kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Как развить музыкально-эстетический вкус детей дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Речь пойдёт о формировании вкуса, который сегодня считает хорошим явное меньшинство. Не только у нас в России, но и во всём мире. Сравните количество посетителей небольших концертных залов, где исполняется классическая или народная музыка, и переполненные ста­дионы или площади, где звучит развлекательно-танцевальная музы­ка самых разных видов. Величины несопоставимые.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Как развить музыкально-эстетический вкус детей дошкольного возраста»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

образования «Детская школа искусств» г. Бакала













МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД



по теме: «Как развить музыкально-эстетический вкус детей дошкольного возраста»

в рамках общешкольного методического семинара

«Музыкально - эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»



















Преподаватель специального фортепиано

высшей категории:

Долинина Елена Дмитриевна











г. Бакал

2020 г.

Как развить
музыкально – эстетический вкус дошкольника…

Мало встречается людей, которые бы не любили музыку. Их практически нет. Всё зависит от того, что под словами «люблю му­зыку» иметь в виду. Весь вопрос - какую. Другими сло­вами, вопрос музыкального вкуса или музыкальных предпочтений. На эту тему написана масса книг и статей, но проблема как была, так и остаётся малоизученной. Сформи­ровать хороший музыкальный вкус у ребёнка трудно. Трудно, но важно.

Речь пойдёт о формировании вкуса, который сегодня считает хорошим явное меньшинство. Не только у нас в России, но и во всём мире. Сравните количество посетителей небольших концертных залов, где исполняется классическая или народная музыка, и переполненные ста­дионы или площади, где звучит развлекательно-танцевальная музы­ка самых разных видов. Величины несопоставимые.

Многие видные российские, да и не только российские пси­хологи, поднимая тему развития музыкального вкуса у ребёнка, отмечали три основных момента, три кита, на ко­торых держится этот процесс: восприятие, размышление и оценка. Как писал известный психолог Б. Теплов, «чтобы оценить музыку, ребёнок должен её эмоционально пережить и поразмыслить над ней».


1.Восприятие музыки - эмоциональное восприятие. Так как музыка восприни­мается ребёнком эмоционально. Это первый и самый важный этап. Эмоциональное восприятие музыки, сложный психический процесс, к которому надо подходить, соблюдая некоторую осторожность, не перегружая излишне яркими впечатлениями пси­хику ребёнка. Вы видели лица детей, когда они смотрят спектакль? В том числе и даже в особенности музыкальный спектакль. Театраль­ное действие, усиленное музыкальным сопровождением, вызывает у юных зрителей гамму эмоций. От страха, до радости и ликования. Весь спектр. Ни одного равнодушного.

Эмоциональное восприятие — необходимая составляющая слушания музыки и развития музыкального вкуса. Без развитого восприятия музыка превращается в шумовой фон. Набор звуков. Бессмысленный и бесполезный. Как же можно помочь ребёнку воспринимать музыку?

Слушаем звуки природы. Один из способов почувствовать красоту звуков. Самых разных. Шум реки, моря, леса, ветра и особенно, конечно, пение птиц. Мы развиваем эстетический вкус детей, показывая им, как красивы лес, радуга, цветущий луг, ночное небо и т. п. Пение птиц, естественно, вписывается в этот ряд. Дети такое пение обычно не слышат. Чтобы услышали, надо привлечь их внимание: «Давай по­сидим тихо и послушаем. Это очень красиво». Само понятие сидеть тихо и слушать тоже для многих детей нечто новое и непривычное. Иногда это первый шаг к слушанию музыки.

Музыка в мультфильмах. Чтобы музыка воспринималась, стала чем-то ярким и близким, надо попытаться перенести её в среду, которая наиболее понятна и привычна для ребёнка. Такая среда — мультфильмы. Со­гласитесь, что мультфильмы дети любят больше всего. Эффект исклю­чительный. Долгое время работавший преподавате­ль музыки в Германии, был буквально потрясён, что его ученики знают огромное количество известных классических мелодий и с удовольствием напевают их. Как самые любимые. Мелодии Моцарта, Бетховена, Штрауса, Грига, многих других композиторов. Секрет прост. Все эти мелодии они услышали в мультфильмах серии «Маленькие Эйнштейны» (смотреть видео), которые часто по­казывают по немецкому телевидению. Каждый из этих чрезвычайно популярных среди детей мультфильмов построен на обыгрывании какой-то одной мелодии из классики. Эта мелодия естественно встра­ивается в сюжет, исполняется на разных инструментах, звучит снова и снова. В результате она становится близкой и понятной ребёнку. Легко узнаётся, когда он слышит эту мелодию в том или ином музы­кальном произведении вне мультика. В исполнении оркестра или солиста. Поэтому ребёнок, воспитанный на таких мультиках, чув­ствует себя более уютно в концертном зале: он слышит музыку, ко­торая ему знакома с раннего детства.

Таким образом, подбор мультиков, в которых звучат и умело обыгрываются классические мелодии, становится одним из наи­более эффективных путей восприятия музыки и развития хороше­го эстетического вкуса.

2.Размышления о музыке. Дети не способны долго концентрироваться на чём-то одном. Тем более если речь идёт о слушании музыки, где в отличие от мультика, сказки или спектакля нет ясного сюжета и увлекательного действия. Поэтому слушать музыку лучше с ребёнком небольшими фрагментами. А потом эту музыку обсуждать. Такие обсуж­дения можно строить в виде игры.


Слушаем, рассказываем, рисуем - игра.

Участники: Сергей, 5 лет. Маша, 6 лет. Сергей жив­чик, непоседа. Любит петь. Маша спокойная, несколько флег­матичная. Поёт неохотно.

Игра заключается в том, что ребёнок должен выбрать предла­гаемый взрослыми вариант — о чём говорится в той или иной музыке. А потом правильно ответить на вопросы. Можете пред­ложить для выбора два-три или более вариантов. Музыка для слушания должна быть «живописной», ясной, выразительной. Например такой, как увертюра М. Мусоргского к опере «Хо­ванщина» (слушаем аудиозапись).

Я начинаю с вопроса: - Кто-нибудь из вас видел восход или закат солнца?

Серёжа: Я видел закат.

Маша: Я тоже видела.

-Это красиво?

Маша: Да. Сначала солнце стало красное и большое.

Серёжа: Солнце было близко. А потом уходило вниз. Всё ниже и ни­же. За землю. Пока совсем не ушло.

Маша: Всё кругом стало тоже красное.

Преподаватель: -Жалко, что вы не видели восход солнца. Это тоже очень кра­сиво. Проснитесь как-нибудь пораньше. Особенно если вы буде­те жить летом в деревне. И вы тоже увидите. Сначала ещё солнца не видно, но всё вокруг понемножку светлеет. Просыпа­ются и начинают петь птицы. Всё громче и громче. Если небо облачное, то облака окрашены в разные цвета. Постепенно, медленно всё солнце выходит из-за земли. Начинается новый день. (Попытайтесь дать свою картинку восхода солнца.) Сейчас начинается игра. Я включу музыку. Она продлится 5 минут. Это очень красивая музыка. Вы должны определить, что она изображает — закат солнца или восход. А потом рассказать, почему вы так решили.

Звучит музыка Мусоргского. Ребята 2-3 минуты слушают вни­мательно. Серёжа что-то шепчет Маше на ухо. Тянет руку: мол, я знаю. Потом дети начинают отвлекаться. Особенно Серёжа. Когда музыка окончилась, Серёжа и Маша заявили в один голос: «Это восход»

-Молодцы. Правильно. Кто сумеет рассказать, почему он решил, что музыка отражает восход, а не закат.

Серёжа: Потому что музыка становится всё громче и громче. А когда закат, она должна быть тише и тише.

-А ты, Маша, как считаешь?

Маша: Потому что слышно, как начинают петь птицы.

Серёжа: Я услышал, как сначала было холодно, а потом стало теплей.

-Очень хорошо. Вы очень правильно услышали музыку. Она так и называется «Рас­свет над Москвой-рекой». Это увертюра к опере русского ком­позитора Модеста Мусоргского «Хованщина».

Серёжа и Маша рисуют примерно одинаковый сюжет: река, деревья, на деревьях птицы, из-за реки восходит большое, жёлто-оранжевое солнце.

Через несколько дней Маша и Серёжа попросили ещё раз послушать, как выразился Серёжа, «му­зыку про солнце». На этот раз они слушали более внимательно и комментировали более подробно, говорил, в основном, Серёжа: «Вот, видишь, солнце поднимается. Птички начинают петь. А это уже солнце стоит высоко и стало совсем тепло». Маша согласно кивала.


Выбираем эмоции - игра.

Интересный вариант игры связан с выбором настроения, соот­ветствующего той или иной музыке.

Ребёнок слушает музыкальный отрывок и должен выбрать из трёх-четырёх названий: грустная, весёлая, спокой­ная, взволнованная и т. п. Иногда среди вариантов правильного ответа может быть не одно, а два и даже три названия. Например: спокойная, грустная. Или взволнованная, радостная.


Придумываем название - игра.

Дети придумывают к прослушиваемому отрывку три-четыре названия, которые соответствовали бы характеру музыки. На­пример, Маша и Серёжа придумали на весёлую мелодию «Поль­ка» Глинки такие названия: «Весёлый день», «Начинаются каникулы», «Папа приехал» (придумала Маша, у которой папа часто уезжает в командировки), «День рождения» и др.

Все эти игры не только развивают фантазию, но и приучают к мысли, что музыка способна многое выразить, формируют вос­приятие, учат говорить, размышлять о музыке.


3.Оценка музыки. Это один из самых сложных, можно сказать, конечных резуль­татов формирования музыкального вкуса. Ребёнок с развитым музыкальным вкусом не только отвечает на вопрос «Нравится ли эта музыка?», но и объясняет почему. Задаем три вопроса ученикам (пять-семь лет) музыкальной школы после прослушивания (аудиозапись) отрывка из первой части, звучит главная тема фортепианного концерта П. И. Чайков­ского.

— Понравилась ли музыка?

— Почему?

— О чём эта музыка?


Всем детям музыка понравилась. Вот несколько наиболее инте­ресных ответов:

Андрей, 6 лет: «Музыка очень светлая. Хочется петь и кри­чать»

Света, 7 лет: «Я, когда слушала — улыбалась. Потому что бы­ло хорошо».

Гриша, 7 лет: «Я видел луг в деревне. Много солнца и цветов».

Таня, 5 лет: «Это похоже на радугу».

Дети оценивают музыку, используя собственный жизненный опыт и доступный им словарный запас. Последнее обстоятельство существенно ограничивает их возможности рассказать о музыке и потому родители могут, рассказывая о своих впечатлениях от музы­ки, этот запас расширить.


Воспитывая музыкальный вкус ребёнка, вы не начинаете с чи­стого листа. Ни в коем случае. У малыша уже есть свои музыкальные предпочтения. Подчас, труднообъяснимые. Есть примеры, когда ре­бёнок до года одну музыку любит, а к другой равнодушен. Чтобы узнать эти предпочтения, дайте ребёнку послушать разную музыку. Не только классику. Пусть это будет и песня, и рок-н-ролл, и даже техномузыка. Это важно не только в познавательных целях, но и потому, что от любого направления по­степенно можно прийти к музыке классической, высокохудожествен­ной. Многие классические произведения сегодня обработаны в стиле рока, джаза и др., и не исключено, что ребёнок, прослушав эти ме­лодии в том стиле, который ему больше нравится, потом легче будет их воспринимать в оригинальной аранжировке.

Развитие хорошего музыкального вкуса — это, пожалуй, основ­ная составляющая музыкального воспитания. Поэтому к этому делу имеет смысл подойти с особой серьёзностью. От хоро­шего музыкального вкуса наших детей зависит культура будущих поколений.








Список используемой литературы:



  1. Смирнова Т.И. Воспитание искусством или искусство воспитания. г.Москва,2001.

  2. Масару Ибука. После трех уже поздно: Пер. с англ. - М.: РУССЛИТ, 1991.

3. Мадорский Л.Р., Зак А.З. Музыкальное воспитание ребёнка. г. Москва, 2011г.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
«Как развить музыкально-эстетический вкус детей дошкольного возраста»

Автор: Долинина Елена Дмитриевна

Дата: 18.12.2020

Номер свидетельства: 567593


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства