Методика проведения занятий по ИЗО деятельности в разных возрастных группах.Занятия в детском саду проводятся с четкой регламентацией их длительности с учетом возрастных и индивидуальных физиологических возможностей организма детей. Занятия строятся таким образом, чтобы не допускать переутомления, перегрузки детей, к которым приводят однообразие, использование нерациональных методик, отсутствие или недостаток наглядных средств
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Изобразительная деятельность в ДОУ" »
Ме
Одним из важных и в то же время наиболее сложных элементов в структуре распорядка дня является организация занятий с детьми.
Одним из важных и в то же время наиболее сложных элементов в структуре распорядка дня является организация занятий с детьми. Занятия в детском саду проводятся с четкой регламентацией их длительности с учетом возрастных и индивидуальных физиологических возможностей организма детей. Занятия строятся таким образом, чтобы не допускать переутомления, перегрузки детей, к которым приводят однообразие, использование нерациональных методик, отсутствие или недостаток наглядных средств и т.п. Особенно вредным является длительное удержание статической позы. Поэтому в процессе любого занятия дети должны чувствовать себя свободными, иметь право на передвижение, разговоры с другими детьми и проговаривание процесса своей собственной деятельности.
Для того, чтобы занятия максимально содействовали общему развитию и расширению кругозора и не причиняли вреда здоровью детей, на занятиях, связанных с продуктивной деятельностью (изодеятельность, конструирование, лепка, ручной труд и др.) педагог вначале определяет такой объем заданий, который дети без излишнего напряжения в течение отведенного времени могли бы полностью завершить. При этом педагог помогает ребенку (в зависимости от индивидуальных особенностей, работоспособности и умения детей) и поощряет деятельность ребенка даже в том случае, если задание им выполнено не до конца, но он старался и ход его работы был правильным. Помощь и поощрение со стороны воспитателя широко используются на таких занятиях, как ознакомление с окружающим, чтение художественной литературы и на многих других. Это способствует лучшему усвоению детьми программного материала и повышению их работоспособности.
В процессе организации разных форм обучения воспитатель стремится к доходчивости объяснения учебного материала, использует игровые приемы, побуждает детей к движениям. В ходе проведения занятий воспитатель поддерживает у ребенка интерес к ним, сочетая различные по содержанию и степени сложности задания, своевременно переключая внимание детей с одного материала на другой. Это позволяет активизировать разные органы чувств (зрение, слух), сочетать статические и двигательные компоненты, что помогает избежать переутомления детей.
В предупреждении развития утомления важную роль играет умение воспитателя творчески подходить к осуществлению организованных и самостоятельных видов деятельности детей, уметь находить различные формы их проведения с учетом индивидуальных особенностей детей (интересов, темпа и т.д.).
При организации учебных занятий воспитатель обращает внимание и на то, как проводят дошкольники время перерывов между ними, регулирует характер и содержание игр детей в этот период, которые должны отличаться от предшествующей деятельности. Важно, чтобы во время перерывов между организованными занятиями ребенок переключался на другие действия.
Количество и длительность занятий определяют Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПин 2.4.1.1249-03).
Для детей ясельного возраста от 1,5 до 3 лет планируют не более 10 занятий в неделю (развитие речи, дидактические игры, развитие движений, музыкальные и др.) продолжительностью не более 8—10 мин. Допускается проводить одно занятие в первую и одно занятие во вторую половину дня. В тепле время года максимальное число занятий проводят на участке во время прогулки. Нецелесообразно одновременно проводить занятия с группой более 5—6 детей.
Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию, для детей дошкольного возраста составляет: в младшей группе (дети четвертого года жизни) — 11 занятий, в средней группе (дети пятого года жизни) — 12, в старшей группе (дети шестого года жизни) — 15, в подготовительной (дети седьмого года жизни) — 17 занятий.
Максимально допустимое количество занятий в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает — двух, а в старшей и подготовительной — трех. Их продолжительность для детей 4-го года жизни— не более 15 минут, для детей 5-го года жизни — не более 20 минут, для детей 6-го года жизни — не более 25 минут, а для детей 7-го года жизни — не более 30 минут. В середине занятия проводят физкультминутку. Перерывы между занятиями — не менее 10 минут. Занятия для детей старшего дошкольного возраста могут проводиться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2—3 раз в неделю. Длительность этих занятий — не более 25—30 минут. В середине занятия статического характера проводят физкультминутку.
Форма организации:
а) по длительности:
2 – 3 занятия в день длительностью от 10 до 35 мин.
б) по структуре:
- организационный момент;
- начало занятия (установки к ходу занятия);
- ход занятия;
оценка деятельности детей, подведение итогов (конец занятия).
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Занятия по изобразительной деятельности требуют педагогически продуманного материального оснащения: специального оборудования, инструментов и изобразительных материалов. К оборудованию относятся все те предметы, которые создают условия для проведения занятий — доски, мольберты, подставки и т. д.; инструменты: карандаши, кисточки, ножницы и пр., Необходимые в процессе изображения; изобразительные материалы для создания изображения. Заведующий вместе с воспитателем-методистом предусматривает приобретение всего необходимого для успешного проведения занятий по изобразительной деятельности и для развития детского творчества, проверяет, как используются материалы и оборудование, воспитывается ли у детей бережное отношение к ним. Разные виды изобразительной деятельности оснащаются по-разному. Для занятий рисованием (предметным, сюжетным, декоративным, по замыслу) необходимы доски (настенная и напольная), покрытые линолеумом; доска с тремя рейками для демонстрации детских рисунков; подставка для натуры; настольные доски — складные мольберты (для старших групп) и т. д. Целесообразно иметь в группе комбинированную настенную доску с тремя секциями, у которой одна секция покрыта линолеумом, другая фланелью, а на третьей — прибиты рейки. В целях охраны зрения детей в старших группах следует иметь индивидуальные доски с наклонной плоскостью, которые обеспечивают перпендикулярное, а не скользящее под углом направление зрительного луча. Карандаши. Для рисования детям нужен набор цветных карандашей: в младших группах — из пяти карандашей (красный, синий, зеленый, желтый и черный); в средней — из шести карандашей (красный, синий, зеленый, желтый, черный и коричневый); в старших группах, кроме того, добавляются оранжевый, фиолетовый, темно-красный, розовый, голубой, светло-зеленый. В младших группах карандаши должны быть круглыми. Детям старшей группы рекомендуются мягкие графитные карандаши («Школьный», «Искусство» № 1, 2). Готовя карандаш к работе, стачивают деревянную оправу на 25—30 мм и обнажают графит на 8—10 мм (деревянную оправу цветных карандашей надо стачивать на меньшую длину, так как стержни их более толстые и при сильном нажиме они крошатся, ломаются). Кисти. Для рисования красками нужны круглые волосяные кисточки с мягким и эластичным ворсом — колонковые, беличьи, хорьковые и др. Кисточки различаются по номерам: № 1—8 — тонкие, № 8—16 — толстые. Детям младшей группы рекомендуется давать кисточки № 12—14. Такая кисть, прижатая к бумаге, оставляет яркий, хорошо заметный след, облегчает передачу формы предмета. Детям средней и старших групп можно давать как тонкие, так и толстые кисточки. Наблюдая за тем, как дети действуют кистью, необходимо обратить особое внимание на то, умеют ли дети правильно держать ее, напоминает ли воспитатель им об этом или показывает; во время занятия и по окончании его кладут ли дети кисточки на подставки (воспитатель может сделать их из плотного картона или разрезанной вдоль на две половинки катушки). Ни в коем случае нельзя разрешать детям оставлять кисти в банке с водой, так как при этом волос загибается и расходится в разные стороны, теряя форму. Волосяные кисточки будут долго служить и хорошо красить, если с ними бережно обращаться. При приготовлении краски для занятия не нужно размешивать ее кистью: это гораздо удобнее делать палочкой. Во время рисования акварелью краску набирают легкими полукруглыми движениями, не нажимая на кисть, чтобы ворс не расходился веером. По окончании работы кисть тщательно промывают, чтобы остатки краски не засохли. Хранить кисточки рекомендуется в стаканах ворсом кверху. Еще до начала занятия заведующий смотрит, какая заготовлена бумага. Для рисования нужна достаточно плотная, немного шероховатая бумага (лучше полуватман). Заменить ее можно плотной писчей бумагой. Не годится для рисования глянцевая бумага, по поверхности которой карандаш скользит, почти не оставляя следа, и тонкая бумага, которая рвется от сильного нажима. Во время работы бумага должна лежать неподвижно и ровно (исключение составляет декоративное рисование, в процессе которого дети могут менять положение листа). Детям младшей группы рекомендуется давать для рисования бумагу размером в писчий лист — он соответствует размаху детской руки. Детям средней и старших групп для изображения отдельных предметов рекомендуется бумага в половину писчего листа (но можно использовать и целый лист); для сюжетных рисунков следует давать бумагу большего формата. Заготавливая бумагу для рисования, воспитатель должен учитывать строение и размер изображаемого предмета. При рисовании гуашевыми красками используется цветная бумага насыщенных и мягких тонов. Дети старших групп могут самостоятельно подготовить бумагу нужного цвета. (Для тонирования бумаги используются гуашевые и акварельные краски и толстые мягкие кисточки; удобно применять небольшие по размеру плоские малярные кисти — флейцы. Краску накладывают вначале горизонтальными мазками, поверх которых наносят вертикальные.) Краски. Для рисования применяют два вида водяных красок — гуашь и акварель. Для детей дошкольного возраста удобнее всего краски кроющие, пастозные, непрозрачные — гуашь. Краску нужно разводить до густоты жидкой сметаны, так чтобы она держалась на кисточке, не капала с нее. Лучше всего краску наливать в прозрачные баночки с низкими краями, чтобы дети могли видеть цвет. Удобно пользоваться красками гуашь в полиэтиленовых банках с закрытыми крышками: в них воспитатели готовят краску и оставляют после занятий, никуда не переливая. При этом краска расходуется экономнее и на ее приготовление нужно меньше времени. Воспитатель должен уметь составлять нужные цвета красок. Акварельные краски рекомендуются для детей старшей и подготовительной к школе групп. Отличительной особенностью акварельных красок является очень тонко растертый пигмент и большой процент клеющих веществ (в качестве связующего). Благодаря тонкой растирке акварельные краски приобретают свое главное достоинство — прозрачность. В настоящее время акварель выпускается разных видов: твердая — в плитках, полумягкая — в фарфоровых формочках и мягкая — в тюбиках. В условиях детского сада лучше всего применять акварель полумягкую (в формочках). Просматривая конспект занятия, заведующий отмечает, планирует ли воспитатель обучение детей навыкам правильного пользования акварельными красками (перед рисованием смачивать их, аккуратно набирать на кисточку, пробовать на пластиковой или бумажной палитре цвет, наносить негустым слоем, чтобы просвечивала бумага и был виден цвет), закрепляет ли приобретенные умения. Не следует допускать, чтобы акварельными красками дети рисовали так же, как гуашевыми. Рисуя акварельными красками, контуры предметов дети наносят на бумагу простым карандашом. Для занятий и самостоятельной художественно-творческой деятельности детей рекомендуется пастель — толстые стерженьки разного цвета. Наборы пастели имеют пять цветов, по нескольку тональностей каждого, что составляет уже готовую палитру для работы. Пастель делится на твердую, среднюю и мягкую. Для детей рекомендуется мягкая пастель. Эта краска требует бережного обращения, так как легко крошится, ломается. Поэтому каждый пастельный стержень надо обернуть в фольгу. Цветные восковые мелки продаются в виде стержней набором от 12 до 36 цветов. Ими рисуют так же, как пастелью. Преимущество цветных восковых мелков состоит в том, что они могут дать линию почти карандашной толщины. Поэтому восковыми мелками рисунок выполняется без применения простого карандаша. Цветные мелки используются для рисования на доске в свободное от занятий время. Для стирания нужно иметь две тряпки — сухую и слегка увлажненную: сухой устраняют ошибки и наносят тушовку растиркой меловой пыли; влажной освежают наиболее темные места, а в конце стирают рисунок с доски. Уголь для рисования представляет собой крупный стерженек длиной 10—12 см и диаметром 5—8 мм. Это мягкий, ломкий, крошащийся материал, поэтому его следует обернуть в фольгу. Уголь дает глубокий матово-черный след. Углем работают на ворсистой бумаге, задерживающей угольную пыль,— обойной, оберточной, рисовальной. Закрепить рисунок, выполненный углем, можно слегка подслащенной водой, нанесенной на бумагу легкими вертикальными движениями с помощью ватного тампона. Для занятий лепкой необходимо специальное оборудование: станок с поворотным кругом (для старших групп), блюдце для воды, тряпочка; для раскрашивания детских поделок — грунтовка; кроме того, для раскрашивания используются специальные краски — ангобы. Для обжига детской скульптуры желательно иметь муфельную печь. Для демонстрации натуры или образца может использоваться подставка для натуры. К оборудованию относятся также каркасы — обыкновенные палочки разной длины и ширины. Использование каркасов помогает детям более совершенно изображать ноги животных, делать их фигурки устойчивыми и динамичными. Для занятий лепкой нужны пластические материалы — глина, пластилин, при этом основным, наиболее подходящим материалом для лепки является глина. В младших группах используется только глина, так как из пластилина детям этого возраста лепить трудно. В средней группе дети лепят также преимущественно из глины. Цветной пластилин применяется в старших группах в сюжетной лепке. Как заготовить глину для лепки. Добытая в разных местах глина различается цветом: он может быть желтовато-коричневый, красноватый, серо-белый, зеленовато-голубой, бурый. Глина будет жирной, если в ней мало песка, примеси песка делают ее сыпучей. Глину можно выбирать прямо из грунта. Хорошие пласты наносной жирной глины встречаются вблизи рек и ручьев. Поэтому городским детским садам нужно заготавливать глину летом, при выезде на дачу. Пластилин — искусственная пластическая масса, приготовленная из глины, воска, сала, красок и других добавок. Он мягок и подвижен, долго не твердеет, однако при повышении температуры размягчается и плавится. Не рекомендуется при лепке долго мять пластилин в руках. Перед работой с пластилином его слегка подогревают, помещая коробки вблизи источника тепла. У воспитанников старших групп должны быть индивидуальные готовые наборы пластилина, за состоянием которых дети должны следить, раскладывая оставшийся пластилин по цветам. Для занятий аппликацией нужны: подносы и плоские коробки для готовых форм, бумаги, обрезков; клеенка; пластмассовая дощечка (20х15 см) для намазывания форм клеем; тряпочка; баночки для клейстера с низкими краями; подставки для кисти; кисточки щетинные; ножницы с тупыми концами (длина рычагов— 18 см). Для аппликационных работ используют белую и цветную бумагу различных сортов. Для фона — более плотную: белую из альбомов для рисования, или цветную настольную, или тонкий картон. Части предметов вырезывают из тонкой бумаги, лучше всего глянцевой: она имеет яркий цвет, приятна на ощупь. Старшие дошкольники используют и матовую цветную бумагу различных цветов и оттенков. В старших группах целесообразно иметь для каждого ребенка конверт с набором бумаги разных цветов и оттенков. Все материалы для изобразительной деятельности должны быть рассортированы и сложены в порядке, каждый на определенном месте. Ножницы хранятся в коробке. Краска после занятий сливается в банки (банки необходимо плотно закрыть, чтобы краска не высыхала). Гуашевые краски в баночках нужно залить водой. Бумагу следует хранить в стопках; цветную бумагу можно разрезать на небольшие листы и положить под пресс (затем в старших группах ее раскладывают по индивидуальным конвертам). Аккуратно разложенные материалы занимают мало места, лучше сохраняются, ими удобнее пользоваться. Оборудование и материалы уголка («зоны») самостоятельной изобразительной деятельности детей. В детском саду должны быть созданы условия для самостоятельной изобразительной деятельности детей вне занятий. Для этого отводится хорошо освещенная часть групповой комнаты, по возможности удаленная от игрового уголка. Целесообразно использовать приоконную часть, где ставятся два-три стола. Если подоконники низкие, к ним прикрепляются на кронштейнах доски, которые можно опускать, когда дети не занимаются. На открытых полочках ближайшего шкафа, на столах должны находиться принадлежности для рисования, лепки, аппликации. В младшей группе в свободное пользование детям даются только цветные карандаши. Детям старших групп могут быть предоставлены все материалы с небольшими ограничениями: вместо глины — предлагается пластилин. Свои рисунки дети раскладывают по тематическим папкам - «Народные сказки», «Труд людей», «Декоративные узоры», «О природе» и т. д. В «зоне» изобразительной деятельности должны быть коробки с природным материалом и наглядные пособия, которые дети творчески используют в своих работах.