kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исторические аспекты развития и становления семейного воспитания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семья является древнейшим воспитательным институтом. Семья – сложноорганизованная система, все члены которой взаимосвязаны и влияют друг на друга, т.е. это реальность человеческих отношений. На протяжении многих веков воспитание было её монополией, почти единственной формой подготовки подрастающего поколения к жизни и труду. В ряду социальных общностей семья занимает особое место, оно определяется двумя ее основными функциями: во-первых, семья является главным средством передачи культурного наследия последующим поколениям и во-вторых, семья - единственная группа, увеличивающаяся, разрастающаяся благодаря рождению детей, а также приему новых членов извне.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исторические аспекты развития и становления семейного воспитания.»

Исторические аспекты развития и становления

семейного воспитания.


Семья является древнейшим воспитательным институтом. Семья – сложноорганизованная система, все члены которой взаимосвязаны и влияют друг на друга, т.е. это реальность человеческих отношений. На протяжении многих веков воспитание было её монополией, почти единственной формой подготовки подрастающего поколения к жизни и труду. В ряду социальных общностей семья занимает особое место, оно определяется двумя ее основными функциями: во-первых, семья является главным средством передачи культурного наследия последующим поколениям и во-вторых, семья - единственная группа, увеличивающаяся, разрастающаяся благодаря рождению детей, а также приему новых членов извне.

Как самая малая первичная социальная ячейка семья представляет своего рода «элементарную части­цу» общества. Будучи особой самостоятельной частью, она в то же время тесно связана с определенной соци­альной средой и зависит от нее. В семье находят отра­жения все основные достижения, трудности и проти­воречия общественной жизни. В то же время семья влияет на жизнь общества, ей принадлежит решающая роль в процессе воспроизводства самого человека, продолжения человеческого рода, на нее ложатся боль­шие обязанности в воспитании детей, в физическом и духовном развитии личности.

Семья обладает исто­рически определенной организацией малой соци­альной группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и вза­имной моральной ответственность, и социальная не­обходимость в которой обусловлена потребностью об­щества в физическом и духовном воспроизводстве населения (А.Г. Харчев).

Семейно-брачные отношения прослеживаются в истории человечества довольно с ранних эпох. Уже в неолите (15-20 тыс. лет назад), к которому относится появление человека разумного, существовали устойчивые общности людей, основанные на естественном половозрастном разделении наций, совместно ведущие хозяйство, воспитывающие детей. Около восьми тысяч лет до нашей эры произошли глубокие культурные изменения, оказавшие радикальное влияние на брак. От охоты и собирательства люди начали переходить к одомашниванию животных и оседлому образу жизни. Возникновение городской цивилизации, развитие навыков письма и чтения привели к первым письменным законам о браке. Это были законы Хаммурапи (Хаммурапи — царь Вавилонии (1792-1750 гг. до н.э.). Сохранившиеся законы — ценный памятник древневосточного нрава, отразивший характерные черты рабовладельческого строя). свод гражданского и уголовного права, появившийся в Древнем Вавилоне. Во всех древних культурах брак-соглашение и брак-сделка были обычным явлением. В Древнем Египте брак также заключался, как правило, по экономическим или политическим соображениям. Часто в брак вступали братья и сестры, чтобы не делить наследственную землю или наследуемые семьей государственные посты.

Греческая цивилизация тяготела к двум основным центрам — Афинам и Спарте. Эти города-государства существенно различались по способу управления, правам и обязанностям граждан, отношению к браку и брачному законодательству. Брак в Спарте был «открытым» даже по современным стандартам в отличие от афинского, который являлся в высшей степени ограничительным. Древнегреческие философы Платон, Аристотель, разрабатывая концепции государства, считали необходимым полного подчинения личности и семьи законам, которые должны были приниматься этим государством. Личность, с их точки зрения, должна всецело принадлежать государству, она не имеет права на жизнь по своему вкусу и желанию, на воспитание детей по своему усмотрению. Государство, закон определяет все, в том числе и семейно - брачные отношения, такие условия брачного союза как возраст, вступающих в брак, срок для деторождения, число детей и др. Платон, считал, что государство должно само создавать человеческие пары, а общество - превратиться в одну семью. При отсутствии института отдельной семьи роль родителей принадлежит государству, которому граждане преданы с ранних лет. Относительно создания семейных пар, Аристотель придерживался несколько иной точки зрения: семью он выделял как продукт естественного происхождения, а вот регулировать брачное поведение граждан, по его мнению, должен законодатель. Оба философа, исходя из цели получения здорового потомства, сходились в одном - необходимости учета возраста вступления в брак и рождения детей.

На протяжении IV и V веков Европа подвергалась нашествию северных племен варваров. Соответственно каждое племя приносило свои представления о браке, свои брачные обряды. При этом почти у всех варварских племен считалось, что брак существует ради семьи, ради сексуального и экономического удобства. После падения Западной Римской империи началась эпоха, получившая впоследствии название «средние века» или «средневековье».

В эпоху раннего средневековья отношение к браку редко связывалось с романтикой и любовью. В период раннего христианства были радикально изменены многие законы о браке. Переход от племенной к национальной общности длился несколько веков. По мере усиления королевской власти феодальные племенные вожди постепенно утрачивали свою абсолютную власть, в том числе и право принимать решение о браках своих вассалов и смердов. Стали возможны браки, основанные на добровольном союзе супругов, одновременно появилась и более либеральная точка зрения на брак, несмотря на то что церковь по-прежнему оставалась на раннехристианской позиции. Средние века овеяны ореолом рыцарства, однако, по существу брак был социально-экономической сделкой, рыцари и дамы должны были жениться и выходить замуж за партнера только своего круга. С началом периода культурного и интеллектуального развития стран Западной и Центральной Европы, известного под названием эпохи Возрождения или Ренессанса, человек мог попытаться обрести некоторые элементы личной свободы в различных сферах жизни. Брак по-прежнему оставался финансово-хозяйственным соглашением, но стали возможны браки, основанные на добровольном союзе. Распространяются и новые взгляды на брак, отличались новые духовные и сексуальные влияния.

Во многих странах и во все времена семья и семейное воспитание привлекали внимание выдающихся умов педагогической мысли. Первые идеи семейного воспитания, представления о любви, родителях, детях, предках сложились в народной педагогике на основе многовекового житейского опыта. Семья занимает особое место в народной педагогике, поскольку она рассматривалась в традиционной культуре как естественное природное окружение, определяющее порядок домашнего воспитания, его содержание.

В истории древней Руси в семейном воспитании главное внимание обращалось на житейские правила. Т.А. Куликова отмечает, что: «Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков - одна из ведущих идей древнерусской педагогики. Другая идея - растить будущего семьянина с малых лет, путем привития положительных нравственных качеств». Науку о «христианском жительстве», о том, как подобает жить христианам, составлял кодекс сведений, чувств и навыков, какие считались необходимыми для освоения этих правил. Этот кодекс состоял из трех строений: строение душевное - учение о долге душевном, строение мирское — наука о гражданском общежитии, строение домовное - наука о хозяйственном домоводстве. Усвоение этих трех дисциплин и составляло задачу общего образования и воспитания в древней Руси. В древнерусской педагогике важнейшим средством воспитания являлся живой пример, наглядный образец, ребенок воспитывался не столько уроками, сколько нравственной атмосферой семьи.

С развитием государственности, господствующей формой продолжало еще длительное время оставаться семейное воспитание. Благоприятные условия для развития общественной системы воспитания детей стали создаваться в специальных педагогических учреждениях ,и в первую очередь в школе.

С появлением общественного воспитания возникла проблема соотношения значения семьи и школы в общем процессе воспитания. Решалась она по разному — в зависимости от господствовавшего общественного строя, от философских и социально-политических взглядов того или иного мыслителя или педагога- практика.

Изучение проблем семьи свойственно не только для российских ученых, но активно рассматривалась педагогами и философами во всех западных странах. Чешский педагог 17 века Я.А. Коменский, выдвигает систему идей, связанных с признанием в природе ребенка великих даров: природное влечение к свету, знанию, добру, - при этом роль воспитания определяется им как помощь ребенку в процессе его созревания. Это стремление войти в природу ребенка, было выражено у него в установлении принципа «природосообразности». Я.А. Коменский отмечал, что родители должны заботиться о воспитании ребенка с раннего периода детства, признавая при этом особую значимость семейного воспитания на данном этапе: «...и человек в начале образования тела и души должен быть создан таким, каким он должен быть в течение всей жизни... Поэтому родители не должны откладывать воспитание до обучения своих детей учителями и служителями церкви (так как невозможно уже выросшее кривое дерево сделать прямым и лес, повсюду усеянный терновыми кустами, превратить в огород). Вместе с тем, Я.А. Коменский не отрицал и значимости общественного воспитания детей, считая педагогов помощниками семьи в воспитании ребенка, особенно в тех случаях, когда семья сама недостаточно хорошо справляется со своей воспитательной задачей. Первую программу подготовки матерей к воспитанию и обучению маленьких детей дал Я.А. Коменский в книге «Материнская школа». «Но так как часто родители или не способны воспитывать детей, или вследствие занятия служебными или семейными делами, не имеют времени на это, а другие даже относятся к этому с пренебрежением, то, по мудрому и спасительному решению, издревле было установлено, чтобы в каждом государстве образование юношества, вместе с правом наказания, поручалось мужам мудрым, благочестивым и почтенным; их зовут педагогами, ж магистрами, наставниками и учителями».

