kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование нетрадиционных техник рисования в НОД по изо.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование нетрадиционных техник рисования в НОД по изо.»

Использование нетрадиционных техник рисования в НОД по изо.

Свою работу с использованием нетрадиционных техник я начинала с группы раннего развития.

Основные техники используемые в этом возрасте: рисование пальчиками, ладошками. Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки на бумагу. Поролоном или широкой кистью окрашиваем ладошку краской, отпечатываем ладошку на альбомном листе, дорисовываем недостающие детали. Можно изобразить бабочку, деревья.



В первой младшей группе добавились техники рисования тычками из поролона, ватными палочками. Опускаем ватную палочку или поролон в краску и точным движением делаем тычки по альбомному листу.



Во второй младшей группе я добавила техники печатания листьями, выдувание, оттиск смятой бумагой

Печать листьев Собираем листья с различных деревьев, их покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается отпечаток растения.

Выдувание трубочкой Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложечкой и выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Оттиск смятой бумагой Ребёнок прижимает смятую бумагу к краске и наносит оттиск на альбомный лист, чтобы получить другой цвет, меняется и краска и бумага.







Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.



Виды нетрадиционных техник рисования достаточно разнообразны, и в каждой технике ребёнок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. Например, если мы возьмём рисование пальчиком или ладошкой - этот метод рисования помогает ребёнку почувствовать свободу творчества, даёт взаимодействие с изобразительным материалом (с краской) без кисточки. Рисуя пальцами или ладошкой, ребёнок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.

А вот техника «Выдувание» - развивает фантазию детей, тренирует лёгкие, благотворно сказывается на развитии плавности речевого дыхания, развивает нестандартное решение, будит воображение.

Техника «Прижми и отпечатай» - привлекает детей процессом печатания, угадывания того, что получится в результате оттиска разнообразных материалов (пробки, поролон, пуговицы, банки с дном разного размера, крышки и т.д.)

Техника «Рисование мозаичными мазками» - пробуждает фантазию, развивает творчество, даёт возможность отойти от традиционных способов изображения, сохраняя при этом реалистичность художественного образа.

Интересная техника «Рисование по сырому листу» - происходит растекание красок на листе, их смешение, в результате чего образуются плавные тонкие переходы цветов и оттенков.

Можно использовать технику «Рисование углём» - уголь позволяет получить линию бархатистого чёрного цвета или чёткие глубоко чёрные линии.

Такой вид рисования как «Смешение красок на листе» - позволяет развить фантазию, творческий подход к изображению, смелость.

Есть ещё интересный нетрадиционный приём «Набрызг». Это очень непростая техника. Её суть состоит в разбрызгивании капель краски. Данная техника требует усидчивости, терпения.

Очень интересны и такие приёмы как рисование «Тычком»(жёсткая кисть, ватная палочка или рисование от пятна и т.д.) Нетрадиционных техник рисования много, ведь рисовать можно чем угодно, лишь бы было воображение.

Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности.

Познакомившись с нетрадиционными методиками рисования, я решила использовать их в своей работе, так как опыт работы показывает, что занятий по разработанным Т.С.Комаровой и Т.Г.Казаковой методикам явно недостаточно для выработки у детей необходимых навыков и умений свободного рисования. Ведь не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии. Это влечёт за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведёт к детской неуверенности. Решить данную проблему помогают нетрадиционные способы рисования.

Я остановила свой выбор на таких нетрадиционных техниках рисования, как пальчиком, ладошкой, тычком (жёсткая кисть или ватная палочка), прижми и отпечатай (поролон, крышки, пробки). Свою работу я начала   от простого к сложному, а методики рисования, которые я использую, являются наиболее доступными для детей младшего возраста. Сейчас детям нашей группы 3-4 года, но рисовать пробовали уже с группы раннего развития, после того как закончился процесс адаптации и малыши привыкли к окружающей их обстановке и воспитателям. Пробовала технику рисования пальчиком. Занятия проводила индивидуально – для получения наилучшего результата, затем объединяла по 2-3 ребёнка. Рисование пальчиком вызывало у ребёнка особое удовольствие, когда обмакнув пальчик в краску, он оставлял свой след на листе бумаги. Учились рисовать кончиком пальчика сверху вниз травку для зайчика, божьей коровке рисовали пальчиком пятнышки на крыльях чёрной краской, украшали крылья бабочки.

