Просмотр содержимого документа
«Как подготовить ребенка к детскому саду»
Будущим родителям детского сада. Рекомендации по подготовке семьи, ребенка к посещению детского сада.
Уважаемые родители!
Вашему ребенку исполняется 1,5-2 года, вы стали задумываться о том, что наступает пора отдать его в детский сад. Как к этому событию подготовиться всей семье, родителям, а главное – как подготовить самого ребенка к началу посещения детского сада. Существуют классические рекомендации.
Для начала убедитесь в собственной уверенности, что детский сад необходим для вашей семьи именно сейчас. Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности «садовского» воспитания. Любые ваши колебания он использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с родителями. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.
Подготовка ребенка к детскому саду должна начинаться с того, что мама должна ознакомиться с принятым режимом дня в выбранном детском саду. Это очень важно, так как малыша надо приучать именно к нему. Поэтому распорядок дня в детском саду мама должна изучить заранее и постепенно готовить к нему малыша. Например, мама привыкла с малышом до обеда нежиться в кровати, а работа детского сада начинается с семи часов. И если ребенка не приучить раньше вставать, то первый визит в сад омрачиться слезами, так как ребенка заставят подняться с кровати намного раньше, чем он привык. Чем подробнее будет ваш рассказ, и чем чаще вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в детский сад. Спрашивайте у малыша, запомнил ли он, что будет делать после прогулки, куда складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, что он будет делать после обеда. Вопросами такого рода вы сможете проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность событий. Малышей пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее.
Второй касается режима питания. Следует постепенно переходить на тот режим, который принят в саду, строго следуя времени первого и второго завтрака, обеда, полдника. Также очень важно уделять особое внимание дневному сну. Он важен для правильного роста и развития малыша. Поэтому, если ребенок не привык днем спать или засыпает только с мамой, надо научить его засыпать самостоятельно. Следуя этим рекомендациям, адаптация в детском саду пройдет на «Ура!». И ещё научитесь прощаться с ребёнком быстро. Не затягивайте расставание. Ребёнок почувствует ваше беспокойство за него и ему будет ещё труднее успокоиться.
Что должен уметь ребенок при поступлении в детский сад?
Прежде, чем отдавать малыша в детский сад, необходимо научить его определенным навыкам, которые он должен выполнять самостоятельно. В процессе обучения ребенка надо запастись терпением, так как малышу трудно учиться что-либо делать, когда мама нервничает и кричит.
Первоначальные навыки, которые должны быть у малыша, когда он идет в детский сад.
● есть при помощи ложечки;
● проситься на горшок;
● уметь высказать свои пожелания и потребности 9как может и умеет);
● активно участвовать в одевании и умывании;
● вытирать личико и ручки полотенцем;
● самостоятельно играть с игрушками.
В последующем именно на их основе будут формироваться другие, более сложные навыки и умения.
Расставание с мамой.
Расставание с мамой является болезненным для любого малыша, для кого-то это более ощутимо, а для кого-то менее, но все равно. Однако этот процесс можно сделать менее трагичным, если следовать рекомендациям. По возможности расширять круг общения ребёнка, помочь преодолеть ему страх перед незнакомыми людьми, обращать внимание ребёнка на действия и поведение посторонних людей, вызвать положительное отношение к ним.
Познакомить малыша с будущим воспитателем, представив ее как тетю, которая очень любит деток и которой очень нравится с ними играть. Почаще ходить с малышом в гости или посещать различные развлекательные заведения, где малыша можно оставить под присмотром других людей. Так малыш привыкнет к посторонним людям, которые не хотят причинить ему вред, и не будет плакать при расставании с мамой.
Для того, чтобы процесс адаптации к новым условиям проходил легче, можно взять в сад любимую игрушку или еще какую-то вещь, которая нравится крохе. Придя домой, малыш будет о ней вспоминать, и у него появится желание в очередной раз посетить сад.
Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в детский сад.
Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку, как ему повезло — скоро он сможет ходить сюда. Рассказывайте родным и близким в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад.
Поговорите с ребенком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью, как он это сможет сделать.
Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки; предлагать свои игрушки, услуги другим детям.
Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения! Помогите ему в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребенка по именам. Спрашивайте дома своего малыша о Тане, Саше, Сереже. Поощряйте обращение ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии.
