Использование здоровьесберегающих технологий в практике работы музыкального руководителя
Использование здоровьесберегающих технологий в практике работы музыкального руководителя
Одной из основных задач, стоящих перед педагогами является не только воспитание подрастающего поколения, а также сохранение и укрепление здоровья детей-дошкольников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование здоровьесберегающих технологий в практике работы музыкального руководителя»
Использование здоровьесберегающих технологий в практике работы музыкального руководителя
Зуева Светлана Петровна, музыкальный руководитель первой квалификационной категории МАДОУ «Детский сад №56»
Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание подрастающего поколения. По статистическим данным, в последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Это обусловлено многими факторами. Помимо неблагоприятных климатических особенностей на здоровье детей отрицательно влияют ухудшение экологической обстановки, электронно – лучевое, «металло – звуковое» облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видео фильмов, постоянно звучащая рок – музыка. Вместе с этим все актуальнее становится проблема повышения работоспособности воспитанников, с одной стороны, и борьба с быстро наступающим утомлением – с другой стороны. А хроническое утомление – это один из факторов истощения ресурсов здоровья дошкольников. Именно поэтому необходимо включать в образовательный процесс дошкольного учреждения элементы здоровьесберегающих технологий. Наше дошкольное учреждение работает по комплексной образовательной программе «Детство»— (автор Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.), основными целями которой являются:
сохранение здоровья детей,
обеспечение каждого ребенка возможностью радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
В своей практике я широко использую элементы здоровьесбережения.
Но прежде чем начать традиционное музыкальное занятие, я обращаю внимание на следующие аспекты:
Гигиенические условия в музыкальном зале: чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения.
Во время проведения занятия слежу за соответствующей возрасту детей его длительностью, а также за количеством видов музыкально – ритмической деятельности. К их числу относятся: слушание музыки, пение, музыкально – ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, задания на развитие творческих способностей детей, рассматривание наглядных пособий, вопросы к детям, решение поставленных задач и др.
Использую различные виды обучения: словесный, наглядный, практический и т.д.
Применяю ТСО: аудиокассеты, диски с записями музыкальных произведений для слушания и танцевально – игрового творчества, видеоматериалы, детские фонограммы, тематические слайд – презентации.
Включаю методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения детей (беседа, ролевые и дидактические игры, «минутки творчества», релаксационные паузы).
Постоянно слежу за позой воспитанников, помню о том, что нарушение осанки
зачастую происходит как раз в дошкольном возрасте
В процессе работы с детским голосом никогда не забываю об его охране. Предлагаю детям петь естественным голосом, избегая резкого форсированного звучания. Прежде чем приступить к пению, провожу разминку голосового аппарата. Для активизации использую метод моделирования упражнений «Звуки пошли гулять», «Прятки» (дидактический материал Т.Э. Тютюнниковой), также вношу схемы интонационно – фонетических упражнений по методике А.Ф. Битус, пособие Т.Н. Овчинниковой «Логопедические распевки». Сам процесс пения содействует укреплению здоровья (развивает дыхательные мышцы, благотворно влияет на нервную систему) и даже помогает устранению некоторых дефектов речи.
В содержание музыкального материала активно включаю элементы логоритмики (пальчиковые и речевые игры, артикуляционную гимнастику, игры с палочками, игры с пением, коммуникативные игры), что способствует устранению признаков усталости. Для этого использую методическое пособие «Умные пальчики», рекомендованное программой музыкального воспитания «Ладушки» (авторы И.А Новоскольцева, И.М. Каплунова), провожу тренинги по методике В.В. Цвынтарного «Играем пальчиками и развиваем речь», дополняю музыкально – песенным материалом для развития мелкой моторики у детей (аудиопособие С. и Е. Железновых «Пять поросят»). Выполняя эти упражнения, дети разучивают и запоминают забавные стихи, песенки, прибаутки, учатся исполнять их выразительно, эмоционально.
Считаю, что наилучшим средством для борьбы с утомлением, является активный отдых. На занятия с высокой умственной нагрузкой и малой подвижностью вношу танцевальные композиции в качестве физкультминуток. Композиции на основе быстрой, веселой музыки позволяют поднять настроение детей, активизировать их внимание. Например, чересчур подвижный малыш, благодаря правильно воспринятой мелодии, может успокоиться, а чересчур нерешительный, также предприняв некие действия, продиктованные образно – эмоциональным состоянием конкретного музыкального сочинения, может значительно повысить свой собственный тонус, уровень бодрости. Поэтому дети с удовольствием выполняют упражнения для развития дыхательной системы, формирования правильной осанки, укрепления плечевого пояса, подвижности пальцев рук, снятия нервного напряжения. Использую при этом аудиоматериал: «Аэробика для малышей», «Золотые ворота» (авторы Е. и С. Железновы), «Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой Т.С. Овчинниковой, методическое пособие с аудиоприложением «Потанцуй со мной, дружок» И.А. Новоскольцевой и И.М. Каплуновой. Для организации психологической безопасности детей дошкольного возраста помогают релаксационные паузы и элементы психогимнастики по методике М. И. Чистяковой («Цветок», «Ласка», «Вкусные конфеты», «Золотые капельки» и т.д.), а также подборка звуков и голосов живой природы, коллекция музыкальных произведений композиторов - классиков.
Убеждена в том, что психофизический комфорт воспитанников на занятии – это важнейшее условие предупреждения их утомления. Считаю занятие неполноценным, если на нем не было эмоционально – смысловых разрядок: улыбок, уместных шуток, поговорок, небольших стихов, динамических пауз и т.п. Стараюсь, чтобы здоровьесберегающий аспект всегда присутствовал на моих занятиях.
Демократизация педагогического процесса в детском саду позволяет расширить возможности использования музыки. Ведь музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкой лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно – сосудистой системы. Она влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Мощное положительное влияние музыка оказывает на здоровье дошкольников. Именно музыка с ее фантастическим умением регулировать состояние души ребенка призвана помочь ему преодолеть собственные ощущения дискомфорта–неуверенность, растерянность, печаль, страх, боязнь ожидания чего - то. По утрам, в момент приема детей в детский сад, необходимо включать записи классических и современных произведений с соответствующим мажорным, солнечным звучанием. В этом случае музыка будет выступать в качестве терапевтического средства, корректируя психофизическое состояние детей. Во время проведения гимнастики музыка бодрая, важная, маршевая, четкая. Подготовка к завтраку, к занятиям, прогулке может сопровождаться радостно – игривой, задорной мелодией. При возвращении с прогулки может звучать спокойный, добрый, неторопливый фон музыкального сопровождения. Перед сном полезна убаюкивающая, умиротворенная музыка. Чтобы пробуждение не вызывало отрицательных эмоций, необходимо использовать тихую, нежную, ласковую музыку, а во время полдника приятную, добрую мелодию. Фоном для игр, труда может служить сказочная, волшебная, изящная музыка, а уход домой может сопровождаться бравурно – зажигательным музыкальным фрагментом. Но следует также подчеркнуть, что звучание музыки в разные моменты не должно быть длительным и бесконтрольным. С помощью музыки проводится развивающий дозированный эмоциональный тренинг, приводящий к улучшению психологического и физиологического состояния организма ребенка.
В соответствии с этим определяется стержневая деятельность, которая позволяет наиболее эффективно проводить оздоровительно – образовательную работу в детском саду. А значит и проблема сохранения здоровья дошкольников остается актуальной, но решаемой.
Список литературы:
1. Л.В. Гаврючина «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» - Москва; «Сфера», 2007г.
2. О.В. Кацер из журнала «Музыкальная палитра» №3 – 2003г.
3. Н.К. Смирнов из журнала «Практика административной работы в школе».№ 8 – 2005г.
4. И.А. Агапова, М.А. Давыдова « Лучшие музыкальные игры для детей», Москва изд. «Лада», 2006г.