Рисовали и ладошкой. Нарисовали коллективную работу – весёлое, доброе солнышко. Каждый ребёнок прикладывал к листу бумаги свои ладошки, которые сначала обмакивали в жёлтую краску, а потом прикладывали их по кругу, я направляла детей. Получились весёлые лучики, затем нарисовала личико и солнышко готово. Дети испытали огромное удовольствие от коллективной работы. В основном все наши работы были коллективными. Как таковой цели использовать нетрадиционные методы в обучении детей рисованию не было. Но попробовав и увидев результат наших работ, решила продолжать использовать эти методики рисования и дальше. Я составила перспективный план занятий по нетрадиционному рисованию и начала внедрять его в своей работе. Продумывая каждое занятие, подбирала тот материал, в котором изображение предмета может быть решено особенно выразительно, интересно, красиво, доставит детям эстетическое удовольствие. Конечно, перед тем как рисовать какой-либо предмет или явление, ребёнок должен хорошо представлять, что это и как оно выглядит. Для этого рисование я начинаю с рассказа о явлении или предмета, который нужно изобразить, далее объясняю технику рисования, обязательно провожу физкультминутки, анализирую в конце занятия работы детей.

Во второй младшей группе мы продолжаем рисовать пальчиками, но теперь каждому ребёнку даю готовые шаблоны. Некоторые дети уже рисуют не одним пальчиком, а несколькими. Очень понравилась детям техника рисования ладошкой. Казалось бы, что мы можем нарисовать ладошкой? Да всё, что угодно! Если смазать ладошку краской, то она оставит на бумаге интересный отпечаток, в котором можно увидеть различные удивительные образы. Например, необычный цветок тюльпан можно нарисовать ладошкой. Чем же он необычен? А тем, что бутоны тюльпана рисуются не с помощью кисточки, а при помощи детских ладошек. Для получения этого рисунка потребуется всего две краски, красная и зелёная.

Процесс работы прост: разводим красную краску, делаем отпечатки ладошек на белом листе бумаги. Всё, бутоны тюльпанов готовы, теперь осталось нарисовать зелёный стебель и листики. Нетрадиционный рисунок готов. Несложно, красиво, необычно. Есть дети, которые рисуют левой рукой, так рисовать таким способом им нравится, а вот с кистью работать тяжело, поэтому для таких детей это большой плюс в рисовании. Так с помощью ладошки появляются тюльпаны, воробьи, осьминожки, деревья.

Другой интересный вариант рисования, который я использую – метод тычка. Для этого метода достаточно взять ватную палочку или жёсткую кисть. Что мы делаем? Опускаем ватную палочку или жёсткую кисть в краску( дети эти методом уже владеют очень хорошо) и точными движениями делаем тычки по альбомному листу. Палочки или кисть будут оставлять чёткий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет тычка. Если тычок делать целенаправленно, например, по готовому контуру и внутри него, то изображаемый объект получится интересной неоднородной фактуры. Этим методом с помощью ватной палочки можно рисовать падающий снег, украшать рукавичку, косыночку.

Методом тычка, используя жёсткую кисть, рисовали пушистых котят, белого мишку. Я рисовала силуэт животного, а дети кистью – тычком, закрашивали шубку, она получалась «пушистая». Работы вышли очень интересные и разные.

Так же использую в своей работе с детьми технику «Прижми и отпечатай». Рисуем пробками, крышками, поролоном, смятой бумагой. Применение таких помощников в рисовании очень нравится детям. Ведь так быстро можно нарисовать шарик, божью коровку, цыплёнка, гусеницу - стоит только раскрасить верхнюю часть пробки и отпечатать её на лист. Получившийся ровный круг дополняется воображением ребёнка.

