Предлагаемый метод прекрасно вписывается в требования современной педагогики при углубляющейся реформе общеобразовательной школы: учитель обозначает лишь контуры, пунктиры познания предмета, сути вещей, а ученик, лицом к лицу с книгой, самостоятельно проясняет доступную ему истину.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Как быстро научить ребенка читать с трех лет »
От автора
Раннее приобщение детей к чтению- это, во-первых, их успешная учеба в общеобразовательной школе и, во-вторых, -надёжный фундамент для интеллектуального развития человека на всю его сознательную трудовую и творческую жизнь.
В основу метода положены два краеугольных камня:
Слоговая система обучения.
Использование всех видов памяти и подсознательных процессов, происходящих в стремительно развивающемся мышлении ребёнка.
Совокупность этих факторов и даёт замечательный эффект.
Предлагаемый метод прекрасно вписывается в требования современной педагогики при углубляющейся реформе общеобразовательной школы: учитель обозначает лишь контуры, пунктиры познания предмета, сути вещей, а ученик, лицом к лицу с книгой, самостоятельно проясняет доступную ему истину.
Несколько советов психологического плана.
Первое и весьма существенное: никакого принуждения! Никаких примеров мастерства Паганини!
Занятие должно носить форму непринуждённой игры, в которой вся дидактика (картинки, таблицы и пр.) превращаются для ребёнка в увлекательный мир познания, зарождения и укрепления мысли.
Второе (нисколько не противоречащее первому). Торговаться, право, не грешно. Нельзя лишать ребёнка конкретных моральных или материальных стимулов. Скажем, можно поставить такое условие: «Если ты к четырём годам прочтёшь нам самостоятельно, вслух, вот эту книжку, то мы купим тебе… (велосипед, ролики и пр.)- словом, все, о чем мечтает ребёнок и что доступно родителям.
В качестве постоянного морального стимула можно (и нужно) применять такую хитрость: обрывать чтение интересной сказки на интересном месте и в ответ на требование ребёнка продолжить чтение неизменно повторять: «Учись быстрее читать, и эту книгу ты прочтёшь сам».
Предлагаемый метод лишь схема, а сам процесс обучения- творческая работа, в первую очередь для «учителя» (папы, мамы, бабушки, дедушки).
Итак, в путь- рядом с трёхлетним первопроходцем!
А почему именно в три года? Почему не раньше и не позже? Просто три года – это пик бесчисленных «Почему?», которые буквально обрушивает ребёнок на мам и пап и всех окружающих. Стремление к познанию ищет выход и этот выход мы ему предоставляем, направив мыслительную деятельность малыша на самое главное-умение читать.
Рабочее место- детская комната с привычным для малыша миром его игрушек, с вещей. Естественно нужен рабочий стол. Лучше всего подойдёт для этой цели достаточно просторный детсадовский столик и соответствующий к нему стульчик.
Бумага, цветные карандаши, фломастеры- все это должно быть постоянно под рукой ребёнка.
Заботливые родители, с первых же шагов сына или дочери, накапливают для него библиотечку, которая сыграет не последнюю роль в предстоящем обучении чтению.
Потребуется ещё и три таблицы размерами примерно, 40*80 см.
Первая из них- самый обыкновенный алфавит, выполненный плакатным пером или кистью. Каким цветом? Замечено, что чёрный и красный цвета угнетающе действуют на психику ребёнка, поэтому лучше всего применить темно-голубой (для согласных) и, скажем, праздничный оранжевый или розовый для гласных букв.
Буквы алфавита можно скопировать из «Букваря» (в той же последовательности прописных и строчных), расположив их на таблице по три или четыре в горизонтальный ряд.
Вторая и третья таблицы – слоги:
БА
БЕ
БИ
БО
БУ
БЫ
БЭ
БЮ
БЯ
ВА
ВЕ
ВИ
ВО
ВУ
ВЫ
ВЭ
ВЮ
ВЯ
ГА
ГЕ
ГИ
ГО
ГУ
ГЫ
ГЭ
ГЮ
ГЯ
ДА
ДЕ
ДИ
ДО
ДУ
ДЫ
ДЭ
ДЮ
ДЯ
ЖА
ЖЕ
ЖИ
ЖО
ЖУ
ЖЭ
ЖЮ
ЗА
ЗЕ
ЗИ
ЗО
ЗУ
ЗЫ
ЗЭ
ЗЮ
ЗЯ
КА
КЕ
КИ
КО
КУ
КЫ
КЭ
КЮ
КЯ
ЛА
ЛЕ
ЛИ
ЛО
ЛУ
ЛЫ
ЛЭ
ЛЮ
ЛЯ
МА
МЕ
МИ
МО
МУ
МЫ
МЭ
МЮ
МЯ
НА
НЕ
НИ
НО
НУ
НЫ
НЭ
НЮ
НЯ
ПА
ПЕ
ПИ
ПО
ПУ
ПЫ
ПЭ
ПЮ
ПЯ
РА
РЕ
РИ
РО
РУ
РЫ
РЭ
РЮ
РЯ
СА
СЕ
СИ
СО
СУ
СЫ
СЭ
СЮ
СЯ
ТА
ТЕ
ТИ
ТО
ТУ
ТЫ
ТЭ
ТЮ
ТЯ
ФА
ФЕ
ФИ
ФО
ФУ
ФЫ
ФЭ
ФЮ
ФЯ
ХА
ХЕ
ХИ
ХО
ХУ
ХЫ
ХЭ
ХЮ
ХЯ
ЦА
ЦЕ
ЦИ
ЦО
ЦУ
ЦЫ
ЦЭ
ЧА
ЧЕ
ЧИ
ЧО
ЧУ
ША
ШЕ
ШИ
ШО
ШУ
ЩА
ЩЕ
ЩИ
ЩО
ЩУ
АБ
ЕБ
ИБ
ОБ
УБ
ЫБ
ЭБ
ЮБ
ЯБ
АВ
ЕВ
ИВ
ОВ
УВ
ЫВ
ЭВ
ЮВ
ЯВ
АГ
ЕГ
ИГ
ОГ
УГ
ЫГ
ЭГ
ЮГ
ЯГ
АД
ЕД
ИД
ОД
УД
ЫД
ЭД
ЮД
ЯД
АЖ
ЕЖ
ИЖ
ОЖ
УЖ
ЫЖ
ЭЖ
ЮЖ
ЯЖ
АЗ
ЕЗ
ИЗ
ОЗ
УЗ
ЫЗ
ЭЗ
ЮЗ
ЯЗ
АК
ЕК
ИК
ОК
УК
ЫК
ЭК
ЮК
ЯК
АЛ
ЕЛ
ИЛ
ОЛ
УЛ
ЫЛ
ЭЛ
ЮЛ
ЯЛ
АМ
ЕМ
ИМ
ОМ
УМ
ЫМ
ЭМ
ЮМ
ЯМ
АН
ЕН
ИН
ОН
УН
ЫН
ЭН
ЮН
ЯН
АП
ЕП
ИП
ОП
УП
ЫП
ЭП
ЮП
ЯП
АР
ЕР
ИР
ОР
УР
ЫР
ЭР
ЮР
ЯР
АС
ЕС
ИС
ОС
УС
ЫС
ЭС
ЮС
ЯС
АТ
ЕТ
ИТ
ОТ
УТ
ЫТ
ЭТ
ЮТ
ЯТ
АФ
ЕФ
ИФ
ОФ
УФ
ЫФ
ЭФ
ЮФ
ЯФ
АХ
ЕХ
ИХ
ОХ
УХ
ЫХ
ЭХ
ЮХ
ЯХ
АЦ
ЕЦ
ИЦ
ОЦ
УЦ
ЫЦ
ЭЦ
ЮЦ
ЯЦ
АЧ
ЕЧ
ИЧ
ОЧ
УЧ
ЫЧ
ЭЧ
ЮЧ
ЯЧ
АШ
ЕШ
ИШ
ОШ
УШ
ЫШ
ЭШ
ЮШ
ЯШ
АЩ
ЕЩ
ИЩ
ОЩ
УЩ
ЫЩ
ЭЩ
ЮЩ
ЯЩ
Слоги, как видим, расположены в определённой системе, опущены лишь неблагозвучные или практически не применяющиеся.
В двух слоговых таблицах, собственно, и заключён смысл ускоренного освоения техники чтения. Все готово к «старту».
А ориентиром нам послужит обыкновенный, никогда не стареющий «Букварь». Картинки, кубики с буквами, различные игрушки-все пойдёт в дело, сыграет роль дидактического материала.
Разумеется с первых же шагов обучения надо преподносить ребёнку понятия звука и буквы, гласных и согласных. Буква- это то, что видим и пишем. Гласные можно петь (пропеть все розовые буквы), предложить ребёнку спеть знакомую ему темно-голубую букву: он сам убедится, что это невозможно.
Малыш достаточно быстро освоит простые слоги (ма, ва, ам, ав), но столкнётся с трудностями при знакомстве со словами типа «ша-р», «ма-к», «сы-р».
Преодолеть эти сложности поможет механическое штудирование азбуки (первая таблица) в звуковом исполнении, то есть короткими звуками. После этого ребёнку проще будет внушить: к слогу «ша» добавить звук буквы «эр». Что получилось?
Начало
На первом занятии изучим букву «а». покажите ребёнку эту букву в четырёх её начертаниях. Пусть смотрит он на неё и повторяет: а-а-а. затем показывайте рисунки предметов, вещей (овощей, фруктов), в написании которых есть эта буква. Картинки должны быть непременно с подписями: арбуз, автобус, мак, шар и т.д. Мы уже условились, что гласные буквы выделены оранжевым (розовым) цветом, согласные- темно-голубым. Пусть ваш ученик попробует написать (начертить) эту букву в своей рабочей тетрадке (либо на отдельном листе бумаги).
Следите (непременно!) за вниманием ребёнка. Если он отвлёкся от изучения «предмета»- переключайтесь на другую форму, скажем, такую игру: «Давай-ка вспомним слова, в которых слышится буква «а».
