Просмотр содержимого документа
«Как научить ребенка дружить»
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ДРУЖИТЬ.
ИСТОКИ УМЕНИЯ ДРУЖИТЬ ЗАКЛАДЫВАЮТСЯ У РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ЗА СЧЕТ ОПЫТА ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ. ОДНАКО В СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ, КОГДА МНОГИЕ ЛЮБЯЩИЕ РОДИТЕЛИ СТАРАЮТСЯ ОГРАДИТЬ МАЛЫША ОТ ДЕТСКОГО САДА, И ОН ВСЕ ВРЕМЯ ПРОВОДИТ В ОСНОВНОМ СО ВЗРОСЛЫМИ, ОСОБЕННО ВАЖНО ОБСУДИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ. ОКАЗЫВАЕТСЯ, В ЭТОТ ПЕРИОД ЗАКЛАДЫВАЕТСЯ ОЧЕНЬ ВАЖНОЕ УМЕНИЕ ОТСТАИВАТЬ СВОИ ИНТЕРЕСЫ, НЕ НАРУШАЯ ИНТЕРЕСЫ ДРУГИХ, И ВОЗМОЖНО ЭТО ТОЛЬКО В СРЕДЕ СВЕРСТНИКОВ. НИКАКИЕ САМЫЕ ТАЛАНТЛИВЫЕ ВОСПИТАТЕЛИ СПОСОБСТВОВАТЬ ЭТОМУ НЕ МОГУТ. ТАК КАК ЖЕ ЭТО ПРОИСХОДИТ?
Общение друг с другом у дошкольников происходит в основном в процессе игры. Они распределяют роли, придумывают сюжет игры, договариваются о том, кто какие игровые действия производит. Если задействованы игрушки, то обсуждают, кто какой игрушкой будет играть. Когда игра надоедает, они ее заканчивают, переходя к другой. Что общего во всех названных сейчас действиях? Их слаженность, приспособленность друг к другу. Чтобы играть вместе, необходимо предлагать, уступать, договариваться, т.е. уметь приспосабливаться к интересам других детей.
Вы скажете, а почему такого не может быть в играх ребенка с взрослым? В них распределять роли, игрушки, определять сюжет и производить все остальные действия будет ребенок. Взрослый просто не сможет это сделать, потому что он соглашается играть ради ребенка, а не получает удовольствие от игры, поэтому ему все равно – управлять танком или бронированной машиной. Ему не надо договариваться с ребенком, в какую игру играть. Выбор за малышом. Получается, что взрослый всегда приспосабливается к ребенку, который, в свою очередь, не получает опыта приспособления к интересам других. Может быть, тогда в играх с взрослыми у ребенка сформируются предпосылки лидерства, т.е. он будет лучше уметь отстаивать свои интересы, чем те, которые общаются со сверстниками? Увы, нет. Поскольку взрослый либо соглашается с ребенком, либо что-то ему запрещает, но не вступает с ним в компромиссы. У ребенка нет необходимости придумывать какую-либо игру поинтереснее, чтобы другие захотели в нее играть или доказывать им, к примеру, чтобы игрушки распределялись по - честному.
Дошкольная среда
Таким образом, только в общении со сверстниками ребенок учится отстаивать свои интересы, с одной стороны, и принимать во внимание желания других, чтобы уметь играть вместе, с другой. К умению приспосабливаться к коллективу относят и овладение малышом своими агрессивными импульсами. К 4 - 5 годам у нормального ребенка обычно учащаются агрессивные проявления. У девочек они могут принимать форму обзывательств, препирательства или жалоб взрослым. У мальчиков преобладают физическая агрессия: намерения толкнуть, плюнуть, ударить. Самое интересное, что попытки завязывания дружеских отношений поначалу сопровождаются агрессивными проявлениями как следствие обид друг на друга. К концу дошкольного возраста ребенок приспосабливается к требованиям среды сверстников, и агрессивные проявления ослабевают. Дети уже умеют отстаивать свои интересы, не прибегая к агрессии. Хотя не следует говорить о том, что в идеальном варианте агрессия совсем сойдет на нет. У ребенка с высоким уровнем общительности должна присутствовать здоровая агрессивность. И, наоборот, полное отсутствие агрессивности вероятнее всего говорит о боязливости ребенка или же о его эмоциональной неустойчивости.