ОБОРУДОВАНИЕ: маска ежа, мяч.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: беседа о диких животных и их детенышах, о их зимовке, поведении и условиях зимнего сезона; разучивание стихотворных текстов и движений к ним для занятия.
Структурные компоненты | Содержание | Движения | Музыка |
Вводная часть | Уж клич отзвенел журавлиный. Давно осыпается сад, А яркие гроздья рябины Все так же, свисая, горят. - Давайте заглянем в осенний лес. Посмотрим, что делают обитатели леса. | Дети входят в зал | |
Музыкально-ритмическая разминка, регуляция мышечного тонуса | По-лосиному красиво Ходит лось в лесу густом. По-мышиному пугливо Семенит мышонок в дом. И по-заячьи зайчишка Все спешит запутать след. По-медвежьи ходит мишка, Косолап он с детских лет. По завалам, по оврагам Шел медведь хозяйским шагом: - Отвечайте, звери, мне – Вы готовы ли к зиме? - Да, - ответили Лисицы, - Мы связали рукавицы. Рукавицы новые, Мягкие, пуховые. | Ходьба с высоким подъемом колена, скрестив руки над головой, пальцы раздвинуты. Бег на носках. Прыжки на двух ногах вправо-влево. Ходьба на внешнем своде стопы. | Музыка, соответствующая характеру животного: на слова педагог и дети показывают особенность животного, на музыку идут. |
Регуляция мышечного тонуса мышц рук, массаж пальцев | “Рукавицы” Вяжет бабушка Лисица Всем лисятам рукавицы: Для лисенка Саша, Для лисички Маши, Для лисенка Коли, Для лисички Оли, А маленькие рукавички Для Наташеньки-лисички. В рукавичках – да-да-да! – Не замерзнем никогда! - А у нас есть валенки, - Отвечали Заиньки. – Что нам вьюга да метель?.. Хочешь, Мишенька, примерь. | Поочередно потереть большим пальцем подушечки остальных пальцев. Поочередный массаж пальцев левой руки, начиная с большого (при повторении массировать пальцы правой руки). Потереть ладони друг о друга. На каждую строчку выставляют вперед ногу и показывают на нее. | |
Упражнение, активизирующее внимание, регуляция мышечного тонуса | “Заинька” Скачет Зайка босой Под высокою сосной. А Зайчишка маленький Топает в валенках. Каблучками он стучит, На друзей своих глядит. На качелях покачался, Зайка всем заулыбался. | Подскоки с ноги на ногу (движение по кругу). Шаг на всей стопе. Стоя на месте, руки на поясе, подниматься на носках и опускаться на всю стопу, пристукивая каблучками. Перекаты с пятки на носок, стоя на месте. | Музыка, соответствующая характеру движения животного. |
Упражнение, развивающее артикуляционную моторику | - Ну а я, - ответил Крот, - Под землей устроил ход. Там с красавицей женой Будем чай мы пить зимой. И Крот угостил Мишку чаем с разными вкусностями. Упражнение “Блинчик”: Испекли блинов немножко, Остудили на окошке, Есть их буду со сметаной, Пригласим к обеду маму. Упражнение “Вкусное варенье” Блин мы ели с наслажденьем – Перепачкались вареньем. Чтоб варенье с губ убрать, Ротик нужно облизать. | Дети выполняют упражнения “Блинчик” и “Вкусное варенье”. | |
Упражнение на автоматизацию звука и слоговой анализ слов | Спросил Мишка и Осу, что она сейчас делает. Осы к осени желтее, Полосатее и злее. Видно бабушкин компот Им покоя не дает… И варенье, и повидло Есть у нас, а им – обидно. Са-са-са – Прилетела к нам оса. Су-су-су – Мы увидели Осу. Сы-сы-сы – Испугались мы Осы. Са-са-са – Улетай скорей, Оса. | Хлопать в ладоши с делением слов на слоги. Хлопать по коленям с делением слов на слоги. Отстукивание указательными пальцами. “Махи” руками. | |
Регуляция мышечного тонуса, умения передать в движении ритмический рисунок | Крикнул Бобр медведю с речки: - Я дрова колю для печки. Дай мне, Миша, только, срок – Из трубы пойдет дымок. Упражнение “Пильщики” Запилила пила, Зажужжала как пчела, Отпилила кусок, Наскочила на сучок. Лопнула и встала – Начинай сначала. | Дети по парам со скрещенными руками “пилят”. Меняются местами. | “Пильщики” О.Боромыковой |
Игра с мячом на развитие словообразования | Вылез ежик из листвы: - Про меня забыли вы. - Вам понравилось в лесу? Много животных вы увидели? - Игра: я буду бросать мяч и называть животное, а вы мне называйте его детеныша. | Игра “Детеныши животных” | |
Регуляция мышечного тонуса пальцев рук | Смотрит Белка из дупла: - Я орешки припасла. Высоко мое дупло. В нем и сухо, и тепло. Пальчиковая гимнастика “Сидит белка” Сидит белка на тележке, Продает она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому… | Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их. Сжать все пальцы в кулак и поочередно разгибать их, начиная с большого. | |
Упражнение на релаксацию | “Звери и птицы спят” Обошел медведь весь лес И в берлогу он залез. Лапу в пасть засунул он И увидел сладкий сон. Дети на спину легли И, как и Мишка, видят сны. Тише, тише, не шумите, Наших деток не будите! Птички станут щебетать, Будем глазки открывать, Просыпаться и вставать. | Дети ложатся на спину на ковер и закрывают глаза. | Фонограмма колыбельной. Фонограмма “Все птички в гости к нам” |
Итог занятия | - Чтобы лесных животных не разбудить мы тихо, на носочках выйдем из леса. | Дети открывают глаза, встают с ковра и на носочках выходят из зала. | |
РАБОТА ПОСЛЕ ЗАНЯТИЯ: составление рассказа о каждом животном, сказанном в занятии, месте его обитания, детенышах, их поведении и зимовке