Просмотр содержимого документа
««Как научить ребёнка задавать вопросы»»
Памятка родителям
Дети достаточно интенсивно начинают задавать вопросы уже в возрасте трёх-четырёх лет. Однако если не проводить специальной развивающей работы, то вопросительные высказывания будут стереотипными, начинающимися со слов «что?», «как?» и «почему?». При этом ребёнок может предпочитать один-два из этих разновидностей вопросов и не применять «цепочки вопросов», когда из одного вопроса следует другой. Поэтому, для поддержания интереса к окружающему миру, для развития любознательности, необходимо учить детей задавать вопросы.
«Как научить ребёнка задавать вопросы»
Задавать вопросы – это важный навык, который поможет детям
развиваться и узнавать новое. Однако не все мальчики и девочки
умеют задавать вопросы. Так как научить ребёнка задавать вопросы
правильно?
1. Начните с простых вопросов. Например: «Какая сегодня погода?»
или «Что мы будем делать на выходных?».
2. Когда ребёнок задает вопрос, обязательно ответьте ему.
Например, если он спрашивает, «Почему небо голубое?», скажите ему правильный ответ. А потом спросите: «А что ты думаешь, почему небо голубое?». Потом поинтересуйтесь у него, что он сам думает на этот счёт.
3. Используйте открытые вопросы. Они позволяют малышу выразить
свою мысль и получить больше информации. Например: «Расскажи мне,
что ты знаешь о космосе?» или «Почему ты решил выбрать эту
профессию?».
4. Не бойтесь задавать вопросы сами.
5. Предлагайте детям разные темы для обсуждения и задавайте
вопросы, связанные с этими темами.
6. Читайте детям книги и обсуждайте их вместе.
Задавайте вопросы о том, что они знают о героях, ситуациях и т.д.
Помогайте строить логические связи в сюжете.
7. Помогайте им формулировать свои мысли. Например,
спросите: «Что ты хочешь узнать?» или «Как ты думаешь, что может
произойти?».
8. Если вы с ребёнком посещаете музеи, парки, экскурсии или другие
места, где есть интересные объекты, поощряйте его задавать вопросы
вам, гиду или экскурсоводу. Это поможет ему проявить свою
любознательность и позволит лучше понимать мир вокруг.
9. Поощряйте детей, когда они задают правильные
вопросы. Дайте знать, что вы цените их умение анализировать
информацию и задавать соответствующие вопросы.
10. Награждайте за вопросы: поощряйте ребенка, когда он задает вопросы.
И ещё хочу предложить поиграть. В различных играх детям можно задавать вопросы в свободной форме. Игра учит детей задавать вопросы и отвечать на них; закрепляет умение использовать различные падежные формы существительных.
«Что в коробочке лежит?»
В коробку помещается какой-либо предмет, часто встречающийся в обычной жизни (например, яблоко, карандаш, носовой платок, ручка, карандаш и т.д.). Чтобы узнать, нужно задавать водящему вопросы следующего характера: - Для чего нужен этот предмет? - Из чего он сделан? - Какой он формы? - Какого размера? - Что с ним делают?
«Да, нет, не знаю» (или «Отгадай, что я загадал?»)
Водящий обозначает категорию, в которой будет вестись игра, и загадывает предмет, явление и пр. Это может быть фрукт, мебель, вид спорта и т.д. Задача играющего за наименьшее количество вопросов отгадать задуманное. Формулировка вопросов должна предполагать ответ водящего «да», «нет», «не знаю». Последний вариант ответа может даваться в ситуации некорректно сформулированного ребёнком вопроса.
"Угадайте, кем я хочу быть?"
Цель: умение задавать вопрос, определять назначение профессии.
Ход: ребенок отбирает предметы, относящиеся к определенной профессии, и говорит: "Я взял нож, доску, половник, кастрюлю. Кем я хочу быть? (Какая у меня профессия?)" Дети должны угадать, о какой профессии идет речь, перечислить все действия, которые может выполнять человек данной профессии.
"Кто где стоит?"
Цели: умение задавать вопросы, употреблять предлоги с пространственным значением.
Ход: по команде педагога часть детей выстраивается: "Галя, стань у доски. Костя, стань за Галей. Сережа, стань рядом с Костей. Денис, стань между Галей и Костей. Лера, стань перед Галей и так далее". Выбирается ведущий, который будет задавать вопросы: "Лена, спроси Галю, за кем она стоит.?" , "Галя, за кем ты стоишь?". "Сережа, спроси Костю, между кем он стоит?". - "Костя, между кем ты стоишь?" и так далее.
"Подумай и спроси"
Цели: умение задавать вопросы по запрограммированному ответу.
Ход: выставляется картинка, где два мальчика играют с игрушками. Педагог: "У Олега и Миши игрушки. Дети играют и беседуют. Миша ответил Олегу: "Папа купил мне машинку". Какой вопрос задал Олег?" (Кто купил тебе машинку? Что купил тебе папа?) Педагог: "Олег ответил: "Мой папа работает водителем". Какой вопрос задал Миша? (Кем работает твой папа?) и так далее.
"Хочешь узнать - задай вопрос".
Детям предлагается несколько бытовых предметов, с которыми он и сравнительно редко сталкиваются (терка, нож для чистки рыбы, картофеля, комбайн, соковыжималка, кофемолка и другие). Вопросы детей (по предварительному образцу): "Что это? Для чего нужен предмет? Зачем нужна эта кнопка? Из чего сделан предмет? Зачем нужна эта ручка (крышка) и так далее. На вопросы отвечают дети, на сложные вопросы отвечает педагог.
"Поставь вопрос?"
Педагог дает условие задачи, а дети ставят только вопрос. "Лена купила один красный шар. Потом она купила еще два красных шара". Ребенок: "Сколько красных шаров купила Лена?"
«Смешинка»
Необходимые материалы: набор картинок: ложка, молоток, веник, ключ, метла, щетка, пила, нож, карандаш, кисточка.
Игрокам раздают картинки. Затем водящий задает каждому из них вопрос: Чем ты забиваешь гвозди? Чем ты ешь кашу? Чем ты рисуешь? и т. д. Игрок, к которому обратился водящий, открывает свою картинку и отвечает, называя изображенный предмет в творительном падеже.
«Вопросы с подсказкой»
Возьмите карточки с символами, которые обозначают содержание вопроса. Пустая карточка – «Что это?», «Кто это?». Карточка с цветными пятнами – «Какого цвета?». Карточка с геометрическими фигурами – «Какой формы предмет или его часть?». Карточка с изображениями разобранной пирамидки – «Какие части есть у предмета?», «Какие части тела есть у животного?». Игрушки.
Используйте разнообразные формы вопросов, которые имеют несколько направлений
1. Карточка с изображение цветных пятен ориентирует детей на вопрос о цвете предмета.
2. Карточка с изображением геометрических форм – о форме.
3. Изображение большого и маленького предметов стимулирует детей задать вопрос о величине.
4. Если же на карточке изображают кружок в разных местоположениях, например, на столе, под столом, в стакане, то она символизирует вопросительное слово «где».
5. Изображение часов – вопросительное слово «когда».