Вспоминайте вместе – из доступных ребёнку слов, понятий. Не следует переутомлять малыша однообразием преподнесения одной буквы: переключайтесь, играйте, фантазируйте.
Итак, минут пятнадцать вы знакомы с буквой «а». для закрепления предложите ребёнку назвать эту букву на картинках с подписями.
А теперь- отдых. Пусть малыш рисует, смотрит мультик, играет на улице или слушает очередную сказку.
После отдыха-снова за работу. Все три таблицы на стене, перед глазами вашего ученика.
Берите указку (карандаш) и прогоните, для начала «гамму» алфавита. Делается это очень просто: «Следи за указкой и повторяй за мной- а, бэ, вэ, гэ и т.д.
Примечание: не злоупотребляйте на одном занятии алфавитом, достаточно лишь раз пробежать указкой от «а» до «я», это полезно, но абстрактные «ка», «эль», «эм» ничего не говорят начинающему ученику. Гораздо больше ему скажут таблицы.
Вслед за алфавитом, сразу же, переходите ко второй таблице, метод прежний: «Повторяй за мной- БА, ВА, ГА (или же БА, БЕ, БИ), то есть можно идти и по вертикали, когда согласные в сочетании с одной гласной, и по горизонтали, когда одна согласная-в сочетании со всеми гласными.
То же самое нужно проделать и с другой таблицей, слоги которой начинаются с гласных.
Механическое, без особой умственной нагрузки, штудирование слоговых таблиц-корень метода.
Это непременно нужно делать на каждом занятии, параллельно с изучением очередной буквы.
Что из этого выйдет
На первых десяти-пятнадцати занятиях не углубляйтесь в значение слогов, на последующих же можно останавливать внимание ребёнка на тех или иных сочетаниях: МА, ПА, ДА, КО…
К примеру: «Если к слогу «МА» добавить такой же слог, то получится «МАМА». И покажите ребёнку отдельно выписанное это слово: МА-МА
А зачем, собственно, все это надо? Не лучше ли идти по «Букварю» и «грызть» буковка за буковкой? Не спешите. Во-первых, огромную сложность для ребёнка представляет, по стандартной схеме обучения, сочетание звуков и букв алфавита, их соотношение (бэ+а=ба), а тут же мы попросту вкладываем в детский мозг готовый элемент чтения. Во-вторых, к тонкому ручейку привычного процесса обучения мы подключаем мощный поток подсознательного восприятия слога как кирпичика письма и чтения.
Весь этот процесс можно сравнивать с изготовлением фотографии: через негатив (набор слогов) мы экспонируем на бумагу (детский мозг)конкретное изображение и опускаем эту бумагу в проявитель.
Пусть на первых порах ничего не говорят ребёнку абстрактные для него БА, ВА, ГА, но процесс экспонирования уже совершился! Пройдёт немного времени и ваш ученик начнёт узнавать эти БА, ВА, ГА в книжном тексте.
Вот пример из практики обучения по данному методу. Ребёнку (на пятом или шестом занятии) было предложено прочесть слово «Анна». Он назвал правильно буквы: а, эн, эн, а. «Что получилось?»- «Не знаю». – «Посмотри на этот слог в таблице- как он звучит?» - «Ан». = «Правильно! А этот?»- «На».- «А если вместе их произнести?»- «Анна! Это имя девочки!»
И надо было видеть радость ребёнка, сделавшего первое открытие в «дебрях» слогов!
В приведённом примере заметьте, пожалуйста, важнейшую деталь, проясняющую суть метода: ребёнок уже зафиксировал в своей памяти табличный «образ» слога (зрительный и слуховой), и теперь мыслительная деятельность его уже будет направлена на то, чтобы спроецировать зафиксированный в памяти образ на книжный текст.
Гамма слогов для начинающего ученика то же самое, что гамма звуков для музыканта или палитра радуги для художника.
И всю эту гамму нужно повторять ежедневно, но ни в коем образе не зубрить. Поэтому не допустите грубейшей ошибки: не заставляйте ребёнка заучивать слоги наизусть, слог в мозгу малыша созреет сам собой- при ненавязчивом, но методичном его повторении изо дня в день.
Каждое занятие, таким образом, складывается из двух направлений: букварное освоение буквы и механическое повторение слогов. Постепенное сознательное освоение букв и бессознательная копилка слогов, дойдя , в совокупности, до определённой черты, прорвут плотину неведения, и ребёнок, в один прекрасный момент, начнёт читать по-взрослому. Путь к знаниям для него – через книгу-открыт!
Сколько времени займёт весь процесс обучения? Все будет зависеть от способности ребёнка, от того, насколько увлекут его занятия, насколько творчески, интересно будет построен процесс обучения. Одарённые дети могут освоить чтение за месяц-два, «рядовые»-за четыре-шесть месяцев, при систематических занятиях.
Заботы родителей после этого будут сводиться к тому, чтобы уберечь зрение ребёнка от слишком мелкого шрифта и объяснять почерпнутые из книг новые слова, понятия, т.е. правильно ориентировать его в потоке самостоятельно добытой информации.