Из опыта работы «Знакомим дошкольников с предметами прошлого через русские народные сказки»
Из опыта работы «Знакомим дошкольников с предметами прошлого через русские народные сказки»
Россия родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю, культуру, как свои собственные. В последние годы с возрождением народных традиций, родного языка, культуры в школах и дошкольных учреждениях педагогами ведется поиск приобщения детей к родному, национальному. Действенным центральным средством приобщения ребенка к истокам родной культуры является русское народное творчество. Россия родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю, культуру, как свои собственные.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы «Знакомим дошкольников с предметами прошлого через русские народные сказки»»
Консультации для воспитателей
Из опыта работы «Знакомим дошкольников с предметами прошлого через русские народные сказки»
Россия родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю, культуру, как свои собственные. В последние годы с возрождением народных традиций, родного языка, культуры в школах и дошкольных учреждениях педагогами ведется поиск приобщения детей к родному, национальному. Действенным центральным средством приобщения ребенка к истокам родной культуры является русское народное творчество. Детство – то время, когда возможно подлинное, искренне погружение в истоки национальной культуры. Одной из важнейших задач развития личности ребенка дошкольного возраста является усвоение им духовного богатства, культурно – исторического опыта народа, создаваемого веками громадным количеством поколений. Именно поэтому родная культура, как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Проблемы ознакомления детей с предметами прошлого посредством устного народного творчества рассматриваться очень узко. Проведенные исследования посвящены изучению влияния русского фольклора на придумывание детьми старшего дошкольного возраста сказок (А.Е. Шибицкая), формированию творческих умений в процессе освоения художественно-речевых образов загадок (О.Н.Сомкова), влиянию народной сказки на творчество старшего дошкольника (М.М. Конина). Однако современные дошкольники имеют отрывочные и поверхностные представления о быте старославянского народа, а именно предметах прошлого. Это связанно с тем, что многие педагоги, опрометчиво считая, что некоторые слова и выражения фольклорных произведений недоступны детям, или сами не понимая и не умея их объяснить, упускают важные смысловые моменты или пересказывают русские народные сказки на современном языке. Воспитатели часто затрудняются выстроить свою работу в определенной концепции, выразить в собственной интересной программе. По нашему мнению, причина кроется в том, что вопросы приобщения детей к истокам прошлого не находят достаточного отражения в широкой практике воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Для решения данного вопроса необходима новая технология работы, которая предполагает ознакомление детей с предметами прошлого посредством русских народных сказок. Именно поэтому, специфика работы в нашем детском саду по ознакомлению детей с предметами прошлого, заключается в проведении цикла НОД под общим названием «Путешествие по сказкам». Исходя из названия, тематика НОД была следующая:
«В гости к Хозяюшке»;
«В тереме расписном я живу»;
«Там на неведомых дорожках…»;
«Чудеса сказочного мира»;
«За тридевять земель…».
Следует заметить, что эти НОД носят комплексный характер, так как в них были включены элементы математики, театрализованной и изобразительной деятельности. Непосредственная образовательная деятельность была построена с помощью таких приемов работы как: вопросы, беседы, индивидуальная работа, использование художественного слова, рассматривание иллюстраций и музыкального сопровождения. Также НОД проводилось в музее «Горница», созданном в нашем детском саду. Для соприкосновения с предметами прошлого дети «воочию» знакомились с экспонатами музея, а именно: предметами быта русского народа. Мы поощряли инициативность, гибкость и самостоятельность мышления, творчество детей. Проводя работу по данному направлению в единой системе, мы видим ее эффективность, дети стали более активными, инициативными, способными к познанию «неизведанного», к постановке новых вопросов и нахождению собственных ответов. У ребят появилось чувство любознательности, чувство гордости – в правильности своих ответов; закрепилось чувство любви к своему народу. В известной степени у ребят сформировалась, если можно так сказать, привычка к свободному самовыражению. Наблюдаются высокие показатели сформированности знаний у детей о предметах прошлого. При систематической и целенаправленной педагогической работе взрослых с детьми в рамках значимой, привлекательной для них деятельности – чтения, пересказа и инсценирования русских народных сказок, и при этом содержательном эмоционально-насыщенном общении каждого ребенка с взрослыми и детьми по ознакомлению с предметами прошлого – процесс формирования знаний о предметах прошлого имеет высокую результативность