Издание печатной газеты, как форма помощи семье дошкольника.
Издание печатной газеты, как форма помощи семье дошкольника.
Газета и способ педагогического информирования семьи, и форма взаимодействия педагогов с родителями, и средство развития творческих способностей самих воспитателей. Написание разнообразных статей для номеров газеты позволяет педагогам расширить свои журналистские способности, дает возможность печататься в городских СМИ (журнале «Мама, папа и я»), использовать ресурсы интернет-сайта МБДОУ. Газета, как форма взаимодействия с семьей, хороша еще и потому, что здесь совершенно исчезает элемент "принуждения", которое отталкивает родителей, мешает восприятию даже интересной и значимой информации. Газету можно прочитать, можно просто просмотреть, можно и ее не взять, а можно прочитать и применить в практике воспитания собственного ребенка. Родители имеют право написать о секретах семейной педагогики, могут принять участие в конкурсах, которые время от времени объявляются, и все это делается добровольно.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Издание печатной газеты, как форма помощи семье дошкольника.»
Издание печатной газеты, как форма помощи семье дошкольника.
Старший воспитатель МБДОУ № 215 Замараева Светлана Александровна
На современном этапе развития науки насчитывают более двадцати форм работы с родителями в условиях детского сада. Такие формы работы разнообразны: это и живое слово, и показ воспитательной работы, и организация выставок и педагогических библиотечек, а также привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада и прочие. Цель и задачи, стоящие перед семьей и детским садом, едины: воспитать здоровых, всесторонне развитых людей, раскрыть способности и возможности ребёнка. Поэтому, безусловно, каждая из перечисленных форм работы с родителями является эффективной и действенной.
Педагоги видят главную миссию детского сада в содействии усилиям семьи, оказании поддержки и помощи семье в воспитании и образовании ребенка. Этой цели может служить и собственный печатный орган – газета «Колосок». Это – «газета для любознательных родителей, детей и педагогов». Из этих газет можно узнать о событиях в жизни образовательного учреждения, состоявшихся и будущих, о тех, кто работает, о новичках. Родители могут получить сведения об учебных программах, конкретных планах работы образовательного учреждения на определенный срок – месяц, квартал, полугодие и многое другое.
Газета и способ педагогического информирования семьи, и форма взаимодействия педагогов с родителями, и средство развития творческих способностей самих воспитателей. Написание разнообразных статей для номеров газеты позволяет педагогам расширить свои журналистские способности, дает возможность печататься в городских СМИ (журнале «Мама, папа и я»), использовать ресурсы интернет-сайта МБДОУ. Газета, как форма взаимодействия с семьей, хороша еще и потому, что здесь совершенно исчезает элемент "принуждения", которое отталкивает родителей, мешает восприятию даже интересной и значимой информации. Газету можно прочитать, можно просто просмотреть, можно и ее не взять, а можно прочитать и применить в практике воспитания собственного ребенка. Родители имеют право написать о секретах семейной педагогики, могут принять участие в конкурсах, которые время от времени объявляются, и все это делается добровольно.
На страницах газеты «Колосок» каждый читатель, большой и маленький, может найти интересную и нужную для себя рубрику: «Заповеди хорошего воспитателя», «Шпаргалки педагога-психолога», «Копилка родительских советов», «Страничка ученого», «Страничка логопеда», «Говорят наши дети», «Развивайка», «Говорят наши дети» и многое другое. В газете размещена детская страничка с «развивалками-рисовалками», «лукошком сказок и загадок», развивающие задания, предлагаем детям решить логические задачи, пословицы, поговорки, скороговорки по теме номера. И дети, и взрослые могут посмотреть в газете фотографии детсадовских мероприятий.
Приветствуется и использование в журнале рисунков воспитанников. Участие родителей в жизни детского сада обязательно окажет благоприятное влияние не только на ребенка, но и на ту образовательную среду, в которой он находится. Почти в каждой газете выделяется место для того, чтобы отметить родителей, оказавших помощь группе в данном месяце. Рубрики называются по-разному: "Большое спасибо!", "Примите наши благодарности!", "И что бы мы без вас делали!" - а суть одна и та же: поблагодарить родителей, показать им свою признательность за доброе дело, убедить всех, что участие мам и пап в делах группы помогает в воспитании детей. Неоднократно мы слышали реплики: "А вот про нашего папу написано" - сообщает своему ребенку, а, заодно, стоящим рядом родителям, довольная мама. Это всегда приятно. Поэтому родители не просто выполняют наши просьбы, но и сами предлагают помощь. Конечно, в нашей газете никогда не клеймят позором. У нас другие цели. Главное - интересный опыт воспитания сделать достоянием каждого и преподнести его так, чтобы самым безразличным родителям захотелось сделать что-то похожее. И еще одно: нельзя допускать, чтобы в газете из номера в номер речь шла об одних и тех же детях, группах, темах. Мы стараемся показать родителям: все дети в группах равны, все они особенные, а мы, взрослые, видим своеобразие каждого ребенка и учитываем его в воспитании и обучении.
Выпуск газеты - достаточно трудоемкая работа, требующая определенной подготовки. На базе ДОУ действует творческая группа по изданию газеты. Она разрабатывает тематические планы работы, составляет графики выхода номеров, продумывает темы и сюжеты новых новостей. Газета выпускается один раз в квартал, на 6 полосах. К подбору материала и написания статей регулярно привлекаются не только воспитатели групп раннего и дошкольного возраста, но и специалисты детских садов – педагоги-психологи, логопеды, инструкторы по физической культуре, руководители музыкального воспитания, старшие воспитатели детских садов также подбирают полезную информацию для педагогов и родителей. Организация работы по выпуску каждого номера газеты проходит в следующем алгоритме: • воспитатели собирают информацию по теме номера: высказывания детей, описание возникших в группе педагогических ситуаций, рисунки детей • психолог наблюдает, выявляет индивидуальные особенности детей, значимые для обсуждаемой в номере темы, отбирает возможные для публикации материалы; • родители (если хотят) пишут заметки о своем опыте семейного воспитания, приносят фотографии детей, если они выполнены в цифровом формате, тиражируют готовый номер; • все другие специалисты ДОУ периодически готовят материалы в соответствии с темой; •старший воспитатель редактирует газету, осуществляет компьютерную верстку, форматирует, корректирует, выпускает каждый номер газеты.
Таким образом, можно констатировать, что в орбиту взаимодействия вовлечены все участники целостного педагогического процесса: администрация учреждения, воспитатели, родители, специалисты дополнительного образования, психологическая и медицинская службы.
Все педагоги, работающие над очередным выпуском газеты, искренне стремятся к социальной и профессиональной компетентности, общности интересов, к укреплению связей с родителями воспитанников, стараются продумывать и в содержательном и в эстетическом плане каждый номер газеты, чтобы донести необходимую информацию до каждого читателя. Важно отобрать такие факты, которые будут интересны многим родителям и полезны в деле воспитания детей; следует научиться преподносить факты, о такой форме, чтобы информация легко понималась любым человеком; хорошо, если газета иллюстрируется рисунками, фотографиями, это делает ее яркой и привлекательной.
Популярность нашей газеты обусловлена тем, что речь в ней всегда идет о детях конкретной группы, их поступках, достижениях, возникающих проблемах, а психолого-педагогический комментарий излагается доступным языком, коротко, интересно. Во всяком случае, мы стремимся к этому.
Таким образом, газета для родителей, как форма взаимодействия ДОУ и семьи способствует установлению сотрудничества, взаимопонимания между субъектами целостного педагогического процесса, она вызывает интерес у читателей, если она ориентирована на потребности конкретных родителей данной группы, отвечает на их запросы, в разных формах показывает заинтересованное отношение к ребенку.
Литература:
1. Арнаутова Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей / Е.П. Арнатурова // Управление дошкольным образовательным учреждением №4, 2002
2. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О.Л. Зверева. – М.: ТЦ Сфера, 2005
3.Давыдова О.И., Майер А.А. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
4. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2–7 лет / авт.-сост. Е.В. Шитова. Волгоград: Учитель, 2014.