kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Как расширить словарный запас

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ребенку надо помочь понять смысл каждого слова, запомнить его, правильно употреблять слово к месту. Для этого следует широко использовать окружающие предметы и природу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Как расширить словарный запас»

Логопедическая служба


КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ


Как расширить словарный запас ребенка?


Ребенок повседневно сталкивается с предметами и явления­ми. Перед ним открывается много интересного, нового, при­влекательного. У него возникают вопросы: «Что это? Как назы­вается? Из чего и как сделано? Для чего?»

И если четко и обстоятельно взрослые ответят на вопросы детей, идет расширение словарного запаса ребенка. Родите­лям надо постепенно знакомить детей с предметами и явлени­ями окружающей жизни, учить правильно называть предме­ты домашнего обихода, одежду, посуду, игрушки, с которы­ми ребенок имеет дело. Гуляя с ребенком на улице, показы­вать и называть здания, транспорт, растения и другие интере­сующие ребенка объекты. Запас слов ребенка значительно расширится, если родители научат его различать и называть не только предметы, но и существенные детали предметов, различать их по форме, назначению и названию, определять сходные предметы.

Ребенку надо помочь понять смысл каждого слова, запо­мнить его, правильно употреблять слово к месту. Для этого сле­дует широко использовать окружающие предметы и природу. «Посмотри, сколько красивых листьев на земле, обращаете вы внимание ребенка, — это осенний ветерок сорвал их с деревьев, закружил в воздухе и укрыл ими землю. Это листопад». «Лис­топад», — повторяет ребенок, услышав новое слово. «Да, это листопад, — утверждаете вы. — Это слово обозначает: листья падают». Таким образом, представление о листопаде сливает­ся воедино в сознании ребенка с новым словом.

Но назвать один раз слово, объяснить его смысл еще недо­статочно. Для закрепления нового слова, например, «листо­пад», можно показать ребенку картинку, на которой художник запечатлел это красивое явление, прочитать рассказ или сти­хотворение:

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят...

И только тогда, когда новое слово будет применено ребен­ком правильно, можно утверждать: оно вошло в его активный словарь осмысленно.

Детская речь бедна прилагательными. Задача взрослых по­мочь ребенку освоить качество знакомых предметов. Как это сделать? Покажите ребенку предмет, определите его форму, ве­личину, цвет, отметьте его качества и свойства (мягкий он или твердый, тяжелый или легкий, теплый или холодный). При этом не надо забывать, что у ребенка мал жизненный опыт и од­ного лишь восприятия для него недостаточно. Ребенок должен и посмотреть, и потрогать предмет, сжать, сдавить, взвесить, погладить, сравнить его с уже известным.

Например, накры­вая на стол, мама просит дочь достать мягкий хлеб. Девочка в раздумье: как узнать, какой из двух батонов мягкий? И тут же вспоминает, как мама определяла хлеб в магазине. Теперь вся­кий раз, садясь за стол, она пробует хлеб и говорит: это мягкий, как пух, а этот жесткий. Или: перед ребенком два мяча — боль­шой и маленький. Сравнивая их, ребенок отмечает: большой мяч — зеленый, а маленький — красный. Оба мяча гладкие и круглые, их можно катать и гладить. Так незаметно для себя ребенок знакомится с разными качествами предмета, пополняет словарь новыми словами, обозначающими качест­во. Эти примеры говорят также о том, что ребенок лучше всего запоминает качества предметов при их сравнении.


Родители должны не только сами знакомить с качествами окружающих предметов, но и учить ребенка самостоятельно определять их.

Например, ребенок пришел с детского утренни­ка. Сколько у него впечатлений! Есть о чем вспомнить и пого­ворить. Как он выражает свои впечатления? Обычно, захлебы­ваясь от избытка впечатлений, он говорит отдельными фраза­ми, а недостаток слов дополняет жестами, мимикой, движени­ями тела. Это происходит оттого, что он переполнен впечатле­ниями и мысль опережает слова. Плохо, если такая форма вы­ражения мысли станет привычной для него.

Ребенок обогащается впечатлениями, пополняет круг пред­ставлений, а запас слов остается прежним. Не исключается и другая крайность. В этом случае запас слов ребенка опережает формирование у него конкретных представлений об окружаю­щем. Это случается чаще всего тогда, когда родители много разговаривают с ребенком о непонятных ему вещах и явлени­ях, перегружая его словарь трудными словами: изысканный, банальный и пр. Эти слова своей новизной привлекают ребен­ка. Но он повторяет их механически, не осмысливая значения. Если взрослые любуются тем, как дети с легкостью жонглиру­ют «умными» словами, то у ребенка появляется привычка бол­тать, не вникая в смысл слов, вырабатывается пустословие.

Помочь детям сознательно усваивать слова и активно поль­зоваться ими могут следующие упражнения.

  • «Подбери определение», например, к слову «яблоко». Какое оно: спелое, сочное, румяное, вкусное.

  • «Узнай предмет по определению»: белое, длинное, чистое, ма­хровое... (полотенце).

  • «Кто что делает?» (для активизации глаголов): повар... (варит, печет, жарит); ветер... (воет, срывает листья, пыль подни­мает, парус надувает).

  • «Кто это делает?» (подбор существительных): метет улицу... (дворник), водит поезда... (машинист), лечит людей... (врач).

  • «Чем это делают?» (подбор существительных): рисуют... (ка­рандашом, мелком, углем, фломастером, кисточкой).

  • «Что может быть хмурым?» (свежим, зеленым, металличес­ким и т.д.): хмурым... (небо, лицо, утро, день, погода).

  • «Назови части целого»: дерево... (ствол, ветки, корень лис­тья); обедать... (наливать, накладывать, отламывать, есть, пить) и т.п.

  • «Дай три названия и больше»: стол... (мебель — вещь); кле­вер... (трава — растение); каша... (блюдо—пища—питание).

  • «Добавь пропущенное слово»: Пришел почтальон, он принес... Дворник взял метлу, он будет...

Хотя обогащение словаря происходит главным образом при непосредственном восприятии окружающего, однако словар­ную работу нельзя считать на этом законченной. Очень важна собственно языковая работа над словом. Специалистами пред­лагается целая система упражнений, направленная на:

• подбор антонимов и синонимов к заданному слову;

• отыскивание антонимов в рассказах, пословицах, пого­ворках: «Готовь сани летом, а телегу зимой», «Труд кормит, а лень портит»;

• договаривание предложения с антонимами: летом жарко, а зимой...;

• составление предложений со словами синонимического ря­да (струится, журчит, льется), парой антонимов (умный—глу­пый, весело—скучно);

• объяснение и сравнение значений многозначных слов в контексте: ушко зайчика — ушко иголки;

• подбор близких по смыслу слов к каждому значению мно­гозначного слова: острый перец — горький, жгучий; острая иголка — остроконечная;

• рисование на тему многозначного слова;

• нахождение многозначных слов в пословицах, поговор­ках, загадках, литературных произведениях;

• придумывание рассказов и сказок на тему многозначного слова.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Как расширить словарный запас

Автор: Калашникова Екатерина Витальевна

Дата: 10.01.2025

Номер свидетельства: 663303

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Консультация для родителей: "Как расширить словарный запас ребенка?""
    ["seo_title"] => string(66) "konsultatsiia_dlia_roditelei_kak_rasshirit_slovarnyi_zapas_rebenka"
    ["file_id"] => string(6) "558764"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1601401224"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Как пополняется словарный запас русского языка"
    ["seo_title"] => string(49) "kak_popolniaetsia_slovarnyi_zapas_russkogo_iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "539126"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1581363116"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Консультация для родителей "Как расширить словарный запас детей 3-4 лет""
    ["seo_title"] => string(72) "konsultatsiia_dlia_roditelei_kak_rasshirit_slovarnyi_zapas_detei_3_4_let"
    ["file_id"] => string(6) "508239"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1556041608"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Консультация для родителей "Как расширить словарный запас ребенка?""
    ["seo_title"] => string(68) "konsultatsiia_dlia_roditelei_kak_rasshirit_slovarnyi_zapas_rebenka_2"
    ["file_id"] => string(6) "660066"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1732284533"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Консультация для родителей "Как расширить словарный запас ребенка?""
    ["seo_title"] => string(68) "konsultatsiia_dlia_roditelei_kak_rasshirit_slovarnyi_zapas_rebenka_3"
    ["file_id"] => string(6) "666996"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1742490092"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства