kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательский экологический проект "Мы-жители Земли"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательский экологический проект- авторская работа, соответствующая требованиям ФГОС.

Проект разработан в силу особой актуальности проблемы экологического воспитания. Данная тематика обусловлена тем, что экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский экологический проект "Мы-жители Земли"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа» Энгельсского муниципального района Саратовской области



















Исследовательский экологический проект

«Мы - жители Земли».

средняя группа № 5.













Подготовили:

И.А. Заграничная - воспитатель

М.В. Белобородая- воспитатель






2017 год.


Введение (пояснительная записка)

  1. Постановка проблемы.

Проект разработан в силу особой актуальности проблемы экологического воспитания. Данная тематика обусловлена тем, что экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. И одно из важнейших мест в этом процессе занимает изобразительное искусство.

Искусство является мощным фактором гармонизации личности как для взрослого так и для ребёнка. Именно искусство готово послужить мостиком, объединяющим детей, родителей, педагогов. Здесь все участники творческого процесса, зрителей здесь нет.

Клубок серьёзных социальных конфликтов современной жизни требует от педагогов поиска новых, эффективных методов и подходов в работе с семьями. Родители нуждаются в помощи и поддержке в воспитании собственных детей. Атмосфера игры и фантазии позволят сбросить механизмы самоконтроля и показать себя с неожиданной стороны. Лучше узнавая своих родных, дети и родители становятся ближе друг к другу. Семейные творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, способствуют позитивным изменениям в семье, помогает выстраивать взаимодействие и сотрудничество семьи и образовательного учреждения.

  1. Цель проекта.

Создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и  фауны.

  1. Задачи.

Включить  детей и родителей в творческий процесс. Занимаясь искусством рядом с близким человеком, члены семьи вступают в настоящее творческое соревнование, которое позволит им лучше понять друг друга, узнать много нового друг о друге, стать ближе друг к другу. 

 Сформировать у детей и родителей позитивные, бережные взаимоотношения. В  дальнейшем это поможет им найти пути к взаимной поддержке в семье.

Объединить участников образовательного процесса: педагогов, детей и их родителей с целью установления отношения сотрудничества и поддержки.

  1. Методы и формы работы, направленные на реализацию задач проекта.

Методы:

  • Определение темы (проблемы проекта).

  • Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.

  • Составление плана проекта.

  • Сбор информации, литературы, дополнительного материала.

  • Работа по плану с детьми, родителями, педагогами.

  • Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

  • Презентация проекта.


Формы работы:

  • С детьми:

Беседы, инструктаж по технике безопасности, НОД по рисованию и аппликации, выставки детских работ, прогулка по экологической тропе, разгадывание загадок, хороводная и подвижная игры чтение художественной литературе.

  • С родителями:

Наглядная пропаганда, беседы и консультации.

Ожидаемые результаты.

Тематические выставки детских работ: «Деревья нашего края», «Чудесное превращение», изготовление альбома совместно с родителями « Правила поведения в природе (лесу)»; активизация и обогащение педагогических знаний и умений родителей, повышение психолого-педагогической культуры родителей и детей, презентация проекта.


  1. План-график мероприятий

  1. Этап – предварительный

  • Определение темы (проблемы проекта).

  • Составление плана проекта.

  • Изучение литературы - Парциальная программа С.Н. Николаевой «Юный эколог».

  • Сбор информации, литературы, дополнительного материала.


  1. Этап - основной

  • Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье».

  • Беседа с детьми на тему «Лес – наше богатство» .

  • Рассматривание иллюстраций «Деревья».

  • Рассматривание иллюстраций «Цветы».

  • НОД по аппликации на тему «Деревья нашего края».

  • Рассматривание иллюстраций с изображениями деревьев.

  • Беседа о деревьях нашего края (сосна, ива, рябина, дуб, береза, клен).

  • Физкультминутка «Березка».

  • Вспоминаем правила работы с ножницами, клеем.

  • Самостоятельная работа детей.

  • Создание панно «Деревья нашего края».

