Использвание блоков Дьенеша в математическом развитии дошкольников
Использвание блоков Дьенеша в математическом развитии дошкольников
Использвание блоков Дьенеша в математическом развитии дошкольников
Логические блоки Дьенеша (ЛБД) – абстрактно-дидактический материал. В методической литературе этот материал можно встретить под разными названиями: «логические фигуры», «логические кубики», «логические блоки», но все эти названия подчеркивают направленность на развитие логического мышления.
Логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки детей, так и точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а также логические операции «не», «и», «или». Используя логические блоки Дьенеша, можно закладывать в сознание малышей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использвание блоков Дьенеша в математическом развитии дошкольников»
Использвание блоков Дьенеша в математическом развитии дошкольников
Логические блоки Дьенеша (ЛБД) – абстрактно-дидактический материал. В методической литературе этот материал можно встретить под разными названиями: «логические фигуры», «логические кубики», «логические блоки», но все эти названия подчеркивают направленность на развитие логического мышления.
Логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки детей, так и точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а также логические операции «не», «и», «или». Используя логические блоки Дьенеша, можно закладывать в сознание малышей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления и числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку.
Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе разнообразных Действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство ( цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т.д.),несколько позже по трем свойствам ( цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине и т.д.) и по четырем свойствам ( цвету, форме, размеру и толщине).
Набор логических блоков состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Можно использовать и плоскостной вариант блоков, он включает в себя 24 фигуры ( признак толщины отсутствует). Каждая фигура характеризуется четырьмя заданными свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. В комплект блоков входят: 12 кругов – 6 больших( красный толстый, красный тонкий, синий толстый, синий тонкий, желтый толстый, желтый тонкий) и 6 маленьких (красный толстый, красный тонкий, синий толстый, синий тонкий, желтый толстый, желтый тонкий) , 12 таких же квадратов, 12 прямоугольников, 12 треугольников.
Кроме логических блоков для работы необходимы карточки, на которых условно обозначены свойства блоков,(цвет- красный, синий, желтый; форма – квадрат, круг, прямоугольник, треугольник; размер – большой и маленький; толщина – толстый, тонкий). Понадобятся и карточки с отрицанием свойств: не синий, не красный, не желтый, не квадратный, не прямоугольный, не круглый, не треугольный, не большой, не маленький, не толстый, не тонкий.
Использование таких карточек позволит развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умения кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий.
Карточки- свойства помогают детям перейти от наглядно- образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств – крохотный мостик к словесно-логическому мышлению.
Итак, играя с блоками, ребенок приближается к пониманию сложных логических отношений между множествами. От игр с абстрактными блоками дети легко и с удовольствием переходят к играм с реальными множествами, с конкретным « жизненным» материалом.
Первый этап
Блоки Дьенеша привлекают детей, прежде всего своими качественными признаками: цветом, формой, размером, толщиной. Дети сразу же выделяют их самостоятельно: группируют по этим признакам, выстраивают разнообразные структуры или художественные композиции ( узоры, сюжеты).
Однако уже на этом этапе следует помогать ребенку, выделять и обозначать свойства (кодовые карточки), а также воссоздавать (моделировать) блок не только по его отдельному свойству, но и по целому объему свойств.
На этом этапе детям предлагают игры типа: «Угадай цвет», «Давайте познакомимся», «Найди блок», «Дружат – не дружат».
Игра «Угадай цвет».
Цель: учить детей выделять и называть отдельные свойства блоков.
Каждый ребенок выбирает понравившийся ему блок. По сигналу ведущего « красный (желтый, синий)» дети поднимают блоки названного цвета. Аналогично проводятся упражнения на выделение других признаков – формы, величины и толщины.
Игра «Найди блок»
Цель: учить детей выделять и называть объем свойств определенного блока.
Один ребенок загадывает «полное имя» своего блока, другие находят этот блок по описанию. Если дети пропускают какое-то свойство или повторяют уже названные, можно ввести правило: сначала называть цвет, затем форму, размер и, наконец, толщину.
Игра «Дружат – не дружат» позволяет формировать у детей умение находить в блоках одновременно и сходство и отличие ( дружат- по цвету, не дружат – по форме, по размеру).Выделение сходства и отличия в реальном мире выходит за пределы видимых свойств объектов. Например, красное яблоко и зеленая груша, «не дружат» по внешним свойствам, но «дружат» потому, что фрукты.
