Использование народных подвижных игр в развитии двигательных умений, активности и творчества детей дошкольного возраста
Использование народных подвижных игр в развитии двигательных умений, активности и творчества детей дошкольного возраста
Консультация для педагогов "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР В РАЗВИТИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ, АКТИВНОСТИ И ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА" рассказывает о ценности народной подвижной игры в развитии детей дошкольного возраста.В подвижных играх ребёнок получает уникальную возможность максимально проявить собственную активность и творчество, восполнить дефицит движений, получить массу положительных эмоций.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование народных подвижных игр в развитии двигательных умений, активности и творчества детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР В РАЗВИТИИ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Чеканова А.В.
Воспитатель МБДОУ № 56
г. Апатиты Мурманской обл.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Народная подвижная игра, выполняя различные функции (развивающую, познавательную, развлекательную, диагностическую, корректирующую) служит средством приобщения детей к народной культуре. Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Народные игры для детей ценны и оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически развивают ребёнка, развивают двигательные умения. Двигательные умения тесно связаны с двигательными качествами, основные из которых – ловкость, быстрота, сила, выносливость. Связь эта взаимная. Чем шире, богаче арсенал движений, тем легче ребёнку добиться успеха в двигательной деятельности.
У детей с раннего возраста необходимо развивать физические качества (ловкость, быстроту, равновесие, глазомер, гибкость, силу, выносливость и пр.). Чтобы ползать, ходить, бегать, метать нужно обладать соответствующими физическими качествами, которые развивают подвижные игры.
Ловкость – это способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.
Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Так, в подвижных играх детям приходиться непрерывно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленным; быстро без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников.
Быстрота – способность человека выполнять движения в наикратчайшее время. Быстрота развивается в подвижных играх, выполняемых с ускорением, на скорость, с изменением темпа, а также в подвижных играх, когда дети вынуждены выполнять упражнения с наивысшей скоростью (например, убегать от водящего).
Глазомер – способность человека определять расстояния с помощью зрения и мышечных ощущений. Развивать глазомер можно в таких подвижных играх, в которых при ходьбе дети должны уметь правильно ставить ногу, соблюдать направление; в прыжках – точно попадать ногами в цель, чтобы оттолкнувшись, совершать полет в нужном направлении, а затем приземлиться в определённом месте. Важно при выполнении упражнений учить детей измерять расстояние на глаз, проверяя затем его шагами; в метании на дальность и особенно в цель – расстояние до цели.
Гибкость – способность достигать наибольшей величины размаха (амплитуды) движений отдельных частей тела в определённом направлении. Гибкость развивается в подвижных играх при выполнении физических упражнений с большой амплитудой.
Равновесие – способность человека сохранять устойчивое положение во время выполнения разнообразных движений и поз на уменьшенной и приподнятой над уровнем земли площади опоры. Равновесие развивается в подвижных играх, выполняемых на уменьшенной и приподнятой площади опоры (катание на коньках, велосипеде, ходьба, бег по скамейке), а также в играх, требующих значительных усилий, чтобы сохранять устойчивое положение (метание на дальность, прыжки в длину с места и с разбега).
Сила – степень напряжения мышц при их сокращении. Развитие увеличения мышц благодаря увеличению веса предметов, применяемых в подвижных играх, использование упражнений, включающих поднятие собственной массы (прыжки), преодоление сопротивления партнёра.
Выносливость – способность человека выполнять физические упражнения допустимой интенсивности возможно длительное время. Развитие выносливости требует большого количества повторений одного и того же упражнения. Поэтому лучше всего применять в подвижных играх разнообразные динамические упражнения (ходьбу, бег, передвижения на санках, велосипеде. Полезны так же подвижные игры, которые вызывают положительные эмоции и снижают ощущение усталости.
В подвижных играх ребёнок получает уникальную возможность максимально проявить собственную активность и творчество, восполнить дефицит движений, получить массу положительных эмоций.
Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом; игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. В-третьих, сюжет, действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность.
Все игры для детей дошкольного возраста, построенные на движении, можно разделить на две большие группы: сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы. Первую группу составляют игры, разные по содержанию, по организации детей, сложности правил и своеобразию двигательных заданий. В младших группах детского сада наибольшее применение имеют сюжетные подвижные игры, а также простейшие игры без сюжета типа ловушек и игры-забавы. Бессюжетные игры с элементами соревнования ещё не доступны малышам. Вместе с тем в работе с детьми младшего дошкольного возраста широко применяются игровые упражнения, занимающие как бы промежуточное место между гимнастическими упражнениями и подвижными играми.
Содержание игр должно соответствовать уровню развития и подготовленности играющих, быть доступным и интересным для них.
Итак, первое требование, которым надо руководствоваться при отборе подвижных игр – соответствие содержания игровых действий, правил возрастным особенностям детей, их представлениям, умениям, навыкам, знаниям об окружающем мире, их возможностям в познании нового.
Надо стремиться к тому, чтобы игровые образы были понятны и интересны детям. Это могут быть уже знакомые образы (кот, птичка); с неизвестными персонажами малышей легко познакомить, используя картинку, игрушку, сказку, книжку (медведь, лиса, заяц и др.). Важно, чтобы движения персонажей игр были разнообразны, но доступны для исполнения маленьким детям. Поэтому необходимо, чтобы им был хорошо знаком персонаж, которому они подражают.
В работе с малышами рекомендуется использовать и игры с небольшим художественным текстом, который подсказывает детям движения и заменяет в игре правила («Зайка беленький сидит», «По ровненькой дорожке», и др.).
Очень важно иметь в виду, что разнообразие двигательных заданий обеспечивается не только тем, что в каждой игре используется новое по характеру движение, но и тем, что в нескольких играх одно и то же движение выполняется при разном построении и в разных ситуациях. В одной игре даётся ходьба группой, в другой – ходьба по кругу, взявшись за руки, в третьей игре детей приучают ходить парами или врассыпную. Так же можно разнообразить и бег. Дети могут бегать в одном направлении, врассыпную, убегать от ловящего на свои места и т. п. Выполнение движений в разных игровых ситуациях имеет большое значение для развития координации движений малышей, ориентировки их в пространстве, а также способствует воспитанию их активности и самостоятельности.
Педагогический эффект народной подвижной игры во многом зависит от соответствия её определённой воспитательной задаче. В зависимости от того, какие навыки и умения воспитатель стремится развивать у детей в данный момент, он выбирает игры, помогающие развитию именно этих навыков.
Регулярное включение педагогами народных игр в процесс физического воспитания дошкольников способствует решению комплекса задач:
Укрепление здоровья воспитанников
Гармоничное развитие и повышение уровня их физической подготовленности
Обучение навыкам самостоятельного выполнения физических упражнений
Выбору подвижных игр в процессе самостоятельной игровой деятельности
Ознакомление с традициями русской народной культуры в игровой форме.
Народные подвижные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития.
Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребёнка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.
В народных подвижных играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребёнка, развитию его мышления и самостоятельности действий.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьёвками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.
Основным условием успешного внедрения народных подвижных игр в жизнь дошкольников всегда было и остаётся глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.
Особенности народной подвижной игры заключаются в том, что она доступна детям разного возраста, создаёт условия для самостоятельности и относительной свободы действий, дарит массу положительных эмоций. Грамотное использование русских народных игр в воспитательно – образовательной работе с детьми особенно актуально сегодня.