  • НОД по рисованию «Чудесное превращение» .

  • Чтение стихотворения про леса.

  • Рассказ про леса нашего края.

  • Знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования (метод выдувания).

  • Показ нетрадиционного метода рисования (выдувание).

  • Физкультминутка «Пузырь»

  • Самостоятельная работа детей.

  • Выставка рисунков «Чудесное превращение».

  • Инструктаж по технике безопасности «Правила поведения в лесу».

  • Прогулка по экологической тропе.

  • Чтение стихотворений о весне.

  • Хороводная игра «Черемуха».

  • Подвижная игра «Перелет птиц».

  • Рассматривание иллюстраций «Цветы»

  • Загадывание загадок про цветы.


  1. Этап - заключительный.

  • НОД по аппликации на тему «Деревья нашего края».

  • НОД по рисованию на тему « Чудесное превращение».

  • Выставка рисунков, панно, сделанных детьми.

  • Изготовление альбома совместно с родителями «Правила поведения в природе (лесу)».

  • Презентация проекта.


2. Оценка результатов

По реализации проекта «Мы - жители Земли» были получены следующие результаты:

  1. Дети получили знания о том, что лес – это наше богатство, зелёный наряд нашей Земли. Там где лес, всегда чистый воздух, это дом для зверей и птиц, это наш друг.

  2. С помощью наблюдения дети выявили многообразие и разнообразие деревьев нашего края (сосна, ива, рябина, дуб, береза, клен).

  3. С помощью проведения бесед «О бережном отношении к природе» и проведению инструктажа по технике безопасности «Правила поведения в лесу», дети стали более бережно относится к лесу и к природе в целом.

  4. Дети принимали участие в практической деятельности по рисованию и аппликации, а также создание совместно с родителями знаков « Правила поведения в природе (Лесу)».

  5. Дети стали более уважительно относиться к труду взрослых по очищению леса.

  6. Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.


  1. Приложения.


Приложение №1.

Консультация для родителей на тему: «Экологическое воспитание детей в семье».

Экология - это наука, и произошла она от слова «ойкас» - дом, жилище, место обитания. Это всё живое, что нас окружает, чем мы дышим и живём.

И в дошкольной педагогике появлялось новое направление воспитания - экологическое воспитание. С первых лет жизни у детей формулируется начало экологической культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется погладить животное и полюбоваться красивыми цветами.

Подрастая, дети узнают, что каждое существо имеет свой «дом», в котором есть всё для его жизни. Экологическое воспитание - это и есть познание живого, которое окружает ребенка, в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят. Нужно доступно объяснить ребенку, что ломать ветку дерева нельзя, особенно зимой. Обратите внимание ребёнка на красоту, какие они красивые в инее. Зимой они спят и у них только мы защитники. Нужно корни укрыть снегом, объясняя, что мы помогаем им выжить зимой.

Бывая с детьми зимой в лесу, обратите внимание на тишину в лесу, её красоту и как хорошо дышится в лесу. Весной природа преображается, и мы радуемся каждой новой травинке и новым листочком. Начинается работа на даче и дети помогают вам пусть совсем мало, но они тянутся к этому, видя, как этим занимаетесь вы. У дачных массивов есть лес, вы бываете там с детьми.

Мы все тянемся к природе, чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом, послушать журчание ручейка. Мы взрослые собираем цветы и лекарственные травы, нарвите только столько, сколько вам нужно, и старайтесь не рвать с корнями. Собирая в лесу грибы и ягоды, берите только те, которые вы знаете, а другие не трогайте. Они нужны животным, они ими питаются и лечатся. Как, например, гриб мухомор, он такой красивый, полюбуйтесь им, но не трогайте его, придёт лось и он ему пригодится для лечения. Чтобы грибы не исчезали у нашего леса, не нарушайте грибницу, объясните детям, что грибы нужно срезать ножиком, здесь вырастет новый гриб.

