Именно в дошкольном возрасте у детей наблюдается необыкновенная наблюдательность, свежесть и острота восприятия, способность удивляться, яркость воображения, умственная активность. Поэтому одной из актуальных задач дошкольного образования является развитие способностей ребёнка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Как научить учиться?»
Как научить учиться? Использование технологии активного обучения в дошкольном возрасте для развития познавательных интересов ребёнка
В последнее время многие педагоги и родители отмечают равнодушие детей дошкольного и младшего школьного возраста к знаниям, отсутствие желания учиться, а также низкий уровень развития познавательных интересов.
Именно в дошкольном возрасте у детей наблюдается необыкновенная наблюдательность, свежесть и острота восприятия, способность удивляться, яркость воображения, умственная активность. Поэтому одной из актуальных задач дошкольного образования является развитие способностей ребёнка.
Пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Всё усваивается прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Следовательно, наиболее эффективная форма взаимодействия с дошкольниками должна основываться на активном включении детей в соответствующее действие.
С помощью элементов технологии активного обучения у детей можно развить, в первую очередь, важную способность осуществлять совместную проектную, экспериментальную и исследовательскую деятельность. Дети учатся отстаивать свою позицию, не бояться ошибиться, умеют обосновывать собственное мнение и толерантно относиться к чужому, а также приобретают полезный навык сотрудничества при работе в команде.
Дошкольник проявляет живой интерес лишь к тому, что его в какой-то мере занимает, доставляет удовольствие, действует на воображение и чувства. Показателем этого является
В целом технологию активного обучения можно представить следующим образом:
- активизация мышления ребёнка, умение проявлять самостоятельность в процессе поиска решения;
- достаточно длительное время вовлеченности детей в образовательную деятельность, способность относительно долго проявлять интерес к проблеме;
- самостоятельная творческая выработка решений, самостоятельно применять найденные способы решения в практической деятельности, повышение эмоциональности детей;
- постоянное взаимодействие посредством прямых и обратных связей: умение задавать вопросы, замечать ошибки у себя и сверстников и исправлять их
Активная совместная работа над какой-либо интересной задачей, проблемой, побуждает детей к мыслительной активности, к проявлению творческого, исследовательского подхода и поиску новых идей для решения разнообразных задач.
С дошкольниками можно использовать следующие интересные формы активного обучения:
- исследовательские – подразумевают проверку некоего предположения с использованием научных методов познания: наблюдение, эксперимент. Например, экспериментальным путём исследовать, при какой температуре воздуха скрипит снег;
- творческие – связаны с подготовкой праздников, театральных представлений, съемкой видео- и мультипликационных фильмов;
- игровые – участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием задачи. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои. Можно ввести в знакомую сказку новых сказочных героев. Придумать приключения, изменяя сюжет.
Применение технологии активного обучения позволяет формировать у детей не просто знания-репродукции, а умения и потребности применять эти знания для анализа, оценки и правильного принятия решений. Использование активных методов и приёмов, а так же выбор форм работы в рамках применения данной технологии определяется целями и содержанием обучения, индивидуальными особенностями обучаемых и рядом других условий.
Чтобы поддержать активность детей в процессе обучения, необходимо строить его таким образом, чтобы одновременно с формированием ясных, отчетливых знаний оставалась зона так называемых неопределенных знаний, чтобы удовлетворение полученными новыми знаниями сочеталось у детей с нетерпением узнать, что будет дальше?
Этот путь обеспечивает и активизацию творчества детей: ребенок не ждет разъяснений взрослого — он сам активно ищет возможность уточнения того, что ему неясно, строит догадки, предположения, пробует, ошибается, приобретая, таким образом, умение самостоятельно добывать новые знания. В процессе активной поисковой деятельности дети сами ищут ответа на эти вопросы, пробуют, ошибаются и в результате приходят к получению новых неожиданных знаний.