность обучения в музыкально-дидактической игре создается тогда, когда воспитатель сам активно участвует в этой игре. Игра - прекрасная форма деятельности, способствующая привитию умения приблизить, расположить к себе детей, в том числе и малоактивных.
Что же представляет собой музыкально-дидактическая игра?
Музыкально – дидактические игры должны быть простыми и доступными для детей, разнообразными по содержанию и красочно оформлены. Тогда у детей появляется желание участвовать в них. Такие игры обогащают новыми впечатлениями, развивают у них самостоятельность, инициативу, способность к восприятию.
Основу музыкально-дидактических игр составляют: дидактическая задача, игровая задача, игровые действия, правила, результат.
Дидактическую задачу определяет педагог в соответствии с обучающей деятельностью.
Игровая задача осуществляется детьми в игровой деятельности. Игровая и обучающая задачи отражают взаимосвязь игры и обучения. Дидактическая задача при этом решается через игру, она определяет игровые действия детей, становится задачей самого ребёнка, активизирует игровые действия и возбуждает желание решить поставленную задачу.
Основу музыкально-дидактической игры составляют игровые действия, без которых сама игра невозможна. Игровые действия определяют содержание игры. И чем интереснее и привлекательнее для детей содержание, тем успешнее решаются игровые и дидактические задачи детьми.
Игровые действия - это сложные умственные действия, выражающиеся в процессах мышления: целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания материала.
Правила игры тоже являются одним из составных элементов музыкально-дидактической игры. Правила содержат определённые требования к взаимоотношениям детей и к выполнению ими задания. В музыкально-дидактической игре правила являются заданными. Они обучают, организуют и дисциплинируют детей. Обучающие правила информируют детей о том, что и как нужно делать, соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль и раскрывают способ действий. Также они организуют и познавательную деятельность ребёнка: услышать и сравнить звуки, определить характер музыки, сравнить фрагменты музыкальных произведений и т.д.
Организующие правила раскрывают порядок и последовательность игровых действий и взаимоотношений детей.
Результат – это выполнение игровой задачи, которое служит завершающим концом музыкально-дидактической игры. Для педагога результат является показателем уровня достижений детей или в усвоении знаний, в их применении. Для детей результат – это определённое достижение чего-либо, например, выполнение задания, заполнение карточки, отгадывание музыкальной загадки.
В работе с дошкольниками используются разные музыкально-дидактические игры.
Виды музыкально-дидактических игр.
Существуют различные виды классификации музыкально-дидактических игр. Э.П. Костина разработала настольные музыкально-дидактические игры, которые используются для развития музыкально-сенсорных способностей. Она разделяет их на 4 вида:
1. Игры, с помощью которых развивается звуковысотный слух дошкольников. Это такие игры, как «Качели», «Курицы», «Весёлые гармошки», «Цирковые собачки» и т.д.
2. Игры, позволяющие развивать ритмическое чувство детей, например: «Ритмическое лото», «Весёлые дудочки», «Лесные гости» и т.д.
3. Игры для развития тембрового слуха: «Музыкальные инструменты», «Угадай, на чём играю» и т.д.
4. Игры, развивающие динамический слух: «Громко-тихо», «Кто самый внимательный», «Узнай звучание « и т.д.
Настольные музыкально-дидактические игры представлены в определённой последовательности с постепенным усложнением музыкально-сенсорных задач для каждой возрастной группы. Так, например, в средней группе дети учатся различать выразительные возможности двух динамических оттенков (громко-тихо), в старшей группе – трёх (громко, умеренно громко, тихо), а в подготовительной группе уже различаются четыре динамических оттенка (громко, умеренно громко, умеренно тихо, тихо).
Н.А.Ветлугина разделяет все музыкально-дидактические игры на настольные, подвижные и хороводные. Эта классификация основана на различии игровых действий детей.
В играх первой группы предусматривается статичное поведение детей, разделённых на подгруппы. Соревновательный элемент заключён в умении быстрее и точнее определить на слух музыкальное произведение, музыкальный звук и т.д.
Вторую группу игр характеризует динамика действий. Они похожи на подвижные игры. Дети, разделённые на подгруппы, вслушиваются в звучание музыкального произведения, реагируют на него соответствующими движениями. Например, под бодрый марш движется одна группа детей, маршируя, а под задорную плясовую – другая группа выполняет знакомые танцевальные движения.
В третьей группе дидактических игр двигательная активность детей ограничена. Обычно соревнуются между собой два или три круга детей или круг (группа детей) и солист. Например, на звучание среднего регистра выполняют движение дети первого круга, на звучание высокого регистра – второго, на звучание низкого – третьего круга. Побеждает тот круг, чьи участники правильнее среагировали на смену звучания.
Следует отметить, что кроме музыкально-дидактических игр в практике используются и музыкально-дидактические пособия. Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они имеют определённые правила, игровые действия или сюжет. Они могут быть использованы детьми как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности. Музыкально-дидактические пособия в основном применяются на занятиях для наглядной иллюстрации отношений звуков по высоте и длительности, для упражнения детей в различении динамики, тембра, регистра, темпа и других выразительных средств.
Музыкально-дидактические пособия включают зрительную наглядность (различные картинки, карточки, передвижные приспособления и т.д.), а музыкально-дидактические игры могут не использовать наглядность.
Благодаря своему разнообразию, музыкально-дидактические игры и пособия имеют большое значение в воспитании дошкольников.