Дети часто поступают жестоко с природой и во всём этом виноваты мы взрослые. Не смогли научить видеть красивое, и заботится о том, чтобы все, что окружает нас, только радовало. Накормите птиц, повесьте кормушку за окном или на балконе. Ребёнок сам будет класть туда корм. Хотите порадовать ребёнка, заведите ему попугайчиков или щегла, черепаху или хомячка. Объясните и научите, как правильно за ними ухаживать и ребёнок будет счастлив.

У многих детей есть мечта- иметь друга рядом, это котёнок или щенок. И если вы завели себе животное дома, не выбрасывайте их на улицу, когда они подрастут, ведь животные и доверяют людям.

Пожелание вам воспитывать у детей чувство сострадания, учите видеть красоту окружающего мира, и это не пройдёт даром. Если ребенок будет бережно относится ко всему - ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам взрослым.

В конце сообщения хочется предложить стихотворение

В. Орлова. «Живой букварь»

Нас в любое время года Учит мудрая природа, Учит по календарю

По живому букварю. Птицы учат пению, Паучок терпению,

Учит нас пчелиный рой Дисциплине трудовой. Обучает жить в труде

И по справедливости, Учит нас правдивости. Учит снег нас чистоте, Учит солнце доброте.

У природы круглый год Обучатся нужно,

Нас деревья всех пород Весь большой лесной народ

Учит крепкой дружбе.



Приложение №2

Беседа на тему«Лес - наше богатство».

Цели: Обогащать и систематизировать знания детей о родной природе. Воспитывать чувство любви к Родине, желанию заботиться о ней.

Ход беседы:

Замечательный писатель и большой знаток и любитель природы М. Пришвин писал: «Мы - хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице – воздух, зверю - лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину. В нашем государстве много сделано по охране природы: посажены новые леса, организованы заповедники, сохранены от полного уничтожения многие виды животных: бобры, лоси, соболи и т. д.  Человек многим обязан природе, лесу.

-Чем же именно дорог нам лес?

-Почему мы с лесом дружим, почему он людям нужен (ответы детей)

Лес – это наше богатство, зелёный наряд нашей Земли. Там где лес, всегда чистый воздух, это дом для зверей и птиц, это наш друг. Задерживая влагу, он помогает выращивать человеку богатый урожай. Это кладовая, которая щедро отдаёт свои дары: орехи, ягоды, грибы.

-А вы знаете, ребята, что между лесом и его обитателями есть тесная связь. А ещё есть тесная связь между лесом, с его силой и богатством и между человеком. Человек помогает лесу, а лес человеку.

-Почему? (ответы детей)

Лес- наш зелёный друг. Он помогает нам получить высокий урожай хлеба. Однажды в одной области несколько дней бушевала чёрная буря. Ветер подхватывал на полях верхний плодородный слой почвы вместе с семенами пшеницы. Но там, где поле окружал лес буря оказалась бессильной. Лес, словно сказочный богатырь, подставил свою могучую грудь буре. Прикрыл поля и спас урожай. Поэтому, чтобы спасти в степях урожай от бури и зноя на сотни километров сажают леса.



Приложение №3

Конспект НОД по аппликации на тему «Деревья нашего края».

Задачи: вызвать у детей интерес к изображению деревьев нашего края. Учить сочетать разные изобразительные техники для передачи характерных особенностей кроны, ствола.. Развивать чувство цвета и композиции.

 Предварительная работа: Рассматривание репродукций, с пейзажами. Беседа о деревьях нашего края (сосна, ель, рябина, осина, береза,клен ). 

Материал, оборудование:  Вырезанные кроны и стволы деревьев , ватман , салфетки бумажные , салфетки, кисть, клей.

Ход занятия:

Рассматривание иллюстраций с изображениями деревьев.

Беседа о деревьях нашего края (сосна, ива, рябина, дуб, береза, клен).

 Воспитатель предлагает детям рассмотреть вариативные образцы деревьев и самостоятельно подобрать кроны к стволам деревьев.

Вспоминаем, какие деревья видели в детском саду, на улице, в лесу и каждый ребенок изображает то дерево, которое ему больше всего запомнилось, передавая его характерные особенности строения ствола, веток, кроны.

