Использование технологии активного обучения в дошкольном возрасте для развития познавательных интересов ребёнка
Использование технологии активного обучения в дошкольном возрасте для развития познавательных интересов ребёнка
В последнее время многие воспитатели и учителя отмечают равнодушие детей дошкольного и младшего школьного возраста к знаниям, отсутствие мотивации учиться, а также низкий уровень развития познавательных интересов. Таким образом, актуальной становится проблема внедрения в образовательный процесс более эффективных форм, моделей и технологий для активизации обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование технологии активного обучения в дошкольном возрасте для развития познавательных интересов ребёнка»
Использование технологии активного обучения в дошкольном возрасте для развития познавательных интересов ребёнка
В последнее время многие воспитатели и учителя отмечают равнодушие детей дошкольного и младшего школьного возраста к знаниям, отсутствие мотивации учиться, а также низкий уровень развития познавательных интересов. Таким образом, актуальной становится проблема внедрения в образовательный процесс более эффективных форм, моделей и технологий для активизации обучения.
Активное обучение представляет собой одно из основных направлений современных педагогических исследований. Под активными методами обучения понимают такие способы и приемы педагогического воздействия, которые побуждают детей к мыслительной активности, к проявлению творческого, исследовательского подхода и поиску новых идей для решения разнообразных задач. Активные методы обучения должны формировать у детей стремление самостоятельно разобраться в сложных вопросах и, на основе глубокого системного анализа имеющихся факторов и событий, выработать оптимальное решение по исследуемой проблеме для реализации его в практической деятельности.
Активные формы занятий представляют собой формы организации учебно-воспитательного процесса, которые способствуют разнообразному (индивидуальному, групповому, коллективному) изучению (усвоению) учебных вопросов (проблем), активному взаимодействию детей и педагога, живому обмену мнениями между ними, нацеленному на выработку правильного понимания содержания изучаемой проблемы и способов ее практического решения.
В целом технологию активного обучения можно представить следующим образом:
- активизация мышления ребёнка;
- достаточно длительное время вовлеченности детей в образовательную деятельность, т.к. их активность должна быть не кратковременной или эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего проекта);
- самостоятельная творческая выработка решений, повышение степени мотивации и эмоциональности детей;
- постоянное взаимодействие обучаемых и воспитателей посредством прямых и обратных связей.
Активные методы обучения базируются на экспериментально установленных фактах, что в памяти человека запечатлевается (при прочих равных условиях) до 90% того, что он делает, до 50% того, что он видит, и только 10% того, что он слышит. Следовательно, наиболее эффективная форма обучения должна основываться на активном включении в соответствующее действие. Таким образом, применение технологии активного обучения при работе с детьми 2-3 лет целесообразно рассматривать как обучение деятельностью.
Применение технологии активного обучения позволяет формировать у детей не просто знания-репродукции, а умения и потребности применять эти знания для анализа, оценки и правильного принятия решений. Использование активных методов и приёмов, а так же выбор форм работы в рамках применения данной технологии определяется целями и содержанием обучения, индивидуальными особенностями обучаемых и рядом других условий.
С помощью технологии активного обучения у дошкольников можно развить, в первую очередь, важную способность осуществлять совместную проектную, экспериментальную и исследовательскую деятельность, умение отстаивать свою позицию, обосновывать собственное мнение и толерантно относиться к чужому, а также полезный навык сотрудничества при работе в команде.
В дошкольном возрасте рекомендуется использовать следующие формы активного обучения:
- исследовательские – подразумевают проверку некоего предположения (гипотезы) с использованием научных методов познания (наблюдение, эксперимент);
- творческие – связаны с подготовкой праздников, театральных представлений, съемкой видео- и мультипликационных фильмов;
- игровые – участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в определенных проблемных или учебных ситуациях;
- информационные – направлены на сбор и анализ информации о каком-либо объекте, явлении;
- практико-ориентированные – связаны с работой на достижение объективно или субъективно значимого результата.
При работе с детьми 2-3 лет в рамках технологии активного обучения целесообразно использовать такие формы работы: исследовательская деятельность, проектная деятельность, экспериментальная деятельность как форма поисковой деятельности.