Знаете ли вы, что чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребенку.
Будьте снисходительны и терпимы к другим. Совершенных людей нет. Тем не менее, прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или через специалистов.
В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом.
В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка. Скажите малышу: «Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно. Когда происходит что-то новое, всегда сначала страшно, а потом привыкаешь и становится интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя все получится».
Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания и ему будет проще отпускать вас.
Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться некоторое время. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.
Если через месяц ваш ребенок еще не привык к детскому саду, проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те из них, о которых вы забыли
Если вы продолжаете испытывать потребность в контакте со специалистами - педагоги и психологи детского сада ждут вас.
Двери нашего детского сада всегда открыты для родителей, и мы очень рады совместному сотрудничеству с вами в воспитании и развитии детей. Мы предлагаем вам различные формы сотрудничества:
- консультации специалистов (заведующего, методиста, логопеда, медсестры);
- консультации педагогов: воспитателей групп, музыкального руководителя
- родительские собрания, неформальные встречи в нашем детском саду, участие в подготовке и проведении наших тематических и праздничных утренников.
Итак, ваш малыш пришел в детский сад. Для него началась новая жизнь. Чтобы ребенок вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить Памятку.
Памятка для родителей
Ваш малыш пришел в детский сад. Для него началась новая жизнь. Чтобы ребенок вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить несколько рекомендаций:
● Постарайтесь создать в семье спокойную дружескую атмосферу.
● Установите четкие требования к ребенку, будьте последовательны в их предъявлении.
● Будьте терпеливы.
● Формируйте у детей навыки самообслуживания и личной гигиены.
● Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми.
● Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно.
● Если вы увидите, что ребенок что-то делает, начните "параллельный разговор" (комментируйте его действия).
● Говорите с малышом короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов.
Давайте простые, понятные объяснения.
● Спрашивайте у ребенка «Что ты делаешь?» На вопрос: "Почему ты это делаешь?" он ответит, когда подрастет.
● Каждый день читайте малышу.
● Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления.
● Занимайтесь с малышом совместно творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте...
● Поощряйте любопытство.
● Не скупитесь на похвалу.
● Радуйтесь вашему малышу!
Уважаемые родители!
Если ваш ребенок все еще с трудом расстается с вами по утрам и испытывает отрицательные переживания, предлагаем вам несколько советов, как наиболее безболезненно оставлять малыша утром в группе:
● скажите ребенку уверенным, доброжелательным тоном, что вам пора идти, поцелуйте его, словно ничего не происходит, и уходите не задерживаясь;
● продемонстрируйте свою уверенность в воспитателе;
● скажите ребенку, как он может определить время, когда вы должны за ним прийти (например, сразу после обеда), но тогда уж будьте точны;
● попрощавшись, уходите не оборачиваясь.
Вы обязательно заметите через несколько дней, как снизится эмоциональное напряжение во время утренних расставаний с ребенком.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Положительно настраиваем ребенка в детский сад. Процесс привыкания ребенка к условиям детского сада является сложным и довольно длительным. Прежде всего, нужно подготовиться родителям. Необходимо осознавать, что слова, действия и прерогативы в воспитании ребенка обусловливают то, насколько легко или сложно он сможет войти в новые условия жизни - условия детского сада. Изменения окружающей среды и обычного образа жизни прежде всего приводят к эмоциональному напряжению ребенка. Настрой отражает состояние здоровья и является важным фоном для его развития. Поэтому длительное пребывание маленького ребенка в подавленном настроении вызывает ухудшение его психического развития. Для того, чтобы плохое настроение ребенка не помешало его вхождению в новую ситуацию жизнедеятельности, очень важно положительно настроить ребенка к предстоящим изменениям в его жизни. Очень часто родители ведут ребенка в детский сад при необходимости, через домашние обстоятельства и относятся к нему сочувственно, с сожалением, рассказывают в присутствии ребенка о своих переживаниях родственникам, соседям, знакомым. В такой ситуации ребенок также начинает себя жалеть, капризничает, отказывается ходить в детский сад. У него просто нет оснований верить в то, что в детском саду все будет хорошо, весело, интересно, ведь родители говорят совсем о другом. Детский сад - не пытка. Ни в коем случае нельзя запугивать ребенка детским садом, угрожать: «Не будешь слушаться - отдам в детский сад», а затем, когда ребенок уже начал посещать детскую группу, угрожать оставить его в детском саду, если он не перестанет плакать или капризничать. Это может вызвать у ребенка страха перед детским садом и, безусловно, ухудшит его состояние в период привыкания к незнакомому окружению, замедлит процесс его вхождения в новые условия жизни. В ситуации, когда взрослые реагируют на слезы маленького привереды обещанием оставить его в детском саду (в качестве наказания), попытки успокоить ребенка обычно имеют обратный эффект: он плачет еще более горько, поскольку переживает, что его покинули, свою ненужность. Но мы можем достигнуть нужного - положительного эффекта у ребенка, если объясним ему, что новый для него дом – необходимость, новый, «взрослый этап» в его жизни, он растет, становится взрослым. Это поможет ему определить для себя жизнерадостное отношение к детскому саду, как правильное, Например, можно акцентировать внимание на том, что пришло время идти в детский сад, что он уже взрослый (обычно двух-трехлетние дети этим очень гордятся), и только маленькие дети с мамой находятся дома, а большие ходят в детский сад, так же, как папа и мама на работу. Желательно рассказывать (в присутствии ребенка) знакомым, друзьям с гордостью о том, что «наш Илья уже взрослый, скоро в детский сад пойдет!»
Здесь настрой ребенка на посещение детского сада играет очень важную роль. Поэтому о начале этого периода в жизни ребенка надо говорить как о событии
радостном, ожидаемом. Ни в коем случае не стоит позиционировать детский сад в
качестве наказания. Стоит вести себя так, будто ничего не случилось. Так можно уберечь ребенка от лишних переживаний, а уверенность взрослых передается ребенку, он станет сильнее и смелее. Спокойное и уверенное вхождение в новую ситуацию обеспечит ребенку осведомленность о жизни в детском саду. Процесс адаптации ребенка к детскому саду связан с определенной нагрузкой на его нервно-психическое состояние. Оказавшись в незнакомом окружении, ребенок переживает недостаток информации и должен интенсивно адаптироваться к новым обстоятельствам. Это обусловливает эмоциональное напряжение, тревожность различной степени выраженности. Дефицит адекватной информации, отсутствие социального опыта обусловливает возникновение временной не адаптивности ребенка. Наличие у ребенка предварительной положительной информации о новой среде определяет степень его эмоционального напряжения непосредственно в период адаптации к детскому саду.
Родителям стоит рассказывать ребенку, например, как они сами ходили в детский сад, что было там интересного.
Итак, сформировано положительное отношение ребенка к детскому саду, которое обусловит легкость вхождения в новые условия. А системное педагогическое воздействие, направленное на обогащение ребенка положительной информацией, позволит снизить эмоциональное напряжение в адаптационный период.
Для того чтобы Ваш ребенок быстро и легко привык к новому образу жизни, который предлагает детский сад, чувствовал себя в группе уверенно и комфортно, мы просим Вас о сотрудничестве в период его адаптации в ДОУ.
В детском саду ребенку нужно привыкнуть:
- к новым взрослым людям, которые будут о нем заботиться;
- к новой обстановке, помещениям, мебели, игрушкам;
- к обществу своих сверстников;
- к новому распорядку дня.
Вашему ребенку будет проще привыкать ко всему этому постепенно. Первые дни желательно приводить ребенка в 9.00 (предварительно накормив его завтраком) на 1-3 часа до 12.00.
Если ребенок достаточно легко адаптируется к новому для него укладу жизни, Вы можете оставлять ребенка в детском саду для дневного сна. В первую, вторую неделю просим забирать ребенка вскоре после дневного сна.
Дома в адаптационный период нужно относиться к малышу более терпимо и внимательно. Если что-либо волнует Вас в связи с детским садом, не обсуждайте это при ребенке, но обязательно поделитесь всеми опасениями с сотрудниками нашего учреждения.
Просим Вас рассказать воспитателю о ребенке как можно больше - все, что Вы считаете особенно важным.
Мы всегда готовы прислушаться ко всем Вашим пожеланиям.
Желаем Вам удачи и ждем Вас и Вашего ребенка в нашем детском саду!