Физкультминутка «Березка».


Вспоминаем правила работы аккуратного выкладывания и наклеивания.

Самостоятельная работа детей.

Готовые деревья выкладываются на подготовленный ватман, обсуждаем с детьми какое дерево, где расположить, учитывая величину деревьев (композиция).

Создание панно «Деревья нашего края» .



Приложение №4.

Конспект НОД по рисованию «Чудесное превращение» .

Цель: продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования (метод выдувания).
Задачи: развивать фантазию, творчество, самостоятельность; воспитывать интерес к предмету; продолжать формирование навыков организации рабочего места.
Оборудование:  альбомные листы, акварельные краски, вода, трубочка для коктейля.
Предварительная работа: работа с нетрадиционными техниками рисования;  ознакомление с правилами работы на занятии рисовании.

Ход занятия:

Чтение стихотворения про леса.

Рассказ про леса нашего края.

Обсуждение частей, из которых состоят деревья.

Ребята, сегодня я хочу предложить вам рисовать необычным способом.

Кисти нам не понадобятся.

Будем фантазерами и волшебниками рисовать трубочками для коктейля.

Ну что, готовы учиться новому способу рисования? (Ответы детей).

Знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования (метод выдувания).

Показ нетрадиционного метода рисования (выдувание) (Нужно взять трубочку для коктейля, обмакнуть в цветную воду, а затем выдуть на лист бумаги. таким образом, получаются разные красивые фигуры, предметы).

Физкультминутка «Пузырь»

Самостоятельная работа детей. Дети видят в получившихся рисунках изображения стволов деревьев, дорисовывают листочки пальчиками.

В конце занятия дети рассматривают готовые работы и восхищаются разнообразием получившихся рисунков.

Выставка рисунков «Чудесное превращение».



Приложение №5.

Инструктаж по технике безопасности «Правила поведения в лесу».


Ребята, когда вы идёте в лес, вы должны знать, как надо вести себя в лесу.

1. Не оставлять мусор, а вырыть яму, собрать мусор и закопать его.

2. Не ломать зелёные ветки и деревья, не качаться на них.

3. Не разорять птичьи гнезда и муравейники.

4. Не рвать большие букеты цветов, особенно тех, которые занесены в «Красную книгу».

5. Не разжигать костры, беречь лес от пожаров.

Работники лесного хозяйства следят за здоровьем леса: уничтожают вредных насекомых, лечат или срубают засохшие деревья, охраняют лес от пожаров. Большую помощь им оказывают «зелёные патрули»- люди, которые лес никогда не обидят. Школьники помогают ухаживать за лесом, сажают саженцы, ухаживают за ними.



Приложение № 6.

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Прогулка по экологической тропе».


Программное содержание: Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.

Материал: объекты экологической тропы: черемуха, клумба, скворечник на дереве, кормушка для птиц.

Связь с другими занятиями и видами деятельности: рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих природу. Рассматривание деревьев, растущих на участке.


Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие по экологической тропе нашего детского сада. Послушайте стихотворение о весне (отрывок Е.Баратынского «Весна, Весна!»)

Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Весна, весна! Как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

Ребята, кто мне скажет, о каких признаках весны говорится в стихотворении? (Ответы детей) А сейчас я предлагаю вам рассмотреть дерево, которое называется черемуха, и на его примере понаблюдать за тем как просыпается природа весной. Ребята, обратите внимание на ствол черемухи, потрогайте его. Какой ствол у черемухи – толстый, тонкий, гладкий, шереховатый? (Ответы детей) Давайте рассмотрим листики и веточки. Расскажите мне какие они? (Ответы детей) А что еще вы видите на веточках черемухи? (Цветочки). А сейчас я предлагаю поиграть в игру.

Хороводная игра «Черемуха» - Дети, взявшись за руки, ходят по кругу вокруг водящего, который изображает черемуху, и говорят:

Всех мы за руки возьмем

И к черемухе подойдем,

Ты, черемуха, подскажи,

Что нам делать – покажи.

