Использование проектной деятельности в духовно – нравственном воспитании детей
Использование проектной деятельности в духовно – нравственном воспитании детей
Формирование человека как члена гражданского общества сознающего личную ответственность за страну, воспитание творчески развитой личности – главная цель духовно – нравственного и патриотического воспитания, которое должно начинаться уже в дошкольном возрасте, когда мы начинаем знакомить ребят с родным краем, с его народом, бытом и традициями. Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование проектной деятельности в духовно – нравственном воспитании детей»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОМ
И ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
Губанова Людмила Федоровна, воспитатель МДОУ – детский сад №44 «Колокольчик», г. Серпухов
«Детство – каждодневное открытие мира и,
поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего,
познанием человека и Отечества, их красоты и величия»
В.А. Сухомлинский
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных направлений работы с подрастающим поколением становится духовно - нравственное и патриотическое воспитание.
Формирование человека как члена гражданского общества сознающего личную ответственность за страну, воспитание творчески развитой личности – главная цель духовно – нравственного и патриотического воспитания, которое должно начинаться уже в дошкольном возрасте, когда мы начинаем знакомить ребят с родным краем, с его народом, бытом и традициями. Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.
В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит намного позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм социального поведения.
Мы, педагоги, должны обратиться к душе ребенка. Воспитание его души – создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека. Но, очевидно, рациональное воспитание нравственности, не затрагивающее эмоции ребенка, никогда не приведет к желаемому результату. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях – человечности – закладывается именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.
Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура – это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей. Удивительное и загадочное явление народной культуры – праздники и обряды.
Корни духовно-нравственного воспитания лежат в православии. Все наши нравственные ценности родом из Нового Завета: уважение к родителям и старшим, любовь к ближнему и Родине, бескорыстность, жертвенность, скромность, честность, терпимость, умение уступать и прощать и т.д.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Кроме того, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, встречающиеся в фольклорных произведениях. Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре были и остаются отрывочны и поверхностны.
Задача педагога – соединить обучение и воспитание через изучение традиций нашей культуры, предоставить детям возможность познакомиться с культурным наследием наших предков.
На основе этих знаний у них формируются такие патриотические качества, как: любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю.
К проблеме патриотизма подрастающего поколения обращались многие выдающиеся педагоги и общественные деятели. К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский указывали на необходимость воспитания сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства, любящих своё отечество. В работах Н.В. Алёшиной, А.А. Зеленовой, М.Д. Маханёвой рассматриваются проблемы приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города, Отечеству.
Идеи этих и других авторов мы активно используем в своей деятельности. ФГОС ДО предполагает, что в основе социализации, развития инициативы и творческих способностей ребенка лежит его сотрудничество со взрослыми и сверстниками. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Если в семье есть свои, присущие только ей черты, особенности, традиции, такие как праздновать вместе Новый год, дни рождения, готовить друг другу подарки, ездить вместе на отдых - то это все постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка, как самые приятные и дорогие воспоминания, которые хочется пережить снова.
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.
Основываясь на личностно ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста, проектная деятельность развивает у них познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, оказывает возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка. Значение семьи в формировании нравственно-патриотического сознания трудно переоценить. Привлекая родителей к работе над проектом, мы создаем в группах дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта.
Именно поэтому актуальна разработка и реализация проекта по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Маленькие патриоты - большой страны».
Цель проекта: Воспитание духовно - нравственных и патриотических чувств детей дошкольного возраста через ознакомление с семейными ценностями, малой и большой Родиной. Формирование позитивных установок в воспитании гражданственности, патриотизма, развитие социально-эмоционального интеллекта в изучении фактов истории родного края.
Задачи проекта:
Расширение представлений о семье, о детском саде, о Серпухове, как о родном городе, России как о родной стране. Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного края; расширять знания об его истории.
Развитие интереса к русской культуре, национальным костюмам;
Воспитывать чувства гражданственности, гордости за свою малую Родину; Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому.
Воспитывать гуманное эмоционально-положительное, бережное отношение к миру природы и окружающего мира в целом;
Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, родному городу.
Воспитывать трепетное отношение к празднику Победы, уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны;
Повысить педагогическую компетентность родителей в нравственном воспитании детей.
Условия для успешного внедрения проектной деятельности:
развивающая среда
уровень общения со сверстниками
способность к сотрудничеству
профессионализм педагога
потребность родителей
опора на собственный опыт ребенка
Формы работы по проекту:
работа с детьми:
- Чтение и рассматривание художественной литературы, энциклопедий;
- Проведение дидактических, словесных, сюжетно-ролевых игр с детьми;
- Продуктивная деятельность;
- Проведение НОД;
-Участие в концертах в Доме ветеранов, в акциях: "Полевая почта", "Подвигу жить в веках," "Бессмертный полк". Природоохранные акции "Лес Победы", "Экологический марафон"; "Покормите птиц зимой"
- Трудовые поручения в группе и на участке детского сада;
- Связь с социумом: посещение музеев, библиотек.
- работа с родителями:
- Ознакомление с консультациями, рекомендациями, советами;
- Привлечение к участию в выполнении совместных с детьми творческих работ;
- Проведение бесед, оформление стенгазет;
- Проведение викторин, КВН, досугов, праздником, развлечений;
Продукты проектной деятельности:
- Оформление уголков по духовно – нравственно и патриотическому
воспитанию: государственные символы, символика г. Серпухова, России;
- оформление мини-музея "Павлин";
- оформление экологической тропы;
- оформление панно «Мой город»;
- проведение народных праздников, тематических часов-досуга;
- связь с социумом, экскурсии, проведение совместных праздников и т.д.
Предполагаемые результаты:
осознание патриотического чувства в формировании взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
повышенный интерес к истории своего города Серпухова, России.
бережное отношение к природе своего края.
освоение доступных знаний детей в символах родного города, государства.
ощущение любви к своему родному краю, стране.
осознанное желание быть полезным своей Родине.
повышение педагогической компетентности родителей в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей.
Использование технологии проектирования помогает нам в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.
Совместная работа сплотила детей, родителей и педагогов. Наблюдения показали, что у всех участников проекта возник устойчивый интерес к совместному творчеству. Итак, народные традиции в наше время должны занять главное место в формировании высоконравственной, культурно образованной личности. Благодаря им в доступных формах, на близком и понятном материале дети усваивают нравы, обычаи русского народа – весь комплекс духовных ценностей. Приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры – это радость, это труд, приносящий бесценные плоды.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников - М.: Мозаика- Синтез, 2011.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008.
Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008.
Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. . Проекты в работе с семьёй: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2012.
Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Учебно - методическое пособие./ СПб: «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2004.
Петрова В. И. Стульник Т. Д. Нравственные беседы с детьми 4-7 лет - М. : Мозаика-Синтез, 2007.