Игра «Автотрасса».
Цель: развивать умение выделять свойства предметов, абстрагировать их от других, следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритмы простейших действий.
Материал. Таблицы с правилами построения дорог, логические блоки
Содержание.
Город логических фигур готовится к автомобильным соревнованиям. Надо построить гоночную трассу. Для каждой машины в ней должна быть отдельная дорожка, построенная по своим правилам. Правила построения записаны в таблицах. Стрелки показывают, какой по цвету блок за каким должен идти. Дети разбирают первое правило: за красным блоком стоит желтый, за желтым – красный, за красным – синий, за синим - снова красный. Решают, с какого блока начнут дорожку, и строят ее. Затем дети разбирают правила построения второй и третьей дорожки, где в основу положено отличие фигур по форме ( квадрат, прямоугольник, круг, треугольник и снова квадрат) и отличие фигур по размеру ( маленький, большой и опять маленький).
Игра «Найди свой домик»
Цель: развивать умение детей группировать фигуры по определенному свойству ( цвету, размеру, форме и толщине).
Можно предложить детям сгруппировать фигуры по одному признаку с отрицанием. Группирование с использованием символа отрицания лучше начинать с альтернативных свойств: большой – маленький, толстый – тонкий. В этом случае детям проще понять смысл отрицания и определить искомую группу, так как выбор однозначен: если не большой, то, значит, маленький. Далее можно использовать ситуации , где могут быть две альтернативы для цвета: если не красный, то могут быть как синие, так и желтые; три – для формы: если не круглый, то может быть треугольный, квадратный, прямоугольный.
Когда дети освоят умение выделять и абстрагировать предметы по одному свойству, задание усложняют, детям предлагают построить дорожки - по правилу, которое требует ориентировки на два свойства. Дети разбирают правило: красный круг, желтый треугольник, синий прямоугольник, желтый квадрат и снова красный круг, но при этом все фигуры одинаковые по размеру – маленькие. Аналогичным образом разбирают правила построения по второй и третьей карточке. Для поддержания интереса предлагают различные игровые и практические ситуации: построить дорожку из дворца Снежной Королевы, чтобы помочь убежать Каю и Герде; разложить в коробке конфеты, навести порядок в шкафу человека Рассеянного с улицы Бассейной.
Завершающим этапом работы являются задания на выделение трех свойств предметов. Дети строят дорожки (цепочки ) по правилам, которые требуют учета цвета, формы, размера или толщины: большой красный квадрат, маленький синий треугольник, маленький синий круг, большой желтый прямоугольник и снова большой красный квадрат.
Детей следует побуждать к самостоятельному составлению новых правил, поощрять проявление активности и творчества.
Для поддержания интереса детей предлагаются различные игры и игровые упражнения, например игры «Необычные фигуры», «Где, чей гараж?» Но в каждой из предложенных игр следует рассмотреть ситуации учета в правилах сначала одного свойства, затем двух и трех.
Второй этап.
Игры и упражнения этого этапа помогут развить у детей умение сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному, двум и трем свойствам. Они даются в такой последовательности, что обеспечивают овладение ребенком умениями сначала сравнивать, затем классифицировать и обобщать предметы. При этом сначала ребенок осваивает сравнение предметов по заданным свойствам, затем – по самостоятельно выделенным, постепенно переходит от сравнения двух предметов к сравнению трех. От обобщения предметов по отдельным свойствам к выведению закономерностей их порядка и т.д. в конкретном упражнении.
Игра «Дорожки»
Цель: развивать умение выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину, сравнивать предметы по заданным свойствам.
Материал: логические блоки, три домика.
Содержание.
На полу по кругу расставлены три домика – домик Нуф-Нуфа, домик Наф-Нафа и домик Ниф-Нифа. Между ними нужно проложить дорожки. Чтобы поросятам удобно было ходить в гости друг к другу.
Как построить первую дорожку, предлагает взрослый . Например так, чтобы рядом не было фигур одинакового цвета. Каждую новую дорожку следует строить по новому правилу: чтобы рядом не было фигур одного размера, или одной толщины, или одной формы.
