Просмотр содержимого документа
«Как научить ребенка счету»
Как научить ребенка счету.
Раз, два, три, четыре, пять... казалось бы, ничего сложного, но ребенок отказывается понимать, что после 8 идет 9. Он меняет порядок цифр или вообще пропускает их. Почему? Это же так просто!
Все дело в том, что память ребенка отличается от памяти взрослого избирательностью. Ребенок запоминает только то, что его удивило, заинтересовало или обрадовало. Он вряд ли усвоит что-то, по его мнению, неинтересное, даже если родители настаивают. Поэтому главная задача взрослых превратить счет для малыша в увлекательное занятие. Тогда дети-непоседы и сами не заметят, как научатся счету.
Считаем все подряд!
Считать можно везде: на кухне, в детской, в транспорте, на прогулке и даже в ванной.
Гуляя с ребенком во дворе, посчитайте детей на площадке, деревья, подъезды в доме, машины. Считать можно все. Одевая ребенка на улицу, обратите его внимание на то, что колготки одни, носков всегда два, варежек тоже две, а шапка одна и так далее. Вернувшись, домой с прогулки, пересчитайте обувь в коридоре. Спросите ребенка, сколько человек могло бы обуться в четыре ботинка. Пусть ребенок подумает.
Накрывая на стол, попросите ребенка помочь вам: «Солнышко, дай мне, пожалуйста, три вилки и три ложки».
Читая ребенку книжку, обращайте его внимание на иллюстрации. Пусть он посчитает, сколько на картинках щенят, сколько котят, сколько мячиков. Можно посчитать пальчики на одной рук, затем – на другой, все вместе. Очень хорошо помогают в обучении счету и всевозможные стихи-считалочки.
Собираясь в магазин за покупками с ребенком, можно поделиться с ним: «Нам нужно не забыть купить: хлеб, молоко, творожок, сметану, картошку и морковь – всего пять покупок. Напомни мне, чтобы я ничего не забыла, пожалуйста». Во время перечисления покупок загибайте пальцы. По дороге в магазин попросите ребенка повторить весь список. Совершив покупки, обязательно пересчитайте, если чего-то не хватает, проверьте вместе еще раз. Сделайте вид, что вам не справиться без помощи. Почувствовав, что без его помощи не обойтись, ребенок сконцентрируется, потренирует свои навыки в счете, а заодно и слуховую память. Если он все вспомнил, похвалите маленького покупателя. А в следующий раз можно усложнить задание.
Кроме того, ребенок должен понимать, что из умения считать, можно извлекать пользу.
Опытные педагоги говорят, что ребенок сам научится счету тогда, когда у него появится потребность в подсчете чего-то. Например, теперь он умеет поровну разделить конфеты. За правильные подсчеты поощрите ребенка. Например, так: «Раздели семь конфет на троих, а лишние можешь забрать себе».
Например, стоя на остановке, вы ждете маршрутку номер 22 (или другие номера). Объясните, что число состоит из двух цифр 2 и 2. Ребенок будет смотреть на подъезжающий маршрутный транспорт, и искать эти цифры. Можно изучать автомобильные номера. Игр на запоминание можно придумать множество, главное, иметь желание, и все у вас получится.
Какие книги читать детям 5-7 лет
Многие родители задаются вопросом, что читать детям в том или ином возрасте. Мнений на этот счет великое множество. Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям. В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров - от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой. С произведениями В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, П. Г. Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Х. К. Андерсена, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, и многих других. Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Эта печальная реальность должна заставить родителей задуматься и попытаться, как то исправить положение вещей. Взрослые должны обращать внимание на возраст ребенка, уровень интеллектуального развития, интерес к читаемому и в связи с этим подбирать книги для чтения. Не следует стремиться прочесть все: надо думать, не о количестве, а о пользе прочитанного и воспринятого. Детям нужно читать как можно больше книг. Очень важно, чтобы он полюбил это занятие. Книга может заинтересовать, как мальчишек, так и девчонок, главное найти такой вариант, который понравится ребенку. Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас. Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и память. Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям книжки с раннего детства. Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая дошкольников к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей. Усваивая содержания сказки, дети учатся передавать слова разных героев, повторяют интонации. Это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте. С 5-летнего возраста начинается новая стадия в литературном развитии ребёнка. Самыми любимыми у детей становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и многое другое), с яркими сильными характерами героев. Русские народные сказки («Морозко», «Сивкабурка», «Царевна - лягушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», и другие). Открывают простор для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, где сталкиваются в непримиримой борьбе добрые и злые силы, где дети утверждаются в непременной, неизбежной победе добра над злом, удивляются чудесам и тайнам и пытаются раскрыть и осмыслить их. В старшем возрасте ребёнок приобретает способность понимать текст без помощи иллюстраций. Дети уже способны понимать в книге такие события, каких под час не было в их собственном опыте. У ребёнка формируются умения воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ, относиться к нему как к авторскому приёму. Возникает также умение не только замечать выразительное, яркое слово, но и осознавать его роль в тексте. Во время чтения может возникнуть чувство эмоциональной близости между взрослым и ребенком, постарайтесь не разрушать это волшебное чувство. Читая ребенку, не отвлекайтесь на телефонные звонки, домашние дела, разговоры с другими членами семьи, тогда этот процесс доставит удовольствие и вам, и вашему ребенку. Как читать. - В спокойной обстановке. Уберите игрушки, которые могут отвлечь ребенка, и выключите компьютер с телевизором. - Выразительно и эмоционально декламируйте, тщательно проговаривая все звуки. Говорите ниже, выше, быстрее и медленнее – в общем, добросовестно развлекайте малыша. - Показывайте крохе картинки: хорошо, если у вас есть разные варианты изображений одних и тех же существ. - Демонстрируйте ребенку те действия, о которых говорится в стихах и потешках. Бодайтесь за козу рогатую, топайте за мишку косолапого и рычите за тигра. - Как только книга надоест младенцу, прекратите чтение отложите ее на денек.
Рекомендуемая литература для детей 5-7 лет: Русские народные сказки: Заюшкина избушка. Мужик и медведь.Лиса и журавль. Заяц-хваста. Хвосты. Лиса и кувшин. Журавль и цапля. Лисичка со скалочкой. Кот и лиса. Волк и семеро козлят. Петушок - Золотой гребешок. Маша и Медведь. Храбрый баран. Лисичка-сестричка и серый волк. Сказка про ерша. Зимовье. Полкан и медведь. Лиса и козел. Авторские сказки: С.Т. Аксаков «Аленький цветочек», П.П. Бажов «Серебряное копытце», сказки А.С. Пушкина, А.Н. Толстой «Приключения Буратино», Носов «Приключения Незнайки». Стихотворения А. Барто, Б. Заходера, С. Маршака, К. Чуковского, В. Жуковского. Произведения о природе: Мамин-Сибиряк «Серая шейка», А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы». Произведения зарубежных авторов: Марк Твен «Приключения Тома Сойера», Ю. Олеша «Три толстяка» Р. Толкиен «Хоббит или туда и обратно».
Консультация для родителей "Учим математику дома" (5-6 лет)
Начинать надо с воспитания у ребенка внимания, умения сравнивать и наблюдать. Подружиться ребенку с математикой помогают игры. В процессе
игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать
и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают самые близкие люди –его родители. Но это не только тренировка, это также и прекрасно
проведенное время вместе с собственным ребенком. Однако в стремлении к знаниям важно не переусердствовать. Самое главное -это привить малышу интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.
Главное при обучении счету вовсе не овладение вычислительными навыками, а понимание того, что означают числа и для чего они нужны. Знания его будут прочнее, если вы будете их закреплять и дома. Стоит до школы научить ребенка различать:
пространственное расположение предметов (вверху, внизу, справа, слева, под, над и т. д.);узнавать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник);величину предметов; понятия"больше", "меньше", "часть", "целое".
Форма обучения элементарным математическим представлениям игра.
Игра "Наоборот" (толстый тонкий, высокий низкий, широкий узкий).
Игра «Пришли гости» (определение без счета равенства и неравенства двух групп предметов приемом наложения). Использовать термины «больше», «меньше», «поровну». Обратить внимание, чтобы ребенок не пересчитывал один и тот же предмет дважды. Игра "Назови соседей" (взрослый называет число, а ребенок
его соседей). Например, взрослый говорит: «Два», а ребенок называет: «Один, три».
Игра"Подели предмет" (торт на 2, 4 и т.д. частей). Показать, что целое всегда больше части.
Составление задач целесообразно ограничить сложением, вычитанием в одно действие. Пусть ребенок сам примет участие в составлении задачи. Важно научить его ставить вопрос к задаче, понимать, какой именно вопрос может быть логическим завершением условий данной задачи.
Игра "Найди пару" (перед ребенком в ряд лежат числовые карточки, на
которых нарисованы или наклеены предметы). Взрослый показывает цифру, а
ребенок находит соответствующую карточку.
Игра "Какое число пропущено?" Называется пропущенное число. Счет в дороге.
Маленькие дети очень быстро устают в транспорте, если их предоставить самим себе. Это время можно провести с пользой, если вы будете вместе с ребенком считать
Сосчитать можно проезжающие трамваи, количество пассажиров детей, магазины или аптеки. Можно придумать каждому объект для счета: ребенок считает большие дома, а вы маленькие. У кого больше? Сколько вокруг машин? Обращайте внимание ребенка на то, что происходит вокруг: на прогулке, на пути в магазин и т. д. Задавайте вопросы, например: "Здесь больше мальчиков или девочек?", "Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке", "Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое",
"Сколько этажей в этом доме?" И т. д.
Понятия пространственного расположения легко усваиваются в игре с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево, вперед назад. Задание можно и усложнить: ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой к моей левой. В действии малыш гораздо лучше усваивает многие важные понятия. Далеко ли это? Гуляя с ребенком, выберите какой нибудь объект на
недалеком от вас расстоянии, например лестницу, и сосчитайте, сколько до нее шагов. Затем выберите другой объект и также сосчитайте шаги. Сравните измеренные шагами расстояния какое больше? Постарайтесь вместе с ребенком предположить, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к какому-то близкому объекту.
Угадай, сколько в какой руке.
В игре могут участвовать двое и больше игроков. Ведущий берет в руки определенное количество предметов, не больше 10 (это могут быть спички, конфеты, пуговицы, камешки и т. д.), и объявляет играющим, сколько всего у него предметов. После этого за спиной раскладывает их в обе руки и просит детей угадать, сколько предметов в какой руке. Счет на кухне.
Кухня отличное место для постижения основ математики.
Ребенок может пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол. Или достать из холодильника по вашей просьбе три яблока и один банан. Разнообразить задания можно до бесконечности. Сложи квадрат. Возьмите плотную бумагу разных цветов и вырежьте из нее квадраты одного размера скажем, 10 х 10 см. Каждый квадрат разрежьте по заранее намеченным линиям на несколько частей. Один из квадратов можно разрезать на две части, другой уже на три. Самый сложный вариант для малыша набор из 5,6 частей. Теперь давайте ребенку по очереди наборы
деталей, пусть он попробует восстановить из них целую фигуру.
Все это хорошо подготовит ребенка к учебе в 1м классе школы и сделает ее интересной и познавательной.