Просмотр содержимого документа
«Картотека дидактических игр по морально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста»
Картотека морально-этических игр для детей разного дошкольного возраста.
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Ритуал приветствия «Солнышко».
Дидактические задачи: создание положительного настроя в группе; умение использовать в общении друг с другом ласковые слова. Материал: игрушка солнышко. Ход:Дети встают в круг, взявшись за руки. Использование круга, как известно, является гарантией защищенности того, кто находится в нем. Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, наше Солнышко заждалось нас и очень хочется поздороваться, согреть вас своим теплом. Давайте с ним поздороваемся. У кого в руках солнышко, тот назовёт своё имя ласково. «Ходит солнышко по кругу, дарит деточкам свой свет. А со светом к нам приходит дружба – солнечный привет». Также можно использовать другие эмоциональные настрои, которые могут проводиться как утром, так и днем.
«Паучки и комары».
Дидактические задачи: создание эмоционально — положительного фона в группе. Ход:Все дети - комарики, они под спокойную музыку двигаются по комнате. Два ребёнка, взявшись за руки, изображают паучков. Задача паучков -как можно больше запятнать комариков. Те дети, до которых дотронулся паучок садятся на стулья. Когда все комарики пойманы, то выбирается следующая пара и игра возобновляется.
«Гусеница».
Дидактическая задача: научить согласовывать свои действия со всеми детьми. Ход: Дети становятся цепочкой и кладут руки на плечи друг другу. Таким образом, они начинают двигаться по комнате, преодолевая различные препятствия. Найди свой дом. Дети сидят на стульчиках. У них в руках разные игрушки. На словах ведущего «Пойдём гулять» все оставляют игрушки «дома» (на стульчиках) и идут за воспитателем. В течение какого-то времени все участники бегают, прыгают, ходят по комнате, а воспитатель незаметно меняет местами игрушки. Затем он говорит: «Дождь пошёл» и все убегают к себе в «домики». Но так как на их стульчиках теперь сидят не их игрушки , им надо найти свою и «переехать « к ней на стульчик.
«Прогулка в лес».
Дидактическая задача: научить договариваться, подчинять свои желания чужим интересам. Ход: Дети делятся на пары. Ведущий говорит « Мы отправляемся сегодня в путешествие» Дети в паре решаю, куда и по сигналу ведущего (хлопок) вместе озвучивают своё решение. Варианты продолжения игры «Мы возьмём с собой в путешествие...», « По дороге мы встретили...». Когда дети хорошо освоят умение работать в парах, можно разбивать их на более многочисленные группы.
«Ласковые имена».
Дидактическая задача: установление положительного контакта между детьми. Ход: взрослый предлагает детям «Назови своего соседа ласковым именем так, чтобы ему было приятно" В игре можно использовать какой-нибудь предмет (игрушку, цветок), передавая его соседу, ребёнок называет его ласковым именем.
«Моя семья»
Дидактические задачи: воспитывать уважительное отношение к членам семьи, любовь к близким. Ход: Какое бывает выражение лица у мамы и папы, когда они сердятся? Что вы делаете, когда вас ругают? Как улыбаются папа и мама, когда вас обнимают? « Котик» Лучик котика коснулся, Котик сладко потянулся. (Изобразите ласкового котёнка, который просит молочка). « Проснись» Воспитатель. Давай поиграем. Я – как будто дочка (сынок) – и сплю. А ты – моя мама (папа) – меня будишь. Только постарайся будить ласковыми словами, нежным голосом и мягкими прикосновениями, чтобы меня со сна не испугать (Ситуация разыгрывается по ролям. Ребёнок будит спящую игрушку нежными, мягкими прикосновениями руки и тихо, ласково приговаривает: «Проснись, моё солнышко!» и т.д. .
«Домик старых игрушек».
Дидактические задачи: упражнять в навыках гуманных отношений, развивать эмпатию, вызвать эмоциональный отклик( использование доброго отношения к игрушкам и вещам в своем окружении). Материал: старые игрушки, игровой дом. Ход:Воспитатель рассказывает, что в домике живут игрушки. Хозяева их бросили и они никому не нужны. Педагог рассматривает с детьми игрушки, настраивает их на эмоциональное сочувствие и сопереживание. Каждый подходит к игрушке говорит ласковые слова, успокаивает ее и т.д. А затем педагог может предложить детям отремонтировать, почистить игрушки, взять их в группу, выбрать и оборудовать место, где они будут жить. А затем провести игровые действия со старыми игрушками.
СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
«Водичка, умой мое личико!»
Дидактические задачи: помочь Буратино выполнять правила поведения, формировать доброжелательное отношение друг к другу; приучать к вежливости.
Ход :Воспитатель показывает ребятам картинку, на которой изображено, как дети умываются: с удовольствием намыливают и ополаскивают руки, лицо, при этом не мешают друг другу. Потом показывает другую картинку: дети толкаются возле умывальника, брызгают друг на друга водой, пол мокрый, дети ссорятся, их волосы взлохмачены. Воспитатель просит детей сравнить картинки и сказать, какая картинка им нравится больше. Дети отмечают, что первая картинка им нравится больше, а вторая им не нравится, и объясняют почему.
Неожиданно в группу приходит Буратино, у которого порваны штаны, испачкан длинный нос, сбит набок колпачок — таким он пришел с улицы. Воспитатель спрашивает: «Буратино хочет кушать, можно ли ему идти за стол?» Дети объясняют, что сначала надо умыться.
Начинается игра «Умоем Буратино».
«Поделись с дружком».
Дидактические задачи: учить делиться с детьми игрушками, угощением, не быть жадными.
Материал: игрушки, конфеты, яблоко, стульчик.
Ход: Воспитатель предлагает детям рассказать: умеют они уступить или поделиться. Для подсказки на столе лежат игрушки, конфеты, яблоко, а рядом со столом стоит стульчик. Дети рассказывают: «Я умею уступить игрушку, я умею делиться конфеткой» и т.п. Можно показать эти действия друг с другом.
«Утешим медвежонка»
Дидактические задачи: помочь медвежонку и утешить его Поощрять попытки детей пожалеть кого-либо и помочь.
Ход: В гости к детям приходит медвежонок. Он очень расстроен, плачет. Медвежонок разбил любимое папино блюдце и теперь боится идти домой. Скоро вечер, мама и папа будут беспокоиться. Что делать? Воспитатель побуждает детей помочь медвежонку и успокоить его. Дети подходят и говорят ему утешительные слова: не плачь, не беспокойся, мы поможем, не бойся, не грусти. Медвежонок от этих слов плачет еще больше. Воспитатель говорит, что все дело в разбитом блюдце, из которого папа всегда пьет чай.
Дети решают помочь медвежонку склеить старое блюдце и сделать новое. Дети получают заготовки — «разбитое блюдце» (нарисованное блюдце с отломанным кусочком) и «склеивают» их (зарисовывают узором). Затем рисуют рядом новое блюдце и дарят медвежонку.
Медвежонок благодарит ребят. Дети играют с медвежонком в игру.
«Проводим уборку»
Дидактические задачи: Воспитывать аккуратное, бережное отношение к предметам и игрушкам, желание трудиться.
Ход:Воспитатель просит детей помочь Незнайке, он не умеет убирать комнату. Дети рассказывают, как они сами заботятся обо всем, что есть в групповой комнате: протирают полки в шкафах, убирают на место игрушки, выбрасывают мусор в корзину. Незнайка хочет все это запомнить, и воспитатель предлагает поиграть.
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
«Что такое хорошо и что такое плохо».
Дидактические задачи: учить различать хорошие и плохие поступки, отмечая их разноцветными кружками (красный- плохой поступок, синий-хороший) , вызвать желание совершать только хорошие, благородные поступки. Ход: Дети получают сюжетные картинки, кружки. Напротив каждой картинки ребенок должен поставить соответствующий кружок и объяснить
«Убери на место».
Дидактические задачи: учить детей принципу: «каждой вещи- свое место», прививать умение класть вещи, предметы на нужное место.
Ход:На карточках изображены предметы, которые надо «убрать на место», то есть подобрать к ним другие карточки, на которых изображено то место, куда надо этот предмет убрать: игрушки — на полки; книжки — в шкаф; карандаши — в коробки.
Дети рассматривают карточки, объясняют, что на них нарисовано, потом подбирают подходящий предмет.
« Скажи наоборот».
Дидактические задачи: обобщить и закрепить знания о базовых моральных качествах, умение объяснить свой выбор. Ход:Дети делятся на две команды (способы форм деления выбирает педагог). Каждая команда по очереди называет одну моральную черту характера, а другая противоположную. Затем дети объясняют свой выбор. Примеры: добрый - злой, заботливый - эгоистичный, честный -лживый, сочувствующий- безразличный ит.д.
« Отгадай пару».
Дидактические задачи: учить называть пару противоположных моральных черт характера из героев сказок, мультфильмов, стихотворений, характерных для них, закрепить моральные качества, прочитанные произведения. Ход игры:Воспитатель называет пару моральных черт. Примеры моральных черт: щедрый -жадный(« Щедрый ежик»- «Два жадных медвежонка»), дружеский- драчливый («Дудочка»-«Драчливые петушки»), и т.д._