Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы "Формирование экологической культуры дошкольников посредством различных организационных форм"»
Из опыта работы «Формирование экологической культуры дошкольников посредством различных организационных форм»
Мир, окружающий ребенка –
это, прежде всего мир природы,
с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник
детского разума.
В.Сухомлинский
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. В настоящее время данная проблема стала очень острой и приняла огромные масштабы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня как сохранение окружающей среды от загрязнения и других отравляющих влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие природы и человека. Такое взаимодействие осуществляется при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование положительного отношения к природе, все это должно начинаться с детства и продолжаться всю жизнь.
Начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Природа окружает ребенка с ранних лет. И.Г.Пестолоцци отмечал, это что источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям». Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает умение делать выводы, воспитывает логику мыслей, четкость и красоту речи.
Каждый момент знакомства с природой – это урок развития детского ума, творчества, чувств. Своей новизной, разнообразием эмоционально воздействует на ребенка, вызывает у него удивление, радость, восторг, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи. Окружающая природа предоставляет больше возможностей для разнообразной деятельности детей, формирование у них гуманного отношения к представителям животного и растительного мира, что способствует активному усвоению и использованию приобретенных знаний. Изучение природного окружения, формирование основ экологической культуры человека – одно из важных направлений работы детского сада. Эта работа осуществляется ежедневно, кропотливо и последовательно.
В старшем дошкольном возрасте физиологические механизмы познания окружающего мира достигают довольно высокой ступени развития. Расширяются и обобщаются знания о характерных явлениях природы. Дети с интересом познают окружающий мир. Задача взрослого – помочь ребенку сделать правильные выводы о закономерностях и взаимосвязях окружающего мира, конкретизировать представления об условиях жизни растений и животных, формировать понимание того, что человек – часть природы.
Достижением первых семи лет является становление самосознание: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.
Все выдающиеся мыслители и педагоги придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я.А.Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств, воли.
Подведя итог вышесказанному можно сделать вывод, что каждый человек должен обладать экологической культурой. Понятие экологической культуры соединяет в себе: знание основных законов природы; понимание необходимости считаться с этими законами и руководствоваться ими во всякого рода индивидуальной и коллективной деятельности; выработку чувства ответственного, гуманного, нравственного отношения к природе, окружающей человека среде, здоровью людей.
Таким образом, экологическая культура охватывает интеллектуальные, эстетические и этические аспекты человеческой жизни, практику бытовой и профессиональной деятельности.