kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Как расширить словарный запас детей 4 - 5 лет»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактические игры по расширению словаря детей 4-5 лет

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Как расширить словарный запас детей 4 - 5 лет»»



















Консультация для родителей на тему:



«Как расширить словарный запас


детей 4 лет»















Подготовила:

учитель – дефектолог

Варламова Л. В.





2018 год



Мы радуемся первым словам малыша, запоминаем, как он их сказал, в какой ситуации, с какой интонацией. Но незаметно летит год за годом, крохе ухе и 3, и 4 года, а для него и высокая гора, и широкая река имеют одно обозначение: большая. Взрослого человека он продолжает называть большим. «Правильно, ты еще маленький!»

Познавая окружающий мир, ребенок усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений. Развивая речь ребенка, нужно заботиться не столько о том, чтобы он произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слова, которые он слышит и произносит сам, были наполнены для малыша живыми образами, конкретным действенным содержанием. Поэтому знакомя ребенка с новым объектом, необходимо вместе с ним внимательно рассмотреть его, сообщить название. Показ следует сочетать с активными действиями ребенка по обследованию объекта. Необходимо многократно повторять новое слово, использовать новое слово в сочетании с разными знакомыми ребенку словами.

Конечно, 3 и 4 года - еще не возраст классических почемучек, но в преддверии этого феномена нам нельзя оставаться только наблюдателями. Именно пассивность родителей приводит к обеднению словарного запаса детей. С подачи взрослого укореняются в обиходе малыша слова большой -маленький, в то время как каждый из нас может без особого напряжения подобрать около 10 синонимов и антонимов к этим словам. Так почему не научить этому ребенка? Разнообразие значений этих двух слов они слышат и в нашей речи, и в сказках.

Предлагаемые сказки даны в определенной последовательности: новое значение слова большой в первой сказке закрепляется, уточняется в последующем тексте, и тут же вводится другое, новое значение этого слова. Для более яркого запечатления используются антонимы (большой -маленький, крупный - мелкий и т.д.) и сравнения (больше - меньше и

ДР-)-

Не торопите ребенка, возвращайтесь еще и еще к одной и той же

сказке, вместе с ним отыскивайте синонимы и антонимы, сравнения.

Малышу легче разобраться с определениями и уточнениями, если перевезти

их в плоскость реальных жизненных ситуаций. Приучайте малыша

рассуждать, что значит «большой, огромный мир»; пусть на реальных

предметах сначала покажет, какое яблоко больше, какое меньше. В

следующий раз он сможет ответить, какой камень крупнее, а со временем

сам даст точное определение: «Эта палка толще, но короче». Услышав такой

ответ, вы можете по достоинству оценивать меру собственного

педагогического таланта.

Сюжеты сказок взяты из окружающего природного мира, такого

понятного, доступного ребенку с самого раннего возраста. Содержание

текстов поможет обогатить малыша реальными знаниями о жизни знакомых

и давно любимых персонажей, способствовать формированию любви к

родному краю, бережному отношению ко всему живому, развитию нравственных качеств.

Большой - маленький

Лисята родились в теплой, уютной норке под корнями старого дерева. «Какие вы еще маленькие, крохотные!» - каждый раз приговаривала мама -лиса, любовно прилизывая шерстку малышей.

Как- то раз мама - лиса строго сказала: «Дети! Я ненадолго отлучусь, а вы сидите тихо, из норки не вылезайте. Ждите меня. Я скоро вернусь.

Отправилась лиса на охоту, а лисятам стало скучно, решили они мир посмотреть. Подползли к краю норы, высунули мордочки. Так и вывалились из норки. Сидят, оглядываются, принюхиваются. Солнышко пригревает, ветерок шелестит маленькими блестящими листиками. Тихо, тепло, пахнет цветами, совсем не страшно.

Самый маленький лисенок Туся был послушным сыном, но и ему тоже не хотелось оставаться одному. Вылез он из норки, сел и решил: «Если будет страшно, успею спрятаться!» Решил и сразу успокоился.

Глядит Туся вокруг, удивляется. Кусты такие большие, а деревья еще больше. Стоят, шумят, верхушками небо подпирают. На поляне лисята гоняются за пестрой бабочкой. Бабочка порхает, весело машет крылышками у самых мордочек лисят, совсем их не боится. Удивляется Туся: «Такая маленькая, меньше меня, а храбрая!»

Но вот бабочка улетела, а на соседний куст уселась сорока - белобока, большая, черно-белая. Только подбежала к ней лисята, чтобы познакомиться поближе, а она испуганно взмахнула крыльями и улетела. Опять удивляется Туся: «Такая большая, намного больше бабочки, а боится!»

И тут лисенка одолело сомнение: «Как же так?» Мама говорит, что мы маленькие, а какие же мы маленькие, если большая сорока нас боится? Наверное, ошибается! Мы все большие, и я большой!» И тут же вспомнил бабочку. «Я большой, это так! А храбрый? Наверное, храбрый!» - успокоил себя Туся. - Надо проверить».

Смотрит лисенок - мимо ежик бежит по своим ежиным делам. Бежит, торопится, пыхтит. «Меньше меня!» - подумал храбрый Туся и легонько толкнул его в бок. Ой! Что это? Уколол Туся лапку о колючки ежа. Больно-то как!

Кубарем скатился малыш в норку, забился в самый дальний угол и жалобно заскулил. Тем временем вернулась мама - лиса. Попало лисятам за то, что не слушаются, а Тусю она пожалела: «Маленький ты мой! Надо маму слушаться, ума - разума набираться, тогда и не попадешь в беду. Мир такой огромный, а вы такие еще маленькие!»

«Не хочу быть маленьким, хочу быть большим!» - плачет Туся. «Растите, растите! Всему свое время, - смеется мама - лиса, а пока и такие, маленькие, вы для меня лучше всех на свете!»

Высокий - низкий

«Сегодня пойдем на дальнее поле колоски и зерна собирать, запасы на зиму готовить», - сказала мышатам мышка - мать.

«Возьмите меня с собой, я уже большая!» - стала просить маму маленькая Фаня.

«Хорошо! - согласилась мама. - Только предупреждаю, дочка, не пищать!»

Выскочили мышки из норки и побежали быстро-быстро. Густая трава шумит над головой, солнышка не видно. Некогда Фане оглядываться по сторонам, только успевая под ноги смотреть, под высокие корни подныривать, через низкие перепрыгивать. Отставать нельзя - потеряешься.

Видит мышка - мать - устали детки. Остановилась. Малыши уселись вокруг, отдыхают, а Фаня и говорит: «Какая большая трава, ничего вокруг не видно. Скоро она кончится?»

Мышка - мать строго отвечает: «Большая, а точнее высокая трава нас скрывает от врагов. В высокой траве мы в безопасности. Бежишь, а она даже не шелохнется, не выдает нас».

Вдруг что-то зашуршало совсем рядом, кто-то огромный пробежал. Испугались мышата, а мама успокаивает их: «Не бойтесь, это наш сосед суслик. Он нас не обидит, он тоже на поле спешит».

«Он такой большой, выше тебя!» - шумят мышата.

«Он хоть и выше, но такой же грызун, как и мы!» - объяснила мышка -мать.

Передохнули мышата и снова в путь. Бежит со всеми Фаня, а сама думает: «Большая трава - значит высокая. В высокой траве нам не страшно. Большой суслик - значит, высокий. А может не высокий?»

Кончился лес, впереди иоле. Выглянула Фаня из травы и ахнула: «Смотрите, красота какая! Трава маленькая, вокруг светло, все видно, просторно!»

Не радуйся понапрасну! - остерегает дочку мышка - мать. - Трава здесь низкая, спрятаться некуда, опасность нас подстерегает на каждом шагу: на земле лисы, высоко в небе ястребы. И это днем, а ночью совы, филины жить спокойно не дают. Только успевай оглядываться вокруг!»

Вскочила мышка - мать на высокий пенек, осторожно огляделась вокруг, спрыгнула и говорит: «Пока все спокойно, будем колоски и зерна собирать. Зорко следите по сторонам. Чуть что - сразу ныряйте в высокую траву, прижмитесь к земле и не шевелитесь, а уж если я голос подам, тогда убегайте с поля не раздумывая. Иначе попадете в беду!»

Набрала дружная семейка запасов, кто сколько смог и успел, и благополучно тронулись в обратный путь. Идут, не спеша, с тяжелой ношей быстро не побежишь. Фаня идет последней, еле ногам перебирает, но не хнычет, не пищит. Маленькая, а понимает, что всем нелегко. Идет и думает: «Конечно, по низкой траве легче бегать, да и веселее, все вокруг видно. Зато как опрсно!»

Так незаметно и дошла малышка до дома, устала и сразу же легла спать в свою мягкую крохотную постельку. Засыпает, а сама все думает: «Оказывается, большая трава - это высокая трава, а маленькая - низкая». Думала, думала и крепко уснула.

И снились малютке высокая трава и пестрые цветы над головой, а еще выше нежное голубое и ласковое теплое солнышко. Под ногами, совсем внизу, в тихой прохладе стелилась мягкая травка - муравка, и веселые мышата кувыркались, скакали и прыгали в ней, а на маленьком пригорочке сидела мышка - мать, охраняла покой семьи и ласково улыбалась, как может улыбаться только мама.

Длинный - короткий

Повстречались как-то раз на опушке котенок и зайчонок. «Ой, какие у тебя большие уши, так и торчат выше головы, совсем некрасиво!» - фыркнул котенок.

«А моя мама говорит, что у меня длинные уши! Во всем лесу длиннее ушей ни у кого нет. Я должен ими гордиться! А еще они помогают мне: чуть шевельну, чуть ими в сторону поведу - любой шорох услышу. Нам, зайцам, ухо надо всегда держать востро, не то беда!»

«Фи! - опять фыркнул котенок. - Смотри, какой у меня хвост большой, пушистый, а у тебя маленький, такой крохотный, ну просто комочек пуха!»

«Да не маленький и не крохотный, а короткий. Точнее, куцый хвост! -засмеялся зайчонок. - Нам, зайцам, длинный хвост ни к чему».

«А мне вот очень нужен мой длинный пушистый хвост!» - послышалось вдруг откуда-то сверху. Зайчонок и котенок подняли мордочки вверх, смотрят - а над ними высоко на елке маленькая белочка сидит. «Мне мой хвост помогает прыгать с ветки на ветку, с дерева на дерево», пояснила она.

«А у меня не только уши, у меня и ноги длинные! - расхвастался зайчонок. - Чуть услышу подозрительный шорох, время зря не теряю, прыг -и был таков! Только меня и видели! Нас зайцев, уши да ноги спасают».

«Да что ты все твердишь, как ты спасаться умеешь! - возмутился котенок. - Ты что всех боишься?»

«Врагов у меня в лесу много! Боюсь», - сокрушенно вздохнул зайка.

«А вот у меня ног почти не видно», - послышалось снизу. Глянули все вниз, а перед ними ежик стоит.

« Ой, верно! - удивился котенок. - Такие маленькие ножки!»

«Не маленькие, а короткие, - уточнил ежик. - Да я не тужу. Как только почую опасность, мигом ножки подожму, свернусь клубочком, выставлю иголки, тогда уж меня никто не тронет! А длинные ноги быстро не уберешь, как не спиши».

Возвращаясь домой, котенок твердил: «Главное, запомнить: большие ноги и уши правильнее называть длинными, а маленькие - короткими. Все в лесу знают, я один не знал. Просто стыд и позор!» И вдруг малыш остановился как вкопанный. «Какой же я глупый! - с ужасом сказал он себе. - я никогда ничего такого себе даже и не представлял! Оказывается, одним нужны длинные уши, другим - короткие ноги. А мне? Что нужно мне? Может, вместо мягкой шерстки шубку в колючках, как у ежа? Побегу, спрошу у мамы. Мама все знает!» - решил котенок.






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
«Как расширить словарный запас детей 4 - 5 лет»

Автор: Варламова Лариса Васильевна

Дата: 06.05.2018

Номер свидетельства: 468578

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Консультация для родителей "Как расширить словарный запас детей 3-4 лет""
    ["seo_title"] => string(72) "konsultatsiia_dlia_roditelei_kak_rasshirit_slovarnyi_zapas_detei_3_4_let"
    ["file_id"] => string(6) "508239"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1556041608"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Конспект НОД по разделу ребенок и  окружающий мир  для детей старшей группы  «Подводный мир»"
    ["seo_title"] => string(102) "konspiekt-nod-po-razdielu-riebienok-i-okruzhaiushchii-mir-dlia-dietiei-starshiei-ghruppy-podvodnyi-mir"
    ["file_id"] => string(6) "314427"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459692317"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект  занятия   по  развитию  речи "Как  звери  к  зиме  готовятся". "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-zaniatiia-po-razvitiiu-riechi-kak-zvieri-k-zimie-ghotoviatsia"
    ["file_id"] => string(6) "208835"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430921157"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Подводное путешествие»  для детей 5-6 лет."
    ["seo_title"] => string(110) "konspiekt-zaniatiia-po-oznakomlieniiu-s-okruzhaiushchim-mirom-podvodnoie-putieshiestviie-dlia-dietiei-5-6-liet"
    ["file_id"] => string(6) "318169"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1460529871"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Занятие по развитию речи с использованием мнемотаблицы по теме: "Зима" для детей 5-6 лет"
    ["seo_title"] => string(99) "zaniatiie-po-razvitiiu-riechi-s-ispol-zovaniiem-mniemotablitsy-po-tiemie-zima-dlia-dietiei-5-6-liet"
    ["file_id"] => string(6) "305997"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458036420"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1270 руб.
2110 руб.
1460 руб.
2440 руб.
1240 руб.
2070 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства