Демонстрационный материал: картина весны, модели с весенними «чудесами», картинки с первоцветами и лесными зверями (белка, лиса, медведь, заяц, ёж), картонные цветы, маски: ручейка, скворца и других перелётных птиц, травы, веточек берёзы и липы, насекомых, костюм солнышка.
Предварительная работа: наблюдения в природе; заучивание стихотворений, загадок о весне, первоцветах; рассматривание альбома «Весна»; составление описательных рассказов о весне, чтение художественной литературы по теме, прослушивание аудиозаписей «Звуки природы».
Ход образовательной деятельности
Педагог: Дети, проходите, становитесь все в кружок.
Дружно за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
(Дети стоят в кругу)
Основная часть
Педагог: Ребята, вы любите чудеса? А что такое «чудеса»? (Ответы детей).
- Да, чудо - это что-то необычное и очень интересное.
Педагог: Каждое время года приходит к нам со своими подарками. Что нам дарит осень?
(Ответы детей - фрукты, ягоды, грибы, красивые разноцветные листья).
Педагог: А с чем приходит к нам зима?
(Ответы детей - со снегом, зимними забавами, новогодним праздником).
- А сейчас отгадайте загадку:
Зажурчал ручей в овражке,
Прилетели с юга пташки,
Греет солнышко с утра
На дворе у нас… ВЕСНА.
( Педагог открывает картину - весны).
Педагог: А сейчас, я буду задавать вам вопросы, а вы будете отвечать на них утвердительной интонацией.
Артикуляционная разминка: Ши-ши-ши – солнце в небе выше? Ло-ло-ло – на улице тепло? Ки-ки-ки – зажурчали ручейки? Цы-цы-цы – запели звонко птицы? Ты-ты-ты – скоро вырастут цветы? На-на-на – это к нам пришла весна!
(Дети проходят к своим стульчикам и садятся)
(Открывается первая модель с первым чудом)
Педагог: Ребята, посмотрите на модель и скажите, первым чудом весны является…(Ответы детей – тёплое солнышко)
(Выходит ребёнок в одежде солнышка)
Педагог: А солнышко весной какое?
(Ответы детей - ласковое, яркое, весеннее, лучистое, тёплое)
(Открывается вторая модель со вторым чудом)
Педагог: А что происходит дальше?
(Ответы детей – тает снег)
(Выходит ребёнок в маске с ручейком)
Педагог: А почему снег тает?
(Ответы детей –потому что греет тёплое солнышко)
Педагог: Снег тает и превращается во что?
(Ответы детей –в воду, появляются лужи и ручейки)
Солнышко и ручеёк уходят на свои места.
Педагог: (Открывается третья модель с третьим чудом)
(Вылетает ребёнок – скворец)
Я прилетаю каждый год Туда, где меня домик ждёт. Песни звонко запеваю, Весну зазываю.
Педагог: Дети, а что эта за птица? (Ответы детей – Скворец)
Скворец одним из первых прилетает после зимы в родные края и радует нас своими песнями, зовёт весну. А как называют всех птиц, которые возвращаются домой из тёплых краёв?
(Ответы детей - перелётные).
(Вылетают дети – перелётные птицы и летают вокруг скворца)
Педагог: Правильно, это уже третье чудо весны – возвращение перелётных птиц.
Все дети встают на физкультминутку.
Физкультминутка«Весна пришла»:
Солнце, солнце высоко (На цыпочках руки тянем вверх)
Нам от солнышка тепло (Легкие поглаживания руками по одежде).
Тает снег от лучей, (Приседание)
Звонко побежал ручей, (Бег по кругу).
Вы за ручейком бегите,
Лужи все перешагните, (Ходьба по кругу).
Дети сели на стульчики.
Педагог: (Открывается четвёртая модель с четвёртым чудом). А какое четвёртое чудо весны мы видим? (Ответы детей - появление зелени вокруг: травы, листьев).
Педагог: (Открывается пятая модель с пятым чудом). Скажите, что это за пятое чудо весны? (Ответы детей– выросли первоцветы).
- Дети, посмотрите на картинки и скажите, какие цветы расцветают самыми первыми?
(Ответы детей– подснежник, мать-и-мачеха, одуванчики и др.).
(Дети рассматривают первоцветы на многофункциональной ширме).
Педагог: Дети, посмотрите, какая у нас замечательная полянка. Сейчас увидим, кто так сильно обрадовался весне. (Раскладываются цветы, а около каждого цветка садится ребёнок – насекомое: шмель, бабочка, божья коровка, муравей, кузнечик)
Лишь деревья расцветут, Я - шмель большущий тут как тут. По цветкам порхаю, Брюшко набиваю.
Я - бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась, Раз — росой умылась, Два — изящно покружилась, Три — нагнулась и присела, На четыре — улетела.
Я божья коровка — платье в горошек, Нас много весною, красненьких крошек. Сидим мы в цветочках, траве и кустах И часто бываем в ваших руках!
Я - муравьишка маленький, Маленький — удаленький, Я работаю всегда, Но блуждаю иногда.
Я кузнечик, я кузнечик. Ну совсем, как человечек — Только маленького роста И найти меня не просто.
- Вот и шестое чудо весны – появление насекомых.
(Открывается шестая модель с шестым чудом)
Педагог: Ребята, вы знаете, что весну ждали лесные звери. А кто мне скажет, что чудесного происходит в жизни лесных животных.
(Дети рассматривают животных на многофункциональной ширме).
(Ответы детей– у животных появляются детёныши)
Как зовут детёнышей медведицы? (Ответы детей).
У зайчихи рождаются …. (Ответы детей).
У лисы - …. (Ответы детей).
У волка - …. (Ответы детей).
У ежихи - …. (Ответы детей).
У белки- …. (Ответы детей).
Седьмое чудо весны – у животных появляются детёныши.
(Открывается седьмая модель с седьмым чудом)
Восьмым чудом весны является радость людей – пробуждением природы.
(Открывается восьмая модель с восьмым чудом)
Педагог: Дети, а какое время года будет после весны?
(Ответы детей– лето)
- Ребята, назовите все времена года по порядку.
(Ответы детей– осень, зима, весна, лето).
Педагог: Дети, сегодня мы с вами увидели все весенние чудеса. Кто хочет их перечислить?
(Дети перечисляют весенние «чудеса» опираясь на модели).
Педагог: Дети, вам понравилось наше занятие? А что вы сегодня узнали интересного? А что вам понравилось делать больше всего? (Ответы детей).