Я, считаю, что техники рисования пальцами, ладошкой, тычком, пробками, поролоном, крышками, смятой бумагой позволяют сделать работы детей более интересными и красочными. А использование этих методик имеет ряд преимуществ:

  • Способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия

  • Пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости

  • Уточняют свои представления о цвете, форме, и размере предметов и их частей

  • Развивается мышление, речь, воображение

  • Способствует обогащению знаний об окружающем и приобщению к фольклору и литературе, та как темы занятий предусматривают использование загадок, стихов

  • Волшебное возникновение изображения доставляет детям удовольствие. Вызывает положительные эмоции

  • Ребёнок видит результат своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение.

Выводы:

Цель данной работы была: разработать методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности в младшем дошкольном возрасте, среди которых: техника рисования тычком, прижми и отпечатай, рисование ладошкой и т.д.

Решению задач данной работы послужило изучить и теоретически обосновать эффективность использования нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих и изобразительных способностей детей младшего дошкольного возраста.

Предложен перспективный план (см. приложение) занятий для детей второй младшей группы по развитию творческих способностей с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности. Также описана техника рисования пальчиками и ладошкой. Эта техника даёт возможность детям испытать необыкновенное наслаждение от тактильных ощущений при работе с краской, бумагой и водой. Техника рисования прижми и отпечатай, развивает у детей воображение, ребёнок начинает домысливать, а что же получится в результате? Метод тычком позволяет детям придать изображённому животному лохматость, что дети простой кисточкой не смогут сделать.

В заключение хотелось бы сказать следующее: рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности. Это и есть главный аспект в моей работе, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.

Список литературы:

  1. «Воспитатель» - №5 2009 г.

  2. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М.,2007 г.

  3. Кихтева Е.Ю. «Рисуют малыши» - М-С 2008 г.

  4. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» - П., 1981 г.

  5. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»

  6. Цквитария Т.А. «Нетрадиционные техники рисования» - ООО «ТЦ Сфера»,2011 г.

  7. Янушко Е.А. Волшебные палочки 1-3















Перспективное планирование:

Нетрадиционные техники рисования во второй младшей группе

Месяц

Тема

Цель

Сентябрь

«Воздушные шарики» (оттиск смятой бумагой)

Учить комкать бумагу; познакомить с приемом рисования мятой бумагой; развивать мелкую моторику рук. Закреплять знание цветов (красный, жёлтый). Поддерживать интерес к изобразительной деятельности. Учить радоваться полученному результату.

«Ягодка за ягодкой» (ватной палочкой)

Учить детей создавать ритмические композиции «ягодки на кустиках». Показать возможность сочетания изобразительных техник : рисование веточек цветными карандашами и ягодок- ватными палочками. Развивать чувство ритма и композиции.

Октябрь

Листопад (оттиск смятой бумагой)

Учить комкать бумагу; познакомить с приемом рисования мятой бумагой; развивать мелкую моторику рук. Развивать эстетическое восприятие осеннего пейзажа.

Осенний ковер из листьев (ватными палочками).

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования — ватными палочками. Закреплять знание цветов: красный, жёлтый, зелёный. Развивать цветовосприятие, мелкую моторику рук, творческое воображение.

Ноябрь

«Белый мишка» (тычок)

Научить детей правильно пользоваться кистью при рисовании тычком. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память. Воспитывать усидчивость.

«Пушистый котенок» (тычок)

Продолжать учить детей передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок жесткой полусухой кисти. Закреплять умение самостоятельно подбирать нужный цвет. Расширять представление о жизни домашнего животного, воспитывать сострадание и любовь ко всему живому.

Декабрь

«Украсим рукавичку» (ватная палочка)

Учить детей самостоятельно подбирать подходящие цвета, обводить точками нарисованный карандашом контур ватной палочкой с гуашью, украшать изделие точками, нарисованными ватной палочкой.


«Утёнок» (тычок, кисть)

Закреплять умение рисовать методом тычка, прививать аккуратность при рисовании, закреплять название птиц и их детёнышей, место обитания, учить радоваться полученному результату.

Январь

«Друзья для ёжика» (ладошка)

Продолжать учить детей рисовать ладошкой и пальчиком, добиваясь сходства с ежом, закрепить знания детей о повадках ежа.

«Ёлка» (тычок)

Продолжать учить детей методом тычка. Закреплять представление о цветах (зелёный, коричневый) и умение правильно держать кисть.


Февраль

«Чашка» (ватная палочка)

Продолжать учить самостоятельно, подбирать подходящие цвета, обводить точками нарисованный карандашом контур ватной палочкой с гуашью, украшать изделие точками.

«Снеговик» (рисование пальчиками)

Учить внимательно, рассматривать образец и следовать ему, закреплять умения рисовать пальчиками круг.

Март

«Тюльпан» (ладошка)

Продолжать учить рисовать ладошкой, кончиками пальцев, набирать краску; закреплять представление о цвете (зелёный, красный). Поддерживать интерес к изобразительной деятельности. Учить радоваться полученному результату.

«Воздушные шары» (крышка)

Продолжать учить рисовать крышками, прикладывая их к листу, закрепить знание цветов (красный, жёлтый). Продолжать учить выполнять работу аккуратно.

Апрель

«Божья коровка» (пробка, ватная палочка)

Продолжать закреплять умение рисовать крышками, аккуратно пользоваться ватной палочкой, ставя точки, радоваться полученному результату.

«Мишка косолапый» (тычок, кисть)

Учить рисовать медведя по контуру тычком. Закрепить знание цвета (коричневый, чёрный). Прививать интерес к рисованию.

Май

«Жучок» (крышка)

Продолжать закреплять умение рисовать крышками, прикладывая их к листу, закреплять знание цветов (коричневый, чёрный), радовать полученному результату.

«Знакомство с клюквой» (рисование пальчиком)

Продолжать учить детей рисовать пальчиком, познакомить детей с ягодой клюквой, закрепить умение рисовать предметы округлой формы, воспитывать активность, внимание, учить радоваться полученному результату.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Использование нетрадиционных техник рисования в НОД по изо.

Автор: Шпенева Татьяна Анатольевна

Дата: 22.02.2021

Номер свидетельства: 573884

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Конспект НОД с использованием нетрадиционных методов рисования в подготовительной группе "Самой весны автопортрет""
    ["seo_title"] => string(125) "konspiekt-nod-s-ispol-zovaniiem-nietraditsionnykh-mietodov-risovaniia-v-podghotovitiel-noi-ghruppie-samoi-viesny-avtoportriet"
    ["file_id"] => string(6) "262218"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449298548"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(283) "Конспект НОД в старшей группе по образовательной области «Художественное творчество» (рисование пейзажа в нетрадиционной технике) с использованием ИКТ. "
    ["seo_title"] => string(168) "konspiekt-nod-v-starshiei-ghruppie-po-obrazovatiel-noi-oblasti-khudozhiestviennoie-tvorchiestvo-risovaniie-pieizazha-v-nietraditsionnoi-tiekhnikie-s-ispol-zovaniiem-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "192418"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427457622"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) "Конспект НОД в средней группе на тему «Рябинка» с использованием нетрадиционной техники рисования, пучком из ватных палочек"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_nod_v_srednei_gruppe_na_temu_riabinka_s_ispolzovaniem_netraditsionnoi_t"
    ["file_id"] => string(6) "586587"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1631468739"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "НОД по художественной деятельности в первой младшей группе «Снежок» "
    ["seo_title"] => string(79) "nod-po-khudozhiestviennoi-dieiatiel-nosti-v-piervoi-mladshiei-ghruppie-sniezhok"
    ["file_id"] => string(6) "179105"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424946759"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию для детей младшего дошкольного возраста «Страна волшебных слов»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_nod_po_khudozhiestvienno_estietichieskomu_razvitiiu_dlia_dietiei_mlads"
    ["file_id"] => string(6) "402646"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490263681"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства