Из опыта работы «Формирование функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Из опыта работы «Формирование функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Одна из важных задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы «Формирование функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста»»
«Формирование функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Одна из важных задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания.
Функциональная грамотность, как средство раскрытия учебных навыков и возможностей детям старшего дошкольного возраста уже знакома. Именно в этом возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики; естественноучных представлений, социально-коммуникативной компетентности и это является той благодатной почвой, которая впоследствии поможет детям приобретать и добывать знания самостоятельно, стремлению к самостоятельному обучению в дальнейшем; уметь общаться со взрослыми, педагогами и сверстниками, применять полученные знания в жизни.
Наша задача построить воспитательно –образовательный процессе с детьми старшего дошкольного возраста таким образом, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативными, способными творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели с желанием победить.
Функциональная грамотность включает в себя:
Грамотность в чтении и письме - владение навыками речевой активности, способность ребенка понимать и использовать тексты, размышлять, расширять свои знания и возможности.
При обучении мы применяем различные дидактические игры и упражнения, игровые обучающие ситуации, которые помогают детям эффективно и качественно усваивать программный материал.
-Словесные д\игры игры «Назови и опиши», «Вставить в предложение пропущенные слова», «Назови друзей», «Как без ссор решить спор»,
Проводим образовательную деятельность по темам: «Осеннее путешествие», «Путешествие в зимний лес», «Весеннее путешествие», «Путешествие игрушек».
«Путешествие по маршруту чувств, поступок и дел» (проводится организованная образовательная деятельность по социально-личностному развитию), « Прогулка по улицам нашего поселка», «Какой транспорт мы можем встретить на улицах нашего поселка?» и др.
Важным компонентом готовности руки к письму является развитие мелкой моторики рук. Проводим пальчиковые игры, д\игры по развитию мелкой моторики рук для детей старшего возраста; проводим организованную образовательную деятельность (ООД) по продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
Математическая грамотность-способность старшего дошкольника определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет. Обучение математике проводится в игровой форме, атмосфере доброжелательности и поддержки ребёнка в поиске правильного решения поставленной задачи. Дети не только познают математику, но и осваивают навыки учебной деятельности: определяют задачу, направление поисков, оценивают результат, закрепляют полученные знания, учатся на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи, совершенствуют навыки количественного счета и т д.
Со своими дошкольниками мы часто применяем математические игры с цифрами и числами, игры-путешествия во времени, игры на ориентировку в пространстве, игры с геометрическими фигурами, графические диктанты, упражнения деления целого на части и многое другое.
Грамотность в естественных науках-способность ребенка осваивать и использовать естественноучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, формирование элементарных естественнонаучных представлений. Реализация этого раздела позволяет заложить базовые знания у детей, способствует формированию целостной картины мира. Кроме того, естественнонаучные представления являются тем содержанием, которое в наибольшей степени способствует развитию детского мышления, влечет развитие творческих способностей и проявления одаренности у детей.
Сейчас перед нами стоит задача научить дошкольников ориентироваться в потоке информации, поступающей к ним отовсюду. Детям важно не только правильно усваивать и структурировать информацию, но и уметь целенаправленно искать и использовать ее.
В работе с детьми мы используем формы педагогической деятельности таки как, прогулки, опыты, исследования, эксперименты, беседы, проведение образовательной деятельности естественно-научного цикла (в групповой комнате, так и на улице), коллективные проекты («Огород на подоконнике», «Нефть-наше богатство», «Синица-крылатая полиция») и др. Разработаны картотеки экспериментов, наблюдений, познавательных бесед.
Для успешного усвоения и повышения интереса к ООД нами также используются наглядные средства обучения и информационно-коммуникативные технологии.
Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста.
Грамотностью в вопросах здоровья являетсяобщая способность и готовность личности ребенка к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанных на личных знаниях и опыте, которые приобретены в воспитательно-образовательном процессе образовательного учреждения и семье.
В систему работы с детьми входит и активное использование технологии обучения здоровому образу жизни. Обучение идет через все виды детской деятельности во время пребывания его в образовательном учреждении. ЗОЖ-это не просто усвоение знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.
Здоровьесберегающие технологии, формы и методы работы помогают сформировать у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие, повышают результативность воспитательно – образовательного процесса.
Проводится образовательная деятельность, спортивные развлечения, праздники как в спортивном зале, также на свежем воздухе, подвижные игры, игровые ситуации, беседы, театрализованные представления, чтение художественной литературы, рисование по темам «Правильное питание» , «Режим дня», «Полноценный сон», «Хорошее настроение», «Свежий воздух», «Занятие спортом».
В современном мире, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, экономической деятельности. На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
Поведение ребенка станет социальным, когда его взгляд перестанет фокусироваться на себе самом, а обратиться на другое-на сверстника в сопереживании,
на дело-в сосредоточенности на игре или занятии; на красоту мира,
в растворении в музыке, танце, движении, созерцании природы.