Для поддержания интереса игровые задачи следует менять: построить мост через речку, сделать из фигур праздничную гирлянду, составить поезд из блоков-вагончиков и т.д.
Второй вариант игры предусматривает усложнение правил построения дорожек. Они требуют, чтобы дети ориентировались при выполнении задания сразу на два свойства: построить дорожку так. Чтобы рядом были фигуры одинакового цвета, но разной формы (одинаковой формы, но разного цвета, одинакового размера, но разной формы, разные по цвету и размеру и т.д.)
Третий вариант предусматривает построение дорожек с учетом трех свойств: построить дорожку так, чтобы рядом были фигуры одного цвета, но разные по форме и размеру; одной формы, но разного цвета и размера; одинаковые по размеру и цвету, но разные по форме; разные по цвету, форме и размеру и т.д.
Игра «У кого в гостях был Дед Мороз?»
Цель: развивать способность к анализу, сравнению, обобщению.
Материал: карточки с логическими таблицами, логические фигуры.
Содержание. Дед Мороз отправился в город логических фигур. В каждом доме он побывал только у одной фигуры. зашел в первый дом, У какой фигуры в гостях был Дед Мороз?
Дети находят недостающую фигуру и кладут ее в клетку, где нарисован Дед Мороз. Если дети не могут самостоятельно решить задачу, взрослый предлагает рассмотреть, какие фигуры находятся в верхнем и среднем рядах, установить, чем похожи эти ряды, и определить, какой фигуры недостает.
Затем дети находят недостающие фигуры на других таблицах. От поиска одной фигуры переходят к поиску двух недостающих фигур.
При поиске недостающих фигур дети анализируют, сравнивают и обобщают фигуры в таблице по двум свойствам. Если интерес детей к прежней игровой задаче снижается, взрослый предлагает новую. Например, угадать, какой сундук с драгоценностями украли пираты, найти утерянный хозяином ключ от квартиры, угадать какие камни утеряны в ожерелье королевы или какой кусочек сыра стянул у кота Тома мышонок Джерри.
На завершающем этапе используют таблицы с заданиями. Которые требуют анализа, сравнения и обобщения фигур по трем свойствам: цвет, форма и размер.
Третий этап.
Эти игры и упражнения предназначены для старших дошкольников. Они помогут развить у детей умения разбивать множества на классы по совместимым свойствам, развивать умение производить логические операции «не», «и», «или», умения с помощью этих операций строить истинные высказывания. Кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов. В результате этих игр и упражнений ребенок сможет рассуждать. обосновывать правомерность или ошибочность действий.
Содержание. Перед детьми таблица. На ней лес, в котором заблудились фигурки. Нужно помочь им выбраться из чащи.
Сначала дети устанавливают, для чего на разветвлениях дорог расставлены знаки. (Каждый знак разрешает идти по своей дорожке только таким фигурам, как он сам). Затем дети разбирают фигуры и по очереди выводят их из леса. При этом рассуждают вслух, на какую дорожку надо каждый раз свернуть.
Игра «Раздели блоки»
Цель: развивать умение разбивать множество по двум совместимым свойствам, производить логические операции»не», «и», «или».
Материал: логические блоки, 2 игрушки.
Содержание. Перед детьми две игрушки – заяц и волк. Детям предлагают угостить их конфетами ( конфеты – блоки), но разделить их надо так, чтобы у зайца были все желтые, а у волка – все прямоугольные.
После практического решения задачи дети называют, какие конфеты у зайца ( желтые не прямоугольные), у волка (прямоугольные не желтые), какие ни к кому не попали (не желтые не прямоугольные) и какие оказались общими( желтые прямоугольные).
Игра «Построй дом»
Цель: развитие логического мышления, внимания.
Материал: набор логических фигур в мешочке, 4 карточки-домика, прямоугольники по размеру клеток на карточке.
Содержание. Ведущий по очереди вынимает из мешочка фигуры, называет их форму. Тот, кто находит соответствующее обозначение на карточке, закрывает его прямоугольником «кирпичиком».
В дальнейшем используются карточки, которые требуют выделения двух, а затем и трех свойств.
Ведущий, вынимая фигуру из мешочка, называет цвет, форму и размер каждой.