Из опыта работы: «Обучение дошкольников опытно – исследовательской деятельности»
Методист высшей категории ГККП «Детский сад №5 «Еркетай»,
г. Степногорск, Акмолинской области.
Дьяченко Татьяна Ивановна.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. А наблюдения и эксперименты и составляют основу всякого знания.
Очень часто причины интеллектуальной пассивности детей лежат в ограниченности их впечатлений и интересов.
Мы постарались, чтобы в детском саду не было четкой границы между обыденной жизнью и экспериментом. Ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить
Новизной данной работы является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. Целью нашей работы в данном направлении является обеспечение положительной динамики развития интеллектуального потенциала дошкольников посредством детской исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности через интеграцию образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Опытно – исследовательская деятельность охватывает весь воспитательно – образовательный процесси осуществляется в :
образовательной деятельности
Самостоятельной деятельности детей
совместной деятельности взрослого и детей, а также ребенка со сверстником
Исследования проводятся воспитателями в ОУД, на прогулках,
вне занятий, а также инструктором по физическому воспитанию,
педагогом – психологом, музыкальными руководителями на занятиях.
Один час вариативного учебного плана для старших групп, и 0,5 часа для средних групп отведен на опытно – исследовательскую деятельность
Такая работа проводится с детьми старшего возраста 1 раз в неделю по 15-20 минут по определенной теме в виде проектов.
Чтобы полученные знания у детей закреплялись и развивались, мыприглашаем к участию в экспериментировании родителей, предлагаем им проделывать опыты дома.
За время работы накоплен и систематизирован методический материал: разработаны рабочие программы по разделу «Познание», для работы с детьми 3-4, 5-6 лет, для фиксации результатов разработана рабочая тетрадь, картотека опытов на прогулке.
Исследовательская деятельность помогает формировать ключевые компетентности, необходимые ребёнку для обучения в школе.