Решительным сторонником индивидуального воспитания в семье под руководством гувернеров являлся английский философ 17 века Д.Ж. Локк. Первейшая цель воспитания по Локку - добродетель, воспитание нравственного человека, но этого нельзя добиться в школе: школа - «сколок с общества, а это общество таково, что воспитывает людей безнравственных», в этих рассуждения Локка наблюдается и трезвая оценка современного ему общества, и утопическая мечта о воспитании нравственных людей в безнравственном обществе.

Французский просветитель 18 века Ж.Ж. Руссо утверждал, что «воспитывать детей должны сами родители». Свои идеи о воспитании он выразил в книге «Эмиль, или о воспитании». Все произведение Ж.Ж. Руссо проникнуто любовью к ребенку и верой в добрые начала в нем. Считая главным естественным правом человека право на свободу, Ж.Ж. Руссо выдвинул идею «свободного воспитания», которое следует за природой, помогает ей, устраняя вредные влияния. Детей должны ограничивать не правила и запрещения, установленные воспитателями, а непреложные законы природы, считал он.

Вместе с тем, Ж.Ж. Руссо недооценивал влияние социальной среды на развитие ребенка и считал, что для ребенка среда это отрицательный фактор. Социальная среда есть важнейший проводник формирующих сил человека, именно через нее ребенок получает наследие опыта жизни предшествующих поколений. У Ж.Ж. Руссо мы видим культ так называемого «естественного» развития индивидуума для того, чтобы он мог найти, прежде всего, самого себя.

Аналогичные мысли о зависимости семейного воспитания от подготовленности родителей высказывали И.Г.Песталоцци, наши соотечественники А.И.Герцен, Н.А.Добролюбов, Н. И. Пирогов, К.Д.Ушинский, П.Ф.Лесгафт, П.Ф. Каптерев и другие. Попытку осуществить практическую подготовку матерей к воспитательной деятельности сделал Ф. Фребель. С этой целью он создал детские сады, чтобы путем показа приемов правильного воспитания детей повысить педагогическую культуру матерей. Эстафету великих педагогов в XIX в. подхватили многочисленные педагогические журналы, педагогические общества, которые занимались просвещением на­селения и выдающихся российских педагогов.

К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.Ф. Каптерев и др. выдающиеся педагоги, занимавшиеся вопросами семьи и семейного воспитания, основывали свои исследования на опыте народной педагогики.

Без авторитета, утверждал А.С. Макаренко, невозможен воспитатель, следовательно, те люди, которые пользуются наибольшим авторитетом у детей, и есть главные воспитатели. Воспитывают прежде всего люди авторитетные.

Эту точку зрения разделяли многие известные и выдающиеся люди. «Я твердо убежден, - писал В.А.Сухомлинский, - что семья - это сказочная пена морская, из которой рождается красота, и если нет таинственных сил, рождающих эту человеческую красоту, функция школы будет сводиться к перевоспитанию».

Отца и мать никто заменить не может. Это верно не только по отношению к детям, но и взрослым людям, которые не в меньшей степени, чем дети, находятся под влиянием своих родителей. Согласно справедливому утверждению И.В. Гребенникова, человек испытывает, ощущает воспитательное воздействие семьи «со дня рождения до конца своей жизни. Значит, семейному воспитанию свойственна непрерывность и продолжительность, и в этом с семьёй не может сравниться ни один воспитательный общественный институт»

Известный русский писатель А. Лиханов, в течение многих лет изучавший трудные судьбы детей, приходит к выводу, что «никакой интернат, даже если там на трех учеников будет приходиться один учитель, не заменит человечеству мать и отца, бабушку и дедушку, братьев и сестер». Нравственность, - продолжает он, - передаётся не средством науки, а средством сердца, а его, единственное, родное, родительское сердце не в силах заменить ни эксперемент, ни справедливое ребячье товарищество, не все иное – пусть гуманное, доброе, человечное, а все же не родное. От эмоционального климата первых месяцев и даже дней жизни, - заключает известный философ и психолог И.С. Кон - во многом зависит будущий характер взрослого»

Воспитательная деятельность в семье носит сугубо прикладной характер, поэтому важно помочь родителям приобрести практические умения самого разнообразного характера: от умения организовать семейное хозяйство до умения грамотно руководить развитием ребенка. Для этого вводятся новые формы педагогического просве­щения современных родителей (практикумы, тренинги и др.).

Т.В. Лодкина отмечает, что: «В народной педагогике основная цель воспитания заключалась в необходимости наследования детьми общественно-исторического опыта подготовки к жизни и труду. Это осуществлялось на основе народных традиций семейного воспитания, давая нам представление и о педагогической культуре семьи. Традиции включают в себя обычаи, обряды, ритуалы, реликвии, церемониалы, нравственные, народно-правовые и другие формы человеческой деятельности. В них обобщены опыт прежних поколений, их взгляды, нравы, нормы поведения, привычки, поддерживаемые общественным мнением».

По мнению В.А. Никитина, с возникновением семьи, на протяжении многих тысячелетий, семейное воспитание было практически единственной формой воспитания детей в обществе; школ и других воспитательных учреждений было мало, и они обслуживали незначительную часть детей, главным образом из привилегированных классов. Сословно-классовый характер общества определял различное содержание и направленность семейного воспитания в разных социальных группах.

В 60 – 80-е гг. прошлого столетия были научно проанализированы проблемы места семьи в современном обществе. Правовой статус семьи изучали Н.Г.Юркевич, Т.Е.Чумакова; духовно-моральные и трудовые ресурсы изучали А.А.Раков, Я.И.Рубин, С.А.Польский, Л.П.Шахотько; роль женского труда в обществе исследовалась в работах З.М.Юк, Л.Ф.Филюкова; изучением семейной педагогики занимались А.И.Кочетова и В.В.Чечет; проблемы молодой семьи раскрыты в работах С.М.Бурова, А.К.Воднева; положение матери-одиночки рассматривала Т.В.Яковлева.

Как особая форма социальной общности семья является объектом комплексного изучения различных связанных между собой общественных, естественных и гуманитарных наук. Спектр видов, форм и категорий современной семьи достаточно многообразен, различные типы семей по-разному функционируют в тех или иных сферах семейных отношений. Торохтий З.С., обобщая результаты исследований, отмечает, что современные семьи отличаются между собой по следующим признакам:

- количеству детей;

- составу;

- структуре;

- типу главенства в семье;

- семейному быту, укладу;

- однородности социального состава;

- семейному стажу;

- качеству отношений и атмосфере в семье;

- географическому признаку;

- типу потребительского поведения;

- особым условиям семейной жизни;

- характеру проведения досуга;

- социальной мобильности;

- степени кооперации совместной деятельности;

- состоянию психологического здоровья.

В 70 гг. ХХ века предпринимаются попытки осмысления основных тенденций развития отношений внутри семьи и организация психолого-педагогической помощи А.А. Бодалев, Н.Н. Обозов, В.В. Столин, А.Ф. Северина и др.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Исторические аспекты развития и становления семейного воспитания.

Автор: Королёва Галина Васильевна

Дата: 29.11.2018

Номер свидетельства: 488190

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "«Воспитание патриота и гражданина: опыт краеведческой работы вожатой ДОО «Истоки» "
    ["seo_title"] => string(85) "vospitaniie-patriota-i-ghrazhdanina-opyt-kraieviedchieskoi-raboty-vozhatoi-doo-istoki"
    ["file_id"] => string(6) "133695"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416569087"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Рабочая программа воспитательной работы классного руководителя 6 класса "
    ["seo_title"] => string(78) "rabochaia-proghramma-vospitatiel-noi-raboty-klassnogho-rukovoditielia-6-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "242473"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445458561"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1- 2 класса «Подвижные игры народов мира.» Спортивно – оздоровительное направление "
    ["seo_title"] => string(156) "rabochaia-proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-dlia-uchashchikhsia-1-2-klassa-podvizhnyie-ighry-narodov-mira-sportivno-ozdorovitiel-noie-napravlieniie"
    ["file_id"] => string(6) "113449"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410252570"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "«Развитие воспитанности и толерантности на уроках самопознания» "
    ["seo_title"] => string(65) "razvitiie-vospitannosti-i-tolierantnosti-na-urokakh-samopoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "209654"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431257864"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства