kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Как помочь ребёнку с ЗПР?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диагноз "задержка психического развития" зачастую ставит родителей ребёнка перед неожиданными, а подчас и серьёзными проблемами. Первое время они растеряны, подавлены, без конца задают себе одни и те же мучительные вопросы: "Почему это случилось именно с моим ребёнком? Что же делать дальше?".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Как помочь ребёнку с ЗПР?"»

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ

У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Психологические особенности детей с ЗПР в определенной степени изучены. Не останавливаясь специально на характеристике психологических особенностей детей с ЗПР, необходимо подчеркнуть, что одной из основных среди них является недостаточность произвольности психики. Вместе с тем, именно произвольность психических процессов является главным и наиболее существенным условием овладения ими учебной деятельностью. Известно, что даже у нормально развивающихся детей 6-7 лет произвольность психических процессов и деятельности ещё только начинает формироваться и становится основным психическим новообразованием данного возрастного периода.

Система произвольности, как и любая иная система, строится по уровневому принципу:

  • уровень произвольности психических процессов (в частности, произвольность внимания);

  • уровень произвольности действий и деятельности (умение управлять собой в соответствии с требованиями взрослого, соблюдать правила, задающие тот или иной способ действия, и т.д.);

  • уровень саморегуляции как высший уровень произвольности.

У детей с ЗПР страдают все уровни произвольности, начиная с произвольности внимания и кончая возможностями саморегуляции (которая у этих детей, по существу, не сформирована). Поэтому необходимо целенаправленно формировать произвольность у детей с ЗПР - как на уровне психических процессов, действий, так и высшего уровня произвольности - саморегуляции.

Недостаточность произвольной регуляции выступает сильным тормозящим фактором интеллектуального развития, то есть усиливает задержку психического развития. Поэтому и коррекция, формирование произвольной регуляции является одним из основных средств не только преодоления ЗПР, но и обеспечения интеллектуального развития в целом.

Произвольность у детей с ЗПР формируется поэтапно с постепенным усложнением заданий от этапа к этапу, но все задания взаимосвязаны и при необходимости меняются местами. Упражнения и задания проводятся и индивидуально с каждым ребёнком, и со всеми детьми одновременно. Упражнения и задания используется как в ходе организованной образовательной деятельности детей, так и во время их самостоятельной деятельности.

I этап - адаптационный. Его цель - снять напряжение мышц, их релаксация. Преимущественно используются подвижные игры (желательным условием является сопровождение их музыкой); упражнения и игры, способствующие произвольному изменению мышечного тонуса и релаксации.

II этап включает тренировку и развитие произвольного внимания. Важная роль отводится упражнениям, направленным на развитие у ребёнка устойчивости, переключения внимания, что предполагает, прежде всего, проведение индивидуальных занятий.

III этап направлен на тренировку и развитие произвольности действий. Дети обучаются умению подчинять свои действия определённому правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого. Некоторые упражнения этого раздела имеют сюжет и связаны с подражательной деятельностью. Упражнения носят преимущественно групповой характер, проводятся в большей мере в организованной образовательной деятельности детей.

IV этап - тренировка и развитие самоконтроля и самопроверки. Главная его задача - формирование навыков самоконтроля у детей при выполнении любого действия, их способности в конце работы проверять её качество и эффективность выполнения. Задания проводятся в основном в организованной образовательной деятельности детей.

Необходимо отметить, что без специальных воздействий, способствующих развитию произвольности, формирование интеллектуальных и личностных качеств (особенно у детей с ЗПР) не только затруднено, но может претерпевать и инволюционное развитие.


КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ С ЗПР

Диагноз "задержка психического развития" зачастую ставит родителей ребёнка перед неожиданными, а подчас и серьёзными проблемами. Первое время они растеряны, подавлены, без конца задают себе одни и те же мучительные вопросы: "Почему это случилось именно с моим ребёнком? Что же делать дальше?".



Задержка психического развития – особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального развития ребёнка. Она может быть вызвана различными причинами: дефектами конституции ребёнка, соматическими заболеваниями, органическими поражениями центральной нервной системы. У детей с ЗПР отмечаются сниженная работоспособность, психомоторная расторможенность, возбудимость, гиперактивность, импульсивность, а также тревоги, агрессии. Специалисты называют детей с ЗПР "детьми с нереализованными возрастными потенциальными возможностями психического развития, с общей психической незрелостью". Познавательная деятельность у таких детей характеризуется низким уровнем активности и замедлением переработки информации. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Эти представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности, и в первую очередь продуктивной. Вместе с тем у них не нарушены абсолютные пороги чувствительности, различительные возможности слуха и зрения. Дефекты восприятия обнаруживаются при усложнении воспринимаемых объектов или в условиях, затрудняющих восприятие. Внимание характеризуется неустойчивостью, память ограничена в объёме и непрочна. Наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое. Имеются также лёгкие нарушения речевых функций. Ребёнок оказывается не в состоянии построить короткий связный пересказ рассказа, сказки, а строит лишь отдельные и нередко неграмотные фразы.  

