«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА В ЦИКЛИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЯХ»
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА В ЦИКЛИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЯХ»
Ознакомление с природой, её явлениями, получение конкретных знаний, развития мышления, речи, воспитания интереса к природе, любовь ко всему окружающему и бережное отношение у детей дошкольного возраста в основном проходит через наблюдения. Наблюдение- это целенаправленный процесс восприятия, сложный познавательный процесс, в котором проявляются единства чувственного и рационального. Для каждого наблюдения необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представление об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА В ЦИКЛИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЯХ»»
Ившина Е.Е..
Воспитатель ГККП «Ясли-сад №4 «Дельфинчик»
город Темиртау
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА В ЦИКЛИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЯХ»
Ознакомление с природой, её явлениями, получение конкретных знаний, развития мышления, речи, воспитания интереса к природе, любовь ко всему окружающему и бережное отношение у детей дошкольного возраста в основном проходит через наблюдения. Наблюдение- это целенаправленный процесс восприятия, сложный познавательный процесс, в котором проявляются единства чувственного и рационального. Для каждого наблюдения необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представление об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать детям новое знание, постепенно расширять и углублять первоначальное представление. Для более качественного получения информации, для закрепления знаний о природе и её явлениях используем такие методы и формы работы: это могут быть рассказы воспитателя о природе,
Чтение книг, стихов, загадок. Так например во время циклических наблюдений за снегом мы используем стихотворение при рассматривании снежинок в ходе первого наблюдения. В стихотворении отображаются все характерные признаки снежинки:
Что за звёздочка такая
На пальто и на платке?
Вся сквозная, вырезная.
А сожмёшь- вода в руке.
Во время следующего наблюдения, отмечаем, что нападало много снежинок и вся земля покрыта снегом(наблюдение за первым снегом)
Всё покрыто белым снегом,
Вся земля сейчас в снегу.
Как красиво, что за диво
Наглядеться не могу.
На следующем наблюдении выделяем такие признаки снега: легкий, пушистый, мягкий. Для этого используем лопатки или руками подбрасываем снег вверх:
Снег пушистый стелется
Улица бела,
И зима- метелица
В гости к нам пришла!
В дальнейшем наблюдении закрепляем и обобщаем знания детей о том, что снег холодный, но тает от тепла рук:
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не трожь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь.
В тёплую зимнюю погоду, мы отмечаем, что снег липкий, плотный и твёрдый, и из него хорошо лепить снежки и разные фигуры
Мы налепим снежков,
Вместе поиграем.
И друг в друга снежки
Весело бросаем.
***
По снегу покатите,
Я подрасту.
На костре согреете,
Я пропаду.
В морозный день, обращаем внимание детей на то, как хрустит снег под ногами, рассыпается в руках и слепить из него ничего нельзя:
По двору метелица,
Ковром шелковым стелется.
Но больна холодна.
Ранней весной, при таянии снега обращаем внимание детей на это явление с помощью загадок: лежал, лежал, да в реку убежал. Живёт- лежит, умрёт- бежит. Наблюдая за ручейками, выбегающими из под снега даём понятие, что такое лужа, ручей:
Я под снегом долго спал.
От молчания устал.
Я проснулся и помчался,
И с весною повстречался.
***
Не зверь, не птица
Под снегом таится.
Весна придёт-
Победит, запоёт.
В конце циклического наблюдения делается обобщение с помощью произведения Е. Тараховской
Он летает белой стаей,
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
Он на солнышке румяный,
Под луною голубой.
Он за ворот и в карманы
Залетает нам с тобой.
Он и белый и мохнатый,
И пушистый, как медведь.
Во время сезонных наблюдений за берёзой, так же широко используем художественное слово, где ярко отмечены характерные признаки и особенности дерева и изменения, происходящие с ним. Летом:
Склоняясь к реке, зелёною рукой,
Спешит берёза стройная умыться.
Ей хочется в семье своей большой
Быть самой лучшей, самой белолицей.
Г. Новицкая
Осенью
По лесным тропинкам
Ходит – бродит осень,
Сколько свежих шишек
У зелёных сосен.
И листок берёзы
Золотою пчёлкой,
Вьётся и летает
Над колючей ёлкой.
Е.Трутнева
Зимой:
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Будто серебром
С. Есенин
Весной:
После долгой зимней стужи,
На снегу синеют лужи.
И берёзка ожила
От весеннего тепла.
Дышит стоя на пригорке,
Прилетают к ней тетёрки.
Полно белая тужить,
Хорошо на свете жить.
Я. Годин
В результате каждого такого наблюдения у детей лучше и ярче формируется представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы и отношения к нему.