Просмотр содержимого документа
«Исследование особенностей трудовой деятельности детей дошкольного возраста с ограниченной трудоспособностью»
Статья
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННОЙ ТРУДОСПОСОБНОСТЬЮ
База исследования: Детский сад «Балдырган» с. Песчаное ГУ «Аппарат акима Песчанского сельского округа».
Исследование особенностей трудовой деятельности детей дошкольного возраста с ограниченной трудоспособностью проходило в сентябре 2017 года.
Выборка: 10 детей старшего дошкольного возраста: от 5 лет 1 месяца до 6 лет 4 месяцев. 3 дошкольника – диагноз легкая степень умственной отсталости, 2 ребенка – нарушение слуха, 2 ребенка – нарушение зрения, 1 ребенок – аутист, 1 ребенок – нарушение опорно-двигательного аппарата.
Цель исследования: заключалась в следующем – определить, насколько сформированы навыки трудовой деятельности у детей старшей группы с ограниченной трудоспособностью. В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста с ограниченной трудоспособностью, которые составили экспериментальную группу.
За дошкольниками было проведено наблюдение в процессе дежурства по столовой, игровому уголку, уголку природы. Для этого на каждый вид дежурства мы назначили по два человека. Нами проводилась смена видов дежурств каждые два дня, и вместе с детьми оценивали качество работы, т.е. формировали самооценку.
В ходе этого исследования мы определили: хотят ли дети дежурить, и отражается ли их желание в реальном процессе работы, каковы их мотивы, характер поведения в процессе дежурства: уклоняются ли от дежурства; хорошо ли дежурят только при контроле со стороны воспитателя, детей; работают ли хорошо во время дежурств по назначению воспитателя; хорошо ли дежурят, выполняют ли работу вне дежурства, помогают ли другим.
Анализируя отношение детей к дежурству, Ю. Белополова, определяет к какой группе относится ребенок:
Низкий уровень – дети дежурят небрежно, охотно передают свои обязанности другим, отказываются от дежурства, забывают о нем, не доводят дело до конца, считают, что порядок – дело помощника воспитателя, других детей.
Ниже среднего – отношение к дежурству неустойчиво, качество работы зависит от настроения.
Средний уровень – выполняют свои обязанности хорошо, активно, не забывают о них, но не помогают другим, стремятся обязательно получить одобрение взрослых.
Выше среднего – дети охотно, хорошо дежурят, сами помнят о своих обязанностях. Если они не дежурят в данный момент, то все равно обращают внимания на непорядок в группе и устраняют его, просят назначить их дежурными.
Высокий уровень – дети постоянно стремятся участвовать в коллективной деятельности, хорошо работают, помогают товарищам в разных видах деятельности.
Результаты представлены в таблицах 1-3 и рисунках 1-3.
Таблица 1 – Уровень развития трудовых навыков, желания дежурить. Дежурство по столовой
Уровень отношения к дежурству
Количество детей
%
Высокий
0
0
Выше среднего
1
10
Средний
3
30
Ниже среднего
3
30
Низкий
3
30
Рисунок 1 – Уровень развития трудовых навыков, желания дежурить. Дежурство по столовой
Таким образом, уровень развития трудовых навыков, желания дежурить в процессе дежурства по столовой у дошкольников с ограниченной трудоспособностью следующий:
высокий уровень – не выявлен;
выше среднего уровень – 1 ребенок (10%);
средний уровень – 3 дошкольников (30%);
ниже среднего – 3 дошкольников (30%);
низкий уровень – 3 дошкольников (30%).
Таблица 2 – Уровень развития трудовых навыков, желания дежурить. Дежурство в игровом уголке
Уровень отношения к дежурству
Количество детей
%
Высокий
0
0
Выше среднего
1
10
Средний
3
30
Ниже среднего
3
30
Низкий
3
30
Рисунок 2 – Уровень развития трудовых навыков, желания дежурить. Дежурство в игровом уголке
Таким образом, уровень развития трудовых навыков, желания дежурить в процессе дежурства в игровом уголке у дошкольников с ограниченной трудоспособностью следующий:
высокий уровень – не выявлен;
выше среднего уровень – 1 ребенок (10%);
средний уровень – 3 дошкольников (30%);
ниже среднего – 3 дошкольников (30%);
низкий уровень – 3 дошкольников (30%).
Таблица 3 – Уровень развития трудовых навыков, желания дежурить. Дежурство в уголке природы
Уровень отношения к дежурству
Количество детей
%
Высокий
0
0
Выше среднего
1
10
Средний
3
30
Ниже среднего
3
30
Низкий
3
30
Рисунок 3 – Уровень развития трудовых навыков, желания дежурить. Дежурство в уголке природы
Таким образом, уровень развития трудовых навыков, желания дежурить в процессе дежурства в уголке природы у дошкольников с ограниченной трудоспособностью следующий:
высокий уровень – не выявлен;
выше среднего уровень – 1 ребенок (10%);
средний уровень – 3 дошкольников (30%);
ниже среднего – 3 дошкольников (30%);
низкий уровень – 3 дошкольников (30%).
Группа дошкольников с низким уровнем развития трудовых навыков (3 дошкольников – 30%) дежурят небрежно, охотно передают свои обязанности другим, отказываются от дежурства, забывают о нем, не доводят дело до конца, считают, что порядок – дело помощника воспитателя, других детей.
У группы дошкольников с ниже средним уровнем развития трудовых навыков (3 дошкольников – 30%) отношение к дежурству неустойчиво, качество работы зависит от настроения.
Группа дошкольников со средним уровнем развития трудовых навыков (3 дошкольников – 30%) выполняют свои обязанности хорошо, активно, не забывают о них, но не помогают другим, стремятся обязательно получить одобрение взрослых.
1 ребенок с выше средним уровнем развития трудовых навыков охотно, хорошо дежурит, сам помнят о своих обязанностях. Если он не дежурит в данный момент, то все равно обращает внимания на непорядок в группе и устраняет его, просит назначить его дежурным.
Вывод исследования: Таким образом, можно наблюдать достаточно невысокий уровень развития у детей старшего дошкольного возраста тс ограниченной трудоспособностью трудовых навыков. Следовательно, необходима специальная работа, направленная на развитие у детей экспериментальной группы (дошкольники с ограниченной трудоспособностью) трудовые навыки.