             Детей с ЗПР нередко относят к олигофренам. В отличие от олигофрении, при которой наблюдается устойчивое общее недоразвитие психики, у детей с ЗПР недоразвитие высших психических функций носит временный и замедленный темп развития. Иногда детей с ЗПР относят к педагогически запущенным детям, у которых отставание в развитии обусловлено только причинами социального характера.    

         При рождении выявить у детей задержку психического развития нельзя. Чаще всего у них нет пороков в физическом облике. Да и родители всегда высоко оценивают способности своего ребёнка, порой не замечая важного – отставания в развитии.

Первые тревоги у родителей в отношении развития детей обычно возникают, когда ребёнок пошёл в детский сад, в школу, и когда воспитатели, учителя отмечают, что он не усваивает учебный материал. Но и тогда некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребёнок с возрастом самостоятельно научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками. В таких случаях специалисты учреждения, которое посещает ребёнок, объясняют родителям, что своевременная помощь ребёнку с ЗПР позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его развития.
Воспитание в семье ребёнка с ЗПР – ответственная задача, так как важнейшим в процессе воспитания любых детей, и особенно детей с ЗПР, является понимание состояния ребёнка прежде всего родителями. С признанием того, что в семье растёт ребёнок с ЗПР, ответственность родителей значительно возрастает. Они постоянно задают себе вопрос: что будет дальше с нашим ребёнком?

В этой ситуации родителям важно понять, что их ребёнок будет обучаться медленнее других детей. Но для того, чтобы достичь наилучших результатов, нужно обратиться за квалифицированной помощью к специалистам (учителю-дефектологу и, если нужно, к врачу-психоневрологу), как можно раньше начать продуманное и целенаправленное воспитание и обучение, создать все необходимые условия в семье, которые соответствуют состоянию ребёнка.

Родителям необходимо постоянно общаться со своим ребёнком, проводить занятия, выполнять рекомендации педагога. Больше времени следует уделять ознакомлению с окружающим миром: ходить с ребёнком в магазин, в зоопарк, на детские праздники, больше разговаривать с ним о его проблемах (даже если его речь невнятна), рассматривать с ним книжки, картинки, сочинять разные истории, чаще рассказывать ребёнку о том, что вы делаете, привлекать его к посильному труду. Важно также научить ребёнка играть с игрушками и другими детьми.

         Главное – родители должны оценить возможности ребёнка с ЗПР и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный), а не думать, что, взрослея, он сам всему научится. Только совместная работа педагогов и семьи пойдёт ребёнку с задержкой психического развития на пользу и приведёт к положительным результатам.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
"Как помочь ребёнку с ЗПР?"

Автор: Казанцева Юлия Юрьевна

Дата: 17.11.2020

Номер свидетельства: 563588

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "Психология детей с задержкой психического развития (ЗПР) и основные направления коррекционно – развивающего обучения."
    ["seo_title"] => string(80) "psikhologhiia_dietiei_s_zadierzhkoi_psikhichieskogho_razvitiia_zpr_i_osnovnyie_n"
    ["file_id"] => string(6) "456704"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1518426415"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "методическая разработка на тему "Особенности межличностных отношений у школьников с задержкой психического развития" "
    ["seo_title"] => string(134) "mietodichieskaia-razrabotka-na-tiemu-osobiennosti-miezhlichnostnykh-otnoshienii-u-shkol-nikov-s-zadierzhkoi-psikhichieskogho-razvitiia"
    ["file_id"] => string(6) "173679"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424016176"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Программа курса по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников средствами арт-терапии"В мире эмоций""
    ["seo_title"] => string(80) "proghramma_kursa_po_razvitiiu_emotsional_no_volievoi_sfiery_doshkol_nikov_srieds"
    ["file_id"] => string(6) "370823"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1482064327"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Семинар "Причины неуспеваемости школьников""
    ["seo_title"] => string(47) "sieminar_prichiny_nieuspievaiemosti_shkol_nikov"
    ["file_id"] => string(6) "352248"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1477416153"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства