Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи дошкольников.
Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи дошкольников.
В статье описан опыт работы по развитию устной монологической речи дошкольников с использованием элементов ТРИЗ, которые позволяют решать задачи развития речи проблемным методом. Суть его заключается в том, что ребёнок не получает знания в готовом виде, а втянут в процесс активного поиска.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи дошкольников.»
Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи дошкольников.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе. Обучение детей выразительности речи – одна из проблем дошкольного воспитания. Ребенок достаточно быстро может научиться использовать такие части речи, как существительное и глагол, но прилагательные нечасто используются детьми. Речевое творчество даётся детям трудно. Проблема заключается в следующем: бедный активный словарь, дети не владеют алгоритмом составления связного рассказа. Для того чтобы ребёнка мотивировать на использование образных характеристик в речи, необходимо поставить задачу, связанную с его творческой речевой деятельностью. Такая деятельность будет успешна при условии, если ребёнок поймёт, как, каким образом он может строить фразы с образными характеристиками. Только тогда он получит удовольствие от этой деятельности.
Элементы ТРИЗ позволяют решать задачи развития речи проблемным методом. Суть его заключается в том, что ребёнок не получает знания в готовом виде, а втянут в процесс активного поиска, своеобразного «открытия» новых для него явлений и закономерностей. Если ребёнок задаёт вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, что бы ребёнок сам нашёл ответ.
Одна из основных целей ТРИЗ(Теории решения изобретательских задач) в педагогике – формирование связной речи на основе активизации творческого мышления в ходе продуктивной, познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности. Достижению этой цели способствует решение следующих задач:
Научить детей мыслить системно, развивать творческое воображение;
Способствовать развитию умственных и речевых способностей дошкольников, расширять словарный запас;
Формировать самостоятельность детей в познавательной, художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, развивать творческие способности.
Используя в работе элементы ТРИЗ по развитию речи с дошкольниками, важно учитывать следующие дидактические принципы:
Принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.
Принцип открытости — нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.
Принцип деятельности — в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.
Принцип обратной связи — воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.
Принцип идеальности — творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.
Работу по обучению образной речи начала с обучения детей созданию сравнений. На первом этапе использовала следующие игры:
В игре «На что это похоже?» берём любой предмет, рассматриваем его с детьми и делаем предположения, на что он похож. Ответы принимаются любые все без исключения, даже самые на взгляд взрослого нелепые (если что рассказать про грушу, карандаш).
Игра «Дорисуй». Детям предлагала листы с изображением разных фигур. «Дети эти листы необычные, волшебные. Посмотрите на них они почти чистые, а мне по секрету сказали, что на них что-то нарисовано, но никто не видит. Давайте дорисуем так, что бы все поняли, что прячет в себе листочек».
В играх «Найди сходства» и « Найди различия» мы с детьми брали два любых предмета и искали сходства и различия (Например на прогулке сравнивали куст сирени и одуванчик чем похожи? И чем отличаются?)
Игра «Наоборот» на усвоение антонимов. Сначала это были только слова, потом уже я вставляла в предложения недостающие слова противоположного значения (скажу я слово высоко, а ты ответишь… Скажу я слово далеко, а ты ответишь …)
Игра «Хорошо – плохо» учит детей находить в одном и том же предмете, действии плохие и хорошие стороны. И постепенно подводит детей к пониманию противоречий в окружающем мире. ( например: карандаш, книга, лампа, шкаф и т. д. – всем играющим необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предполагаемом объекте плохо, а что хорошо, что нравится, а что не нравиться. Эту игру я стараюсь провести через все виды деятельности. На прогулке наблюдая за ветром, снегом вместе с детьми ищем противоречия.)
Игра «Угадай, что я загадала» заключается в следующем. Воспитатель загадывает слово «слон», дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Это слон?), воспитатель отвечает только «да» или «нет», пока дети не угадают задуманное.
Данные игры развивают речь, фантазию, наблюдательность, учат рассуждать, помогают детям анализировать явления, поступки свои и товарищей. Эти игры являются подготовительным этапом для освоения более сложного содержания ТРИЗ.
Для развития связной речи детей используют следующие методы ТРИЗ:
1. «Синектика». Автор этого метода предложил использовать для развития творческих способностей человека аналогии – скажем так познание путём сравнения, сходство предметов явлений в каких-либо свойствах. Этот метод ТРИЗ я начала применять на втором этапе своей работы по развитию связной речи используя приёмы: а) эмпатии - личностная аналогия. Предлагаю детям представить самих себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Например:
- представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. Прохрюкай «В лесу родилась елочка…», промяукай «Солнечный круг…» и т. д.
Можно предложить детям представить себя на месте наблюдаемого: «А что если ты превратишься в кустик? О чём мечтаешь? Кого боишься? С кем бы подружился?»
б) прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет – аналогия стрекозы, подводная лодка – аналогия рыбы и т. д.). Пусть дети находят такие аналогии, делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем. Этот приём я использую во время рассматривания энциклопедий.
2. «Мозговой штурм» (МШ). Это метод коллективного поиска оригинальных идей. Суть МШ – дать свободный выход мыслям из подсознания, создать условия расковывающие ребенка.
Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту.
Темами мозгового штурма могут быть:
- как уберечь продукты от мышей;
- как не намокнуть под дождем;
- как мышам достать сыр из-под носа кота;
- как выгнать лису из зайкиной избушки;
- как потушить пожар, если в доме нет воды;
- как не дать медведю залезть на теремок и развалить его.
Анализ каждой идеи идет по оценке «хорошо - плохо», т. е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо. Из всех решений выбирается оптимальное, позволяющее решить противоречие с минимальными затратами и потерями. Результаты мозгового штурма должны быть непременно отражены в продуктивной деятельности: нарисовать свой кусочек лета в зиму; вылепить продукты, которые стали недоступны мышам и т.д. Воспитатель должен предложить детям свои оригинальные варианты решения задачи, что позволяет стимулировать их воображение и вызывать интерес и желание к творческой деятельности.
Третий этап своей работы я посвятила обучению детей составлять загадки. (Приложение 1, Приложение 2)
Для составления загадок я использовала модель, разработанную А. А. Нестеренко.
Модель 1
Какой?
Что бывает таким же?
По цвету
По действию
По форме
Придумать, о чём (о ком) будет загадка.
Выделить у этого объекта основные свойства (не более трёх).
К каждому свойству подобрать другой объект, который обладает этим же свойством.
Добавить слова связки: как, но не.
Модель 2
Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью.
Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).
Что делает?
Что (кто) делает так же?
На третьем этапе детям предлагала решать сказочные задачи и придумывать разные сказки.
Интересно и эффективно в работе со сказкой использовать МШ.
Я применила МШ в свободной деятельности с маленькой группой детей 5 лет из трёх человек. Рассматривая иллюстрации к сказке «Теремок» я спросила – Как сохранить теремок невредимым? Как сделать так, что бы в нём мог жить медведь? Идей было несколько, в итоге решили, что звери помогли медведю построить новый теремок и нарисовали его. Целесообразно метод МШ применять в работе со старшими дошкольниками.
«Метод каталога». Суть его заключается в построении связного текста сказочного содержания через последовательность вопросов. Для этого я использовала «чудесный мешочек» с игрушками или картинками. Вопросы были следующие:
Жил – был кто?
С кем он дружил?
Пришёл злой (добрый) кто?
Кто помог друзьям спастись (в какие игры они играли)?
Каждый вопрос я сопровождаю появлением игрушки или картинки из чудесного мешочка. Постепенно, усложняя задачу, вводятся новые вопросы и новые действующие лица.
Жил-был кто?
Какой он был (что умел делать)?
Пошёл гулять куда?
Встретил злого (доброго) кого?
Что этот герой делал или умел делать?
У нашего героя был друг. Кто?
Как он мог помочь главному герою?
Что стало со злым персонажем?
Где наши друзья стали жить?
Что они стали делать?
Данный метод эффективен при работе с небольшой группой детей.
Одно из родительских собраний я посвятила составлению загадок по таблицам А. А. Нестеренко. В результате родители составляли с детьми дома загадки, которые мы разгадывали потом в группе в совместной деятельности.
Результатами использования приёмов ТРИЗ в развитии связной речи у детей дошкольного возраста являются:
Повышение концентрации внимания;
Повышение уровня понимания речи, активизация средства общения, обогащение словарного запаса, формирование правильного лексико-грамматического строя речи;
Развитие изобретательских способностей и мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса;
Развитие памяти, активизация мыслительной деятельности;
Совершенствуется диалогическая и монологическая формы речи.
Таким образом результативность проводимой работы по использованию приёмов ТРИЗ в процессе формирования связной речи у детей дошкольного возраста соответствует высказыванию Л. С. Выготского: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития».
Список литературы
Алла Нестеренко, к. п. н., ТРИЗ – специалист, Петрозаводск «Страна загадок»
Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. – метод. Пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М.:Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технология развития связной речи дошкольников (методическая разработка), 2004.
Корзун А. В. Цель, задачи и содержание ТРИЗ-педагогики. URL: http://www.trizminsk.Org/e/233007.htm
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(273) "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс современных методов и приёмов обучения "
["seo_title"] => string(171) "razvitiie-sviaznoi-riechi-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-posriedstvom-vkliuchieniia-v-obrazovatiel-nyi-protsiess-sovriemiennykh-mietodov-i-priiomov-obuchieniia"
["file_id"] => string(6) "125932"
["category_seo"] => string(10) "logopediya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1415097260"
}
}