Просмотр содержимого документа
«Как знакомить детей с родным городом»
« Как знакомить детей
с родным городом».
Консультация для родителей.
Воспитатель: Домбровская Р.Б.
Чувство Родины у ребенка связывается с местом, где он родился и живет.
Задача родителей:
1)Углубить это чувство, помочь растущему человеку открыть Родину в том, что ему близко и дорого – познакомить с ближайшим окружением. Это улица и сквер, где ребенок бывает постоянно, двор, где играет с ребятишками, детский сад, который для него является вторым домом…
2) Расширить круг представлений о родном городе, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав все то, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронить в детское сердце искорку любви к Родине.
Дошкольное детство – пора открытий. Задача взрослых – помочь ребенку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию нравственных чувств. Пусть ребенок с вашей помощью открывает красоту родного города, удивляется новому, которое, казалось бы, давно ему известно.
Взрослые, гуляя с ребенком, каждый раз находят объект для наблюдения. Вот в конце улицы появился забор, а за ним застрекотал бульдозер. Почему? Ребенок с помощью мамы делает предположение: наверно, здесь начинается стройка. Что это будет? Узнаем, когда придем сюда еще и еще.
Вот ребенок видит свою улицу утром, когда идет в детский сад. Это улица деловая, размеренно спешащая, с группками людей на автобусных остановках. Одна сторона улицы озарена солнцем, другая в тени. Вечерняя улица совсем иная: дома кажутся выше, небо на фоне ярких фонарей – бездонно темным, витрины магазинов – особенно нарядными.
Ребенок видит зимнюю улицу, когда выпал первый снег; и весеннюю с искрящейся капелью; с лужицами – зеркалами, отражающими солнечных зайчиков; летнюю улицу, озаренную светом, и осеннюю – с серыми дождями. А сколько радости возникает у дошкольника при виде праздничной улицы, украшенной флагами, транспарантами, гирляндами цветов и огней! Все эти впечатления, помогающие ему знакомиться с улицей в разных ее ракурсах, открывая новое в привычном, обыденном.
Внимание ребенка постарше полезно привлечь к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах – школа, библиотека, почта, завод, магазины и т. д. Рассказать об их названии, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников расширяется – это ближайшие улицы, район в целом и его достопримечательности.
Ребенку полезно объяснить, в честь кого названы улицы, почему город, в котором он живет, носит такое название. При ознакомлении ребенка с родным городом необходимо опираться на имеющийся у него опыт, а также учитывать психологические особенности дошкольников. Нельзя не принимать во внимание эмоциональность восприятия ими окружающего, впечатлительность. Вот почему знакомство с родным городом должно осуществляться на самом главном, ярком, запоминающемся.
И в этом родителям принадлежит особая роль, ведь они имеют больше возможности, чем детский сад, могут поехать с ребенком на экскурсию в любую даже отдаленную часть города.
1. Сопровождайте рассказ о городе наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками и др.
2. Обращайтесь к детям с вопросом в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому (можно спросить: «Как вы думаете, почему именно на этом месте люди решили построить город? Откуда такое название? Что оно может обозначать?
3. Не называйте дат: они затрудняют восприятие материала. Используйте такие выражения: «Это было очень давно, когда ваши бабушки и дедушки были такими же маленькими, как вы»; или «Это было очень – очень – очень давно, когда ваших мам, бабушек и дедушек ещё не было на свете»
4.Используйте доступную детям лексику, значение незнакомых слов объясняйте; не употребляйте специальной терминологии, не перегружайте рассказ сложными грамматическими конструкциями.
Воспитывать любовь к родному городу – значит связывать весь воспитательный процесс с окружающей общественной жизнью и ближайшими и доступными объектами.
5.Так, например, старшему дошкольнику можно рассказать, что жители нашего города постоянно следят за порядком на улицах, высаживают цветы и деревья для озеленения, чтобы наш город был красивым Значит, и он, маленький белореченец, должен быть причастным к делам взрослых - бережно относиться ко всему тому, что его окружает (не топтать газоны, не сорить на улице, беречь зеленые насаждения). С этого начинается формирования у ребенка чувства гордости за родной город.
6.Знакомя детей с родным городом, нельзя умолчать о памяти старшего поколения - подвига белореченцев в дни Великой Отечественной войны. В боях воины-защитники проявили храбрость и героизм. Многие из них погибли. В их честь возведены памятники, названы их именами улицы нашего города, в нашем городе есть парк Победы, в котором находится мемориальный комплекс «Слава», где каждый год в день победы собираются ветераны и все люди, которым дорога память о подвигах наших героев В.О. войны. Этим народ увековечил славу известных и неизвестных героев, отдавших свою жизнь за Родину, за нас с вами.
7. Для знакомства с городом широко используются экскурсии. Их воспитательная значимость во многом зависит от того, как они организованы. К предстоящей экскурсии следует и ребенка подготовить, и подготовиться самим взрослым: заранее продумать, что и как рассказать о том или ином объекте. Важно заранее создать у ребенка соответствующий настрой.
8.Помимо экскурсий и целевых прогулок для ознакомления детей с родным городом, в вашем распоряжении имеется немало средств и методов:
- наблюдения, изменения в облике города, улиц;
- рассказ, объяснение взрослого в сочетании с показом и непосредственными наблюдениями ребенка;
- чтение детской и художественной литературы о родном городе и событиях, связанных с ним, а также рассматривание картин, иллюстраций, просмотр слайдов, просмотр видеоматериалов.
- Наборы открыток, наборы с видами городов помогут дошкольникам познакомиться не только со своим городом, но и с другими.
- Разучивание стихотворений и песен, слушание музыкальных произведений о родном городе создадут у ребенка эмоциональное настроение.
9.Привлечение ребенка к посильному общественно-полезному труду в ближайшем для него окружении в благоустройстве двора, улицы, территории детского сада. Ребенок более бережно относится к тому, что сделано его руками.
В.А.Сухомлинский говорил: «Красота родного края – это источник любви к Родине….. Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина»
Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста.
Игра «Кто подберёт больше слов»
Цель: Формировать быструю реакцию на слово, развивать умение подбирать подходящие по смыслу слова к памятным местам г. Белореченска.
Развивать связную речь детей, умение правильно строить предложения, высказывать свои мысли, уметь рассуждать. Воспитывать гордость за свою малую родину.
Ход игры: Взрослый называет существительное – дети подбирают подходящие по смыслу определения-прилагательные. Например, Белореченск (красивый, большой, любимый и т. д.); мемориал какой? река какая? Городской парк какой, Парк Победы?
Рассказать, как называются памятные места, что в них интересного, запоминающего и т д.
Игровое упражнение «Продолжи»
Цель: Формировать умение быстро схватывать смысл услышанного, запоминать составлять высказывание; закреплять знания о достопримечательностях г. Белореченска. Развивать связную речь детей, умение правильно строить предложения, высказывать свои мысли, уметь рассуждать. Воспитывать любовь к своему городу, гордость за своих соотечественников.
Примерные фразы для продолжения:
- Наш город называется….
- Жителей нашего города называют…
- В музее много…
- В нашем городе есть…
- Я люблю свой город за то, что он…
Весь комплекс воздействия должен быть направлен на то, чтобы вызвать у дошкольника чувство восхищения родным городом, воспитать у него любовь и привязанность к тем местам, где родился и живет.
И еще хотелось бы напомнить о значимости личного примера родителей в воспитании патриотизма и любви к своему городу.