«Как развить музыкально-эстетический вкус детей дошкольного возраста»
«Как развить музыкально-эстетический вкус детей дошкольного возраста»
Речь пойдёт о формировании вкуса, который сегодня считает хорошим явное меньшинство. Не только у нас в России, но и во всём мире. Сравните количество посетителей небольших концертных залов, где исполняется классическая или народная музыка, и переполненные стадионы или площади, где звучит развлекательно-танцевальная музыка самых разных видов. Величины несопоставимые.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Как развить музыкально-эстетический вкус детей дошкольного возраста»»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования «Детская школа искусств» г. Бакала
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
по теме:«Как развить музыкально-эстетический вкусдетей дошкольного возраста»
в рамках общешкольного методического семинара
«Музыкально - эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»
Преподаватель специального фортепиано
высшей категории:
Долинина Елена Дмитриевна
г. Бакал
2020 г.
Как развить музыкально – эстетический вкус дошкольника…
Мало встречается людей, которые бы не любили музыку. Их практически нет. Всё зависит от того, что под словами «люблю музыку» иметь в виду. Весь вопрос - какую. Другими словами, вопрос музыкального вкуса или музыкальных предпочтений. На эту тему написана масса книг и статей, но проблема как была, так и остаётся малоизученной. Сформировать хороший музыкальный вкус у ребёнка трудно. Трудно, но важно.
Речь пойдёт о формировании вкуса, который сегодня считает хорошим явное меньшинство. Не только у нас в России, но и во всём мире. Сравните количество посетителей небольших концертных залов, где исполняется классическая или народная музыка, и переполненные стадионы или площади, где звучит развлекательно-танцевальная музыка самых разных видов. Величины несопоставимые.
Многие видные российские, да и не только российские психологи, поднимая тему развития музыкального вкуса у ребёнка, отмечали три основных момента, три кита, на которых держится этот процесс: восприятие, размышление и оценка. Как писал известный психолог Б. Теплов, «чтобы оценить музыку, ребёнок должен её эмоционально пережить и поразмыслить над ней».
1.Восприятие музыки - эмоциональное восприятие. Так как музыка воспринимается ребёнком эмоционально. Это первый и самый важный этап. Эмоциональное восприятие музыки, сложный психический процесс, к которому надо подходить, соблюдая некоторую осторожность, не перегружая излишне яркими впечатлениями психику ребёнка. Вы видели лица детей, когда они смотрят спектакль? В том числе и даже в особенности музыкальный спектакль. Театральное действие, усиленное музыкальным сопровождением, вызывает у юных зрителей гамму эмоций. От страха, до радости и ликования. Весь спектр. Ни одного равнодушного.
Эмоциональное восприятие — необходимая составляющая слушания музыки и развития музыкального вкуса. Без развитого восприятия музыка превращается в шумовой фон. Набор звуков. Бессмысленный и бесполезный. Как же можно помочь ребёнку воспринимать музыку?
Слушаем звуки природы. Один из способов почувствовать красоту звуков. Самых разных. Шум реки, моря, леса, ветра и особенно, конечно, пение птиц. Мы развиваем эстетический вкус детей, показывая им, как красивы лес, радуга, цветущий луг, ночное небо и т. п. Пение птиц, естественно, вписывается в этот ряд. Дети такое пение обычно не слышат. Чтобы услышали, надо привлечь их внимание: «Давай посидим тихо и послушаем. Это очень красиво». Само понятие сидеть тихо и слушать тоже для многих детей нечто новое и непривычное. Иногда это первый шаг к слушанию музыки.
Музыка в мультфильмах. Чтобы музыка воспринималась, стала чем-то ярким и близким, надо попытаться перенести её в среду, которая наиболее понятна и привычна для ребёнка. Такая среда — мультфильмы. Согласитесь, что мультфильмы дети любят больше всего. Эффект исключительный. Долгое время работавший преподаватель музыки в Германии, был буквально потрясён, что его ученики знают огромное количество известных классических мелодий и с удовольствием напевают их. Как самые любимые. Мелодии Моцарта, Бетховена, Штрауса, Грига, многих других композиторов. Секрет прост. Все эти мелодии они услышали в мультфильмах серии «Маленькие Эйнштейны» (смотреть видео), которые часто показывают по немецкому телевидению. Каждый из этих чрезвычайно популярных среди детей мультфильмов построен на обыгрывании какой-то одной мелодии из классики. Эта мелодия естественно встраивается в сюжет, исполняется на разных инструментах, звучит снова и снова. В результате она становится близкой и понятной ребёнку. Легко узнаётся, когда он слышит эту мелодию в том или ином музыкальном произведении вне мультика. В исполнении оркестра или солиста. Поэтому ребёнок, воспитанный на таких мультиках, чувствует себя более уютно в концертном зале: он слышит музыку, которая ему знакома с раннего детства.
Таким образом, подбор мультиков, в которых звучат и умело обыгрываются классические мелодии, становится одним из наиболее эффективных путей восприятия музыки и развития хорошего эстетического вкуса.
2.Размышления о музыке. Дети не способны долго концентрироваться на чём-то одном. Тем более если речь идёт о слушании музыки, где в отличие от мультика, сказки или спектакля нет ясного сюжета и увлекательного действия. Поэтому слушать музыку лучше с ребёнком небольшими фрагментами. А потом эту музыку обсуждать. Такие обсуждения можно строить в виде игры.
Слушаем, рассказываем, рисуем - игра.
Участники: Сергей, 5 лет. Маша, 6 лет. Сергей живчик, непоседа. Любит петь. Маша спокойная, несколько флегматичная. Поёт неохотно.
Игра заключается в том, что ребёнок должен выбрать предлагаемый взрослыми вариант — о чём говорится в той или иной музыке. А потом правильно ответить на вопросы. Можете предложить для выбора два-три или более вариантов. Музыка для слушания должна быть «живописной», ясной, выразительной. Например такой, как увертюра М. Мусоргского к опере «Хованщина» (слушаем аудиозапись).
Я начинаю с вопроса: - Кто-нибудь из вас видел восход или закат солнца?
Серёжа: Я видел закат.
Маша: Я тоже видела.
-Это красиво?
Маша: Да.Сначала солнце стало красное и большое.
Серёжа: Солнце было близко. А потом уходило вниз. Всё ниже и ниже. За землю. Пока совсем не ушло.
Маша: Всё кругом стало тоже красное.
Преподаватель: -Жалко, что вы не видели восход солнца. Это тоже очень красиво. Проснитесь как-нибудь пораньше. Особенно если вы будете жить летом в деревне. И вы тоже увидите. Сначала ещё солнца не видно, но всё вокруг понемножку светлеет. Просыпаются и начинают петь птицы. Всё громче и громче. Если небо облачное, то облака окрашены в разные цвета. Постепенно, медленно всё солнце выходит из-за земли. Начинается новый день. (Попытайтесь дать свою картинку восхода солнца.) Сейчас начинается игра. Я включу музыку. Она продлится 5 минут. Это очень красивая музыка. Вы должны определить, что она изображает — закат солнца или восход. А потом рассказать, почему вы так решили.
Звучит музыка Мусоргского. Ребята 2-3 минуты слушают внимательно. Серёжа что-то шепчет Маше на ухо. Тянет руку: мол, я знаю. Потом дети начинают отвлекаться. Особенно Серёжа. Когда музыка окончилась, Серёжа и Маша заявили в один голос: «Это восход»
-Молодцы. Правильно. Кто сумеет рассказать, почему он решил, что музыка отражает восход, а не закат.
Серёжа: Потому что музыка становится всё громче и громче. А когда закат, она должна быть тише и тише.
-А ты, Маша, как считаешь?
Маша: Потому что слышно, как начинают петь птицы.
Серёжа: Я услышал, как сначала было холодно, а потом стало теплей.
-Очень хорошо. Вы очень правильно услышали музыку. Она так и называется «Рассвет над Москвой-рекой». Это увертюра к опере русского композитора Модеста Мусоргского «Хованщина».
Серёжа и Маша рисуют примерно одинаковый сюжет: река, деревья, на деревьях птицы, из-за реки восходит большое, жёлто-оранжевое солнце.
Через несколько дней Маша и Серёжа попросили ещё раз послушать, как выразился Серёжа, «музыку про солнце». На этот раз они слушали более внимательно и комментировали более подробно, говорил, в основном, Серёжа: «Вот, видишь, солнце поднимается. Птички начинают петь. А это уже солнце стоит высоко и стало совсем тепло». Маша согласно кивала.
Выбираем эмоции - игра.
Интересный вариант игры связан с выбором настроения, соответствующего той или иной музыке.
Ребёнок слушает музыкальный отрывок и должен выбрать из трёх-четырёх названий: грустная, весёлая, спокойная, взволнованная и т. п. Иногда среди вариантов правильного ответа может быть не одно, а два и даже три названия. Например: спокойная, грустная. Или взволнованная, радостная.
Придумываем название - игра.
Дети придумывают к прослушиваемому отрывку три-четыре названия, которые соответствовали бы характеру музыки. Например, Маша и Серёжа придумали на весёлую мелодию «Полька» Глинки такие названия: «Весёлый день», «Начинаются каникулы», «Папа приехал» (придумала Маша, у которой папа часто уезжает в командировки), «День рождения» и др.
Все эти игры не только развивают фантазию, но и приучают к мысли, что музыка способна многое выразить, формируют восприятие, учат говорить, размышлять о музыке.
3.Оценка музыки. Это один из самых сложных, можно сказать, конечных результатов формирования музыкального вкуса. Ребёнок с развитым музыкальным вкусом не только отвечает на вопрос «Нравится ли эта музыка?», но и объясняет почему. Задаем три вопроса ученикам (пять-семь лет) музыкальной школы после прослушивания (аудиозапись) отрывка из первой части, звучит главная тема фортепианного концерта П. И. Чайковского.
— Понравилась ли музыка?
— Почему?
— О чём эта музыка?
Всем детям музыка понравилась. Вот несколько наиболее интересных ответов:
Андрей, 6 лет: «Музыка очень светлая. Хочется петь и кричать»
Света, 7 лет: «Я, когда слушала — улыбалась. Потому что было хорошо».
Гриша, 7 лет: «Я видел луг в деревне. Много солнца и цветов».
Таня, 5 лет: «Это похоже на радугу».
Дети оценивают музыку, используя собственный жизненный опыт и доступный им словарный запас. Последнее обстоятельство существенно ограничивает их возможности рассказать о музыке и потому родители могут, рассказывая о своих впечатлениях от музыки, этот запас расширить.
Воспитывая музыкальный вкус ребёнка, вы не начинаете с чистого листа. Ни в коем случае. У малыша уже есть свои музыкальные предпочтения. Подчас, труднообъяснимые. Есть примеры, когда ребёнок до года одну музыку любит, а к другой равнодушен. Чтобы узнать эти предпочтения, дайте ребёнку послушать разную музыку. Не только классику. Пусть это будет и песня, и рок-н-ролл, и даже техномузыка. Это важно не только в познавательных целях, но и потому, что от любого направления постепенно можно прийти к музыке классической, высокохудожественной. Многие классические произведения сегодня обработаны в стиле рока, джаза и др., и не исключено, что ребёнок, прослушав эти мелодии в том стиле, который ему больше нравится, потом легче будет их воспринимать в оригинальной аранжировке.
Развитие хорошего музыкального вкуса — это, пожалуй, основная составляющая музыкального воспитания. Поэтому к этому делу имеет смысл подойти с особой серьёзностью. От хорошего музыкального вкуса наших детей зависит культура будущих поколений.
Список используемой литературы:
Смирнова Т.И. Воспитание искусством или искусство воспитания. г.Москва,2001.
Масару Ибука. После трех уже поздно: Пер. с англ. - М.: РУССЛИТ, 1991.
3. Мадорский Л.Р., Зак А.З. Музыкальное воспитание ребёнка. г. Москва, 2011г.