Водящий показывает различные движения, имитирующие шелест листьев, раскачивание ветвей от ветра, рост растений, полет насекомых и т.д. и приговаривает: «Делай этак и вот так!» Дети повторяют эти движения.



Воспитатель: Экологическая тропинка ведет нас дальше, к кормушке. (Дети подходят к объекту).

-А теперь посмотрите, что это за домик на дереве? (Ответы детей). Правильно, это скворечник. А кто живет в этом домике? (Скворцы) Как вы думаете, почему скворечник располагаю так высоко на дереве? (Ответы детей: чтобы никто не смог напугать птиц, ни кошка, ни собака) Скворечники и гнезда птиц нужно особенно оберегать, т.к. там выводятся из яиц маленькие птенчики.

А теперь давайте немного поиграем.

Подвижная игра «Перелет птиц»- Дети стоят врассыпную на одном конце площадки – они «птицы». На другом конце площадки разложены обручи .По сигналу воспитателя «птицы улетают» птицы летят, расправив крылья (дети, подняв руки в стороны, бегают по всей площадке). По сигналу «Буря» птицы летят к деревьям – скрываются на них от бури .Когда воспитатель говорит «Буря прекратилась» птицы спускаются спокойно с деревьев (выходят из обруча) и продолжают свой путь.

Воспитатель: Не будем больше задерживаться, идем дальше. Следующая остановка у клумбы с цветами.

Весной еще не все растения высажены на клумбу, потому что ночью бывает холодно. На клумбе только вскопали землю для посадки цветов. Дети, а вы знаете, для чего вскапывают землю на клумбе? (Чтобы земля была мягкая, тогда растению легче будет расти, чтобы к корням поступал воздух и вода) Посмотрите на нашу клумбу и скажите мне, какие цветы уже появились у нас? (Ответы детей) Опишите листочки и бутоны – какие они? (Дети описывают внешний вид цветов) А теперь я хочу показать вам иллюстрации цветов, а потом , проверить, насколько вы были внимательны. Я буду вам загадывать загадки о цветах, а вы мне подскажите есть ли такие цветы на нашей клумбе.

Загадки.

1. Белые горошки

На зелёной ножке.(ландыш)

2. Я шариком пушистым

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок —

Остался стебелёк.(одуванчик)

3.Замечательный цветок,

Он как яркий огонек,

Пышный, важный, словно пан,

Распускается... (тюльпан)

4. Пробивался сквозь снежок,

Удивительный росток.

Самый первый, самый нежный,

Самый бархатный цветок! (подснежник)


5. Есть у весеннего цветка

Приметы, чтоб не ошибиться:

Листик — как у чеснока,

А корона — как у принца! (нарцисс)

6. То фиолетовый, то голубой,

Он на опушке встречался с тобой.

Названье ему очень звонкое дали,

Но только звенеть он сумеет едва ли. (колокольчик)

7. Вырос он под солнцем жгучим 
Толстым, сочным и колючим. (кактус)

8. Мы сплетем веночки летом

Для Оксаны, Маши, Светы,

Для Алёнки, двух Наташек.

Все веночки - из... (ромашек)

9. Много лепесточков острых - 
Красных, желтых, белых, пестрых. 
На меня ты погляди-ка, 
Называюсь я... (гвоздика)

10.Цветочек этот голубой
Напоминает нам с тобой
О небе — чистом-чистом,
И солнышке лучистом! (незабудка)

11.Этот цветок распускается в мае, 
Белые бусинки он одевает(ландыш)


12. Из луковки вырос,
Но в пищу негож.
На яркий стаканчик
Цветок тот похож.(тюльпан)


Воспитатель: Вот такое увлекательное путешествие мы сегодня совершили по экологической тропе. Летом мы снова погуляем здесь и посмотрим, какие изменения произойдут в природе.

(Дети заходят в группу)







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследовательский экологический проект "Мы-жители Земли"

Автор: Заграничная Ирина Александровна

Дата: 05.06.2017

Номер свидетельства: 420525


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства