Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность в ДОУ»
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад № 12 Лесозаводского городского округа»
Семинар - практикум
для воспитателей
«Исследовательские технологии в ДОУ»
Подготовила: старший воспитатель О.А.Гольмакова
Задачи:
Закреплять профессиональные умения педагогов по использованию исследовательских технологий в образовательном процессе.
Создать условия для демонстрации опыта работы по теме.
Предварительная работа: изучение методической литературы, разработка семинара-практикума
План семинара
Теоретическая часть
- основные положения исследовательской технологии.
Практическая часть. Выполнение заданий.
Заключительная часть. Рефлексия.
Методы: лекция, обсуждение.
I часть. Теоретическая
На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологий обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, современных педагогических технологий. Одной из них является исследовательская технология обучения, главная особенность которой – активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и, таким образом, передать детям инициативу в организации своей познавательной деятельности. Основной ожидаемый результат исследовательского обучения заключается в развитии творческих способностей, приобретении ребенком новых знаний, умений, навыков исследовательского поведения и обработки полученного материала.
Выделяют три этапа исследовательской технологии обучения:
– подготовительный этап, целью которого является расширение знаний детей об окружающем мире, формирование у них исследовательских умений: наблюдать, анализировать, сравнивать и моделировать процессы взаимодействия объектов;
– алгоритмический этап, целью которого является развитие у детей практических навыков и умений формулировать конечный результат, выделять и разрешать противоречия на элементарном уровне;
– творческий этап с выходом на генерирование идей, целью которого является развитие у детей гибкости, подвижности, оригинальности, системности мышления.
Учебное исследование дошкольника включает следующие элементы:
• выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования);
• выработку гипотез;
• поиск и предложение возможных вариантов решения;
• сбор материала;
• анализ и обобщение полученных данных;
• подготовку и защиту итогового продукта (сообщение, доклад, макет и др.).
1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).
2. «Инкубационный период». Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).
3. Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы исследования).
4. Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи).
5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).
6. Разработать методику проведения исследования.
7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).
8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы).
9. Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования и др.).
10. Доклад (защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).
11. Обсуждение итогов завершенной работы. Рефлексия.
Доступные и интересные дошкольникам «типы исследования»:
1) опыты (экспериментирование);
2) коллекционирование (классификационная работа);
3) путешествие по карте;
4) путешествие по «реке времени».
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Исследовательская деятельность предстает как высшая форма развития исследовательской активности, когда индивид из «субъекта (носителя) спонтанной активности» превращается в субъекта деятельности», целенаправленно реализующего свою исследовательскую активность в форме тех или иных исследовательских действий.
В соответствии с психологическими основами исследовательской деятельности необходимо организовать деятельность ребенка таким образом, чтобы она способствовало открытию знаний самим ребенком через творческий, исследовательский поиск. В связи с этим у детей дошкольного возраста через специальные упражнения необходимо развивать в разных видах деятельности определенные умения:
Команда приводит примеры образовательной деятельности из опыта работы по использованию путешествий «по реке времени», путешествий по карте.
4 конверт «Познавательная активность детей»
Проводится блиц-опрос:
- Назовите основную особенность познавательной деятельности.
( ребенок познает объект в практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта)
- В чем проявляется познавательная активность дошкольника?
в умении ребенка отвечать на вопросы
наличия у детей системы знаний об окружающем мире
в умении детей делать выводы и устанавливать причинно-следственные связи между явлениями
интерес к образовательной деятельности
в стремлении к получению новых впечатлений
в умении искать ответы на вопросы взрослого и свои.
- Какие методы развивают познавательную активность? (проблемные ситуации, наблюдения, вопросы к детям, художественное слово, опыты и эксперименты, рассказ воспитателя)
5 конверт «Известный герой-исследователь»
Команда называет известных героев художественных произведений, и объясняют, почему поведение этих персонажей можно назвать исследовательским.
6 конверт «Черный ящик»
Команда дает характеристику предмету. Определяет возможность использования его для проведения исследовательской деятельности (типы исследований).
Подведение итогов.
Рефлексия. Цель: определить степень актуальности и практической значимости материала для слушателей семинара.