Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы "Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в ДОУ"»
Музыка и здоровье.
Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в ДОУ.
Из опыта работы.
Исполнитель: Музыкальный руководитель: МБДОУ № 48 «Дельфинёнок»
Яшина Людмила Васильевна, г. Димитровград 2021 год.
Главной целью воспитания и образования детей дошкольного возраст - это сохранение и укрепление здоровья детей. Есть дети, у которых наблюдается неустойчивое внимание, слабая память, низкая работоспособность, особенно в коррекционных группах. От здоровья, жизнерадостного настроения детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и веры в свои силы. Поэтому музыкальные руководители, как все педагоги дошкольных учреждений, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребёнка, внедряя в процесс обучения технологии здоровьесбережения. На музыкальных занятиях и развлечениях я стараюсь как можно больше использовать здоровьесберегающие технологии. Это – система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.
Цели использования здоровьесберегающих технологий:
*Обеспечивать каждому ребёнку укрепление физического и психического здоровья.
*Выявлять и развивать музыкальные и творческие способности.
*Формировать привычки к здоровому образу жизни.
Основные виды здоровьесберегающих технологий:
1-Валеологические упражнения (вокалотерапия);
2-Дыхательная гимнастика:
3-Артикуляционная гимнастика;
4-Игровой массаж, самомассаж;
5-Пальчиковые игры;
6-Психогимнастика;
7-Логоритмика;
8-Ритмопластика.
Задачи здоровьесберегающих технологий:
1 -Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
2- Создавать условия для поддержания у детей хорошего настроения, положительных эмоций, кроме физического здоровья;
3- В процессе работы развивать у детей мышление, фантазию, воображение, зрительную память, восприятие всех психических функций.
4- С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма, а именно активизировать защитные свойства и устойчивость к заболеваниям.
3- Способствует развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания.
4 - Стимулирует гортанно – глоточный аппарат и деятельность головного мозга.
Это несложные добрые тексты и мелодии, состоящие из звуков мажорной гаммы. Они поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.
«Доброе утро, улыбнись скорее...», упражнения – распевки на звуковысотность: « Лесенка – чудесенка», «Едет, едет,паровоз…», «Качели».На короткие и длинные звуки: «Андрей – воробей», «Небо синее», «За окошком снегири», «Я иду с цветами»
2- Дыхательная гимнастика:
1- Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе, и в легочной ткани;
2- Способствует восстановлению центральной нервной системы;
3- Улучшает дренажную функцию бронхов;
4- Восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
5- Исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
Также дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Заряжает бодростью на весь день, сохраняя высокую работоспособность.
3-Артикуляционная гимнастика:
Основной частью артикуляционной гимнастики является выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, тренировка мышц речевого аппарата, ориентирование в пространстве, в результате чего повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшается музыкальная память и внимание.
Упражнения: «Футбол». «Змея», «Лошадка».
4 – Игровой массаж, самомассаж:
1- Расширяет капилляры кожи;
2- Активно влияет на обменные процессы организма;
3 - Нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез;
Упражнение: «В гости к бровкам мы пришли», «Обезьянки»
5 – Пальчиковые игры:
Кончики пальцев – второй головной мозг. В жизнедеятельности человека руки играют важную роль на протяжении всей его жизни. Регулярное включение в НООД пальчиковых игр.
1- Стимулируют действие речевых зон коры головного мозга детей, совершенствуют внимание и память;
2 - Формируют ассоциативно – образное мышление.
Упражнения: «Кошка», «Сороконожка», «Идёт коза рогатая» (для малышей)
Пальчиковая гимнастика позволяет разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Они развивают речь ребёнка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук.
6 – Психогимнастика: (этюды, игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка, как познавательной, так так и эмоционально – личностной)
К психогимнастике относятся:
1- Мимические упражнения;
2- Релаксация;
3- Коммуникативные игры и танцы;
4- Музыкотерапия: Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжённость и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Каждое утро в детском саду начинается с весёлой зарядки под музыку. Дети с настроением выполняют движения под музыку, что заряжает их на весь день положительными и добрыми эмоциями.
Упражнения: «Надуваем шарики»
7 – Логоритмика:( это метод преодоления речевых нарушений путём развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой)
Логоритмические моменты на музыкальных занятиях направлены:
1 - На коррекцию общих и мелких движений;
2 - На совершенствование психофизических функций;
3 - На развитие эмоциональности и навыков общения.
На занятиях соблюдаются основные педагогические правила – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, обогащается словарь детей.
8 – Ритмопластика: (ритмические движения и танцы под музыку)
1- Мобилизуют физические силы;
2 - Вырабатывают грацию и координацию движений;
3 - Укрепляют и развивают мышцы;
4 - Улучшают дыхание;
5 - Активно влияют на кровообращение;
6 - Способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму.
Ритмичные и плавные движения усиливают приток крови к лёгким – они полнее насыщаются кислородом. Сердце работает ритмичнее, активно подавая кровь ко всем органам, доставляя кислород. Движения укрепляют сон во время дневного сна. На музыкальных занятиях дети летают как птички, бабочки, осенние листочки, снежинки, самолёты; ходят как лисички, петушки, изображая животных. Как мишки, ходят на внутренней и внешней стороне стопы. Это необходимо для профилактики плоскостопия, дети должны приходить на музыкальные занятия в чешках.
НОД по музыкальному воспитанию с использованием технологий здоровьесбережения эффективна при учёте индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребёнка. Для этого очень важна совместная деятельность музыкального руководителя и воспитателя, который организует самостоятельное музыцирование в группе.
Также в целях оздоровления есть график проведения музыкальных занятий, развлечений. Музыкальные залы хорошо освещены, регулярно проветриваются, проводится влажная уборка перед каждым занятием.
После всей работы результатами музыкально – оздоровительной работы являются:
1 - Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
2- Стабильность и благополучия каждого ребёнка;
3- Повышения уровня речевого развития;
4 - Стабильности физической и умственной работоспособности;
5- Снижение уровня заболеваемости.
В конце хочется сказать, что дети с удовольствием посещают музыкальные занятия. После всех песен, танцев, игр на музыкальных инструментах, подвижных игр у них вырабатываются доброжелательные отношения друг к другу, уходят с занятия в хорошем настроении, а это в нашей работе - самое главное!