Просмотр содержимого документа
««Как расширить словарный запас детей 4 - 5 лет»»
Консультация для родителей на тему:
«Как расширить словарный запас
детей 4 лет»
Подготовила:
учитель – дефектолог
Варламова Л. В.
2018 год
Мы радуемся первым словам малыша, запоминаем, как он их сказал, в какой ситуации, с какой интонацией. Но незаметно летит год за годом, крохе ухе и 3, и 4 года, а для него и высокая гора, и широкая река имеют одно обозначение: большая. Взрослого человека он продолжает называть большим. «Правильно, ты еще маленький!»
Познавая окружающий мир, ребенок усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений. Развивая речь ребенка, нужно заботиться не столько о том, чтобы он произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слова, которые он слышит и произносит сам, были наполнены для малыша живыми образами, конкретным действенным содержанием. Поэтому знакомя ребенка с новым объектом, необходимо вместе с ним внимательно рассмотреть его, сообщить название. Показ следует сочетать с активными действиями ребенка по обследованию объекта. Необходимо многократно повторять новое слово, использовать новое слово в сочетании с разными знакомыми ребенку словами.
Конечно, 3 и 4 года - еще не возраст классических почемучек, но в преддверии этого феномена нам нельзя оставаться только наблюдателями. Именно пассивность родителей приводит к обеднению словарного запаса детей. С подачи взрослого укореняются в обиходе малыша слова большой -маленький, в то время как каждый из нас может без особого напряжения подобрать около 10 синонимов и антонимов к этим словам. Так почему не научить этому ребенка? Разнообразие значений этих двух слов они слышат и в нашей речи, и в сказках.
Предлагаемые сказки даны в определенной последовательности: новое значение слова большой в первой сказке закрепляется, уточняется в последующем тексте, и тут же вводится другое, новое значение этого слова. Для более яркого запечатления используются антонимы (большой -маленький, крупный - мелкий и т.д.) и сравнения (больше - меньше и
ДР-)-
Не торопите ребенка, возвращайтесь еще и еще к одной и той же
сказке, вместе с ним отыскивайте синонимы и антонимы, сравнения.
Малышу легче разобраться с определениями и уточнениями, если перевезти
их в плоскость реальных жизненных ситуаций. Приучайте малыша
рассуждать, что значит «большой, огромный мир»; пусть на реальных
предметах сначала покажет, какое яблоко больше, какое меньше. В
следующий раз он сможет ответить, какой камень крупнее, а со временем
сам даст точное определение: «Эта палка толще, но короче». Услышав такой
ответ, вы можете по достоинству оценивать меру собственного
педагогического таланта.
Сюжеты сказок взяты из окружающего природного мира, такого
понятного, доступного ребенку с самого раннего возраста. Содержание
текстов поможет обогатить малыша реальными знаниями о жизни знакомых
и давно любимых персонажей, способствовать формированию любви к
родному краю, бережному отношению ко всему живому, развитию нравственных качеств.
Большой - маленький
Лисята родились в теплой, уютной норке под корнями старого дерева. «Какие вы еще маленькие, крохотные!» - каждый раз приговаривала мама -лиса, любовно прилизывая шерстку малышей.
Как- то раз мама - лиса строго сказала: «Дети! Я ненадолго отлучусь, а вы сидите тихо, из норки не вылезайте. Ждите меня. Я скоро вернусь.
Отправилась лиса на охоту, а лисятам стало скучно, решили они мир посмотреть. Подползли к краю норы, высунули мордочки. Так и вывалились из норки. Сидят, оглядываются, принюхиваются. Солнышко пригревает, ветерок шелестит маленькими блестящими листиками. Тихо, тепло, пахнет цветами, совсем не страшно.
Самый маленький лисенок Туся был послушным сыном, но и ему тоже не хотелось оставаться одному. Вылез он из норки, сел и решил: «Если будет страшно, успею спрятаться!» Решил и сразу успокоился.
Глядит Туся вокруг, удивляется. Кусты такие большие, а деревья еще больше. Стоят, шумят, верхушками небо подпирают. На поляне лисята гоняются за пестрой бабочкой. Бабочка порхает, весело машет крылышками у самых мордочек лисят, совсем их не боится. Удивляется Туся: «Такая маленькая, меньше меня, а храбрая!»
Но вот бабочка улетела, а на соседний куст уселась сорока - белобока, большая, черно-белая. Только подбежала к ней лисята, чтобы познакомиться поближе, а она испуганно взмахнула крыльями и улетела. Опять удивляется Туся: «Такая большая, намного больше бабочки, а боится!»
И тут лисенка одолело сомнение: «Как же так?» Мама говорит, что мы маленькие, а какие же мы маленькие, если большая сорока нас боится? Наверное, ошибается! Мы все большие, и я большой!» И тут же вспомнил бабочку. «Я большой, это так! А храбрый? Наверное, храбрый!» - успокоил себя Туся. - Надо проверить».
Смотрит лисенок - мимо ежик бежит по своим ежиным делам. Бежит, торопится, пыхтит. «Меньше меня!» - подумал храбрый Туся и легонько толкнул его в бок. Ой! Что это? Уколол Туся лапку о колючки ежа. Больно-то как!
Кубарем скатился малыш в норку, забился в самый дальний угол и жалобно заскулил. Тем временем вернулась мама - лиса. Попало лисятам за то, что не слушаются, а Тусю она пожалела: «Маленький ты мой! Надо маму слушаться, ума - разума набираться, тогда и не попадешь в беду. Мир такой огромный, а вы такие еще маленькие!»
«Не хочу быть маленьким, хочу быть большим!» - плачет Туся. «Растите, растите! Всему свое время, - смеется мама - лиса, а пока и такие, маленькие, вы для меня лучше всех на свете!»
Высокий - низкий
«Сегодня пойдем на дальнее поле колоски и зерна собирать, запасы на зиму готовить», - сказала мышатам мышка - мать.
«Возьмите меня с собой, я уже большая!» - стала просить маму маленькая Фаня.
«Хорошо! - согласилась мама. - Только предупреждаю, дочка, не пищать!»
Выскочили мышки из норки и побежали быстро-быстро. Густая трава шумит над головой, солнышка не видно. Некогда Фане оглядываться по сторонам, только успевая под ноги смотреть, под высокие корни подныривать, через низкие перепрыгивать. Отставать нельзя - потеряешься.
Видит мышка - мать - устали детки. Остановилась. Малыши уселись вокруг, отдыхают, а Фаня и говорит: «Какая большая трава, ничего вокруг не видно. Скоро она кончится?»
Мышка - мать строго отвечает: «Большая, а точнее высокая трава нас скрывает от врагов. В высокой траве мы в безопасности. Бежишь, а она даже не шелохнется, не выдает нас».
Вдруг что-то зашуршало совсем рядом, кто-то огромный пробежал. Испугались мышата, а мама успокаивает их: «Не бойтесь, это наш сосед суслик. Он нас не обидит, он тоже на поле спешит».
«Он такой большой, выше тебя!» - шумят мышата.
«Он хоть и выше, но такой же грызун, как и мы!» - объяснила мышка -мать.
Передохнули мышата и снова в путь. Бежит со всеми Фаня, а сама думает: «Большая трава - значит высокая. В высокой траве нам не страшно. Большой суслик - значит, высокий. А может не высокий?»
Кончился лес, впереди иоле. Выглянула Фаня из травы и ахнула: «Смотрите, красота какая! Трава маленькая, вокруг светло, все видно, просторно!»
Не радуйся понапрасну! - остерегает дочку мышка - мать. - Трава здесь низкая, спрятаться некуда, опасность нас подстерегает на каждом шагу: на земле лисы, высоко в небе ястребы. И это днем, а ночью совы, филины жить спокойно не дают. Только успевай оглядываться вокруг!»
Вскочила мышка - мать на высокий пенек, осторожно огляделась вокруг, спрыгнула и говорит: «Пока все спокойно, будем колоски и зерна собирать. Зорко следите по сторонам. Чуть что - сразу ныряйте в высокую траву, прижмитесь к земле и не шевелитесь, а уж если я голос подам, тогда убегайте с поля не раздумывая. Иначе попадете в беду!»
Набрала дружная семейка запасов, кто сколько смог и успел, и благополучно тронулись в обратный путь. Идут, не спеша, с тяжелой ношей быстро не побежишь. Фаня идет последней, еле ногам перебирает, но не хнычет, не пищит. Маленькая, а понимает, что всем нелегко. Идет и думает: «Конечно, по низкой траве легче бегать, да и веселее, все вокруг видно. Зато как опрсно!»
Так незаметно и дошла малышка до дома, устала и сразу же легла спать в свою мягкую крохотную постельку. Засыпает, а сама все думает: «Оказывается, большая трава - это высокая трава, а маленькая - низкая». Думала, думала и крепко уснула.
И снились малютке высокая трава и пестрые цветы над головой, а еще выше нежное голубое и ласковое теплое солнышко. Под ногами, совсем внизу, в тихой прохладе стелилась мягкая травка - муравка, и веселые мышата кувыркались, скакали и прыгали в ней, а на маленьком пригорочке сидела мышка - мать, охраняла покой семьи и ласково улыбалась, как может улыбаться только мама.
Длинный - короткий
Повстречались как-то раз на опушке котенок и зайчонок. «Ой, какие у тебя большие уши, так и торчат выше головы, совсем некрасиво!» - фыркнул котенок.
«А моя мама говорит, что у меня длинные уши! Во всем лесу длиннее ушей ни у кого нет. Я должен ими гордиться! А еще они помогают мне: чуть шевельну, чуть ими в сторону поведу - любой шорох услышу. Нам, зайцам, ухо надо всегда держать востро, не то беда!»
«Фи! - опять фыркнул котенок. - Смотри, какой у меня хвост большой, пушистый, а у тебя маленький, такой крохотный, ну просто комочек пуха!»
«Да не маленький и не крохотный, а короткий. Точнее, куцый хвост! -засмеялся зайчонок. - Нам, зайцам, длинный хвост ни к чему».
«А мне вот очень нужен мой длинный пушистый хвост!» - послышалось вдруг откуда-то сверху. Зайчонок и котенок подняли мордочки вверх, смотрят - а над ними высоко на елке маленькая белочка сидит. «Мне мой хвост помогает прыгать с ветки на ветку, с дерева на дерево», пояснила она.
«А у меня не только уши, у меня и ноги длинные! - расхвастался зайчонок. - Чуть услышу подозрительный шорох, время зря не теряю, прыг -и был таков! Только меня и видели! Нас зайцев, уши да ноги спасают».
«Да что ты все твердишь, как ты спасаться умеешь! - возмутился котенок. - Ты что всех боишься?»
«Врагов у меня в лесу много! Боюсь», - сокрушенно вздохнул зайка.
«А вот у меня ног почти не видно», - послышалось снизу. Глянули все вниз, а перед ними ежик стоит.
« Ой, верно! - удивился котенок. - Такие маленькие ножки!»
«Не маленькие, а короткие, - уточнил ежик. - Да я не тужу. Как только почую опасность, мигом ножки подожму, свернусь клубочком, выставлю иголки, тогда уж меня никто не тронет! А длинные ноги быстро не уберешь, как не спиши».
Возвращаясь домой, котенок твердил: «Главное, запомнить: большие ноги и уши правильнее называть длинными, а маленькие - короткими. Все в лесу знают, я один не знал. Просто стыд и позор!» И вдруг малыш остановился как вкопанный. «Какой же я глупый! - с ужасом сказал он себе. - я никогда ничего такого себе даже и не представлял! Оказывается, одним нужны длинные уши, другим - короткие ноги. А мне? Что нужно мне? Может, вместо мягкой шерстки шубку в колючках, как у ежа? Побегу, спрошу у мамы. Мама все знает!» - решил котенок.