Программные задачи: Учить детей составлять логичные, без повторов, описания неодушевленных предметов по наблюдению. Активизировать в речи детей прилагательные. Обогатить знания детей о растительном мире. Развивать творческий интерес, любознательность, стремление узнать больше.
«Дождик, дождик, пуще…»; «Сей, сей, горох…»; Беседа: «Какие еще бывают бобовые культуры»; «Как мы трудились на огороде»; Д. И. «Отгадай, что за растение», «Я загадаю, а ты найди».
Оборудование: Блюдца с пророщенными семенами гороха; семена гороха и фасоли; ящики с землей; лейка с водой; коробка; схема с изображением роста гороха; схема посадки гороха; лук.
Ход занятия:
Беседа по картинам "Весна. Труд людей".
- Дети, посмотрите внимательно на картины скажите, что вы видите, в какое время года происходят действия? (Весна).
- А что происходит весной с природой? Какие признаки вы видите на картинах? (Снег тает, прилетели перелетные птицы, на деревьях набухли почки, появились первые листья и т.д.).
- Чем занимаются люди весной в парке? (Убирают опавшую листву, сажают саженцы, цветы...)
- Как работают люди в полях? Расскажите по картине. (Пашут землю, сеют зерно и т.д.)
Вывод: - Правильно, сейчас весна. Люди начали весенние работы. В парке убирают прошлогоднюю листву, сажают новые кусты и деревья, цветы. Трудятся колхозники в полях: пашут землю, семена ржи, пшеницы, сажают картофель. И в огороде люди трудятся, копают землю, сажают семена и рассаду. Как можно назвать людей, которые работают в огороде? Как называется профессия? (Огородники.)
- Сегодня, дети, вы будите огородниками. А что вы будите сажать, узнаете, поиграв в игру "Чудесный мешочек".
"Чудесный мешочек"
1-2 ребенка по очереди достают семена.
- Что это за семена? Какого растения? Внимательно рассмотрите, какого цвета семена? Какой формы? Какого размера? Какие семена на ощупь? (Ответы детей.)
Вывод:
- Это семена гороха - он желтого цвета, круглой формы, маленький, твердый и шероховатый на ощупь. Это фасоль - она красного цвета, овальной формы, твердая и гладкая.
Игра "Что сначала, что потом?"
- Дети, мы будем сажать горох. Хотите посмотреть, каким горох вырастает на грядках? подойдите к столу. (На столе карточки перевернуты.)
- Весенний ветерок перевернул все карточки, давайте разложим их по порядку, что сначала, что потом? (Дети выполняют задание).
- Какая карточка первая, что делают вначале с горохом? (Горох сажают в землю.)
- Какая вторая? Что на ней нарисовано? (Появились ростки и листья.)
- Какая третья? Какой здесь горох? ( Выросли большие листья, бутоны.)
-Последняя четвертая, каким вырастает горох, что у него есть? (Он зацвел, появились стручки, в которых лежат горошинки.)
Игра "Вершки-корешки"
- Дети, вы так хорошо работали по карточкам, что мне захотелось что-нибудь посадить. А вот лук так и просится. У него перья выросли и корни сильные. Вот у меня земля, прорыхлим ее и посадим лук. (Сажаю лук неправильно - перьями вниз.)
- Дети, правильно ли я посадила лук? (Нет.)
- А как надо?
- Иди, посади правильно.
- Что нужно сделать после посадки? (Полить.)
- Вот теперь все верно сделали, пусть лук растет. Вы были внимательны я вижу, что вы справитесь с посадкой гороха.
Посадка семян гороха.
- Работа по схеме -
- Это схема посадки гороха. Вначале замачивают горох, вы это знаете. Мы наблюдали как он набухал, появились отростки, значит пора сажать горох в землю. Вначале прорыхлим землю, затем сделаем углубление в земле палочкой, кладем в него горошину. Немного отступив, делаем еще одно углубление, сажаем горошину. В конце поливаем водой. Огородники, вам все понятно? Есть ли вопросы по посадке? (Дети сажают горох.)
- Ребята, что бы получить хороший урожай, необходимы условия для роста растений. Кто знает, какие это условия?
- Правильно, это земля, вода, свет, тепло.
- Чтобы в этом убедиться, мы поместим горох в разные условия и будем наблюдать за его ростом, а наблюдения вносить в календарь, вот он.
- Итак, этот ящик с горохом поставим на свет в тепле и будим поливать.
- Этот горох поместим в холод, за окно.
- А этот поставим в коробку, там нет света.
Итог.
- Итак, огородники, вы хорошо потрудились, старались. Сегодня, мы закрепили, чем отличается горох от фасоли, научились сажать горох. Поместили его в разные условия для роста, будим наблюдать за ним, выводы записывать в календарь. Осталось убрать рабочие места.