Просмотр содержимого документа
«Картотека дидактических игр по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых»
Картотека
дидактических игр
по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых
Средняя группа:
«Оденем куклу на работу»
Цель: учить детей соотносить рабочую одежду с профессией человека, называть соответствующие профессии.
Игровые действия: поиск нужных предметов одежды в соответствии с названной профессией.
Оборудование игры: на столе у педагога разложены плоскостные изображения рабочей одежды для кукол, на подставках — плоскостные изображения кукол: мальчики и девочки, по 1-2 картинки с изображением различных инструментов (для разных профессий).
Ход игры: педагог рассказывает детям о том, что куклы собираются на работу, каждый должен одеться в рабочий костюм. Дети могут догадаться, кем работает каждый, по картинке, которая лежит рядом с куклой. На этой картинке нарисован предмет, который необходим для работы. Дети по очереди подходят, рассматривают картинку, подбирают одежду и называют соответствующую профессию.
Затем взрослый просит детей закрыть глаза, путает предметы одежды, перекладывает картинки и т. п. Дети исправляют ошибки. Игра повторяется несколько раз.
Игра может проводиться с куклами, для которых специально сшиты разные рабочие костюмы.
«Назови профессию»
Дидактическая задача: Уточнить знания детей о рабочей одежде, учить по спецодежде различать людей разных профессий. Развивать мышление, память. Воспитывать интерес и уважение к людям разных профессий.
Игровое правило: по рабочей одежде определять профессию, находить нужную картинку и показывать ее детям.
Игровое действие: поиск карточки.
Словарь: форма, каска, фуражка, плащ, халат, фартук, комбинезон и т. д.
Ход игры: Воспитатель напоминает детям, что люди разных профессий носят разную одежду на работе. Дает задание по одежде найти врача. Дети находят нужную карточку и описывают форму одежды врача и т. д. игра продолжается.
Итог игры: за правильный ответ ребенок поощряется воспитателем.
Старшая группа:
«Кому это нужно?»
Цель: Закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью. Например: это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот и т.д.
При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель подбирает разные картинки с изображением предметов. Например: клещи, молоток, пылесос, кофемолка, штурвал, компьютер, микрофон, кульман, сантиметр, микроскоп, телескоп, отбойный молоток и пр. Дети называют профессию человека, который использует изображенный предмет в своем труде.
«Я повар!»
Дидактическая задача: Продолжать закреплять знания детей о профессии повара. Учить подбирать продукты в соответствии с приготовляемым блюдом. Закрепить название посуды и ее предназначение. Развивать внимание, память. Прививать уважение к людям данной профессии.
Игровое правило: не выкрикивать, не мешать играющим, дать возможность подумать.
Игровое действие: поиск карточки.
Ход игры: Воспитатель располагает перед детьми карточки с изображением предметов, имеющих отношение к профессии повара и не имеющих к ней отношение, и предлагает детям условия игры. Каждый повар должен отобрать нужные карточки и сварить «обед». Кто раньше справится с заданием, рассказывают, что они варили, какую посуду использовали, в какой последовательности клали продукты. Один варит компот, другой – суп.
Итог игры: Кто быстрее справится с заданием, тот победил.
Подготовительная группа:
«Угадайте, что я делаю?»
Цель: Расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.
Ход игры: Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребенок. Все идут по кругу и произносят: Что ты делаешь — не знаем, поглядим и угадаем.
Ребенок имитирует трудовые действия не только движениями, но и (по возможности) передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, несет ведро с водой, протирает зеркало, рубит дрова, трет на терке, проворачивает что-то в мясорубке и т.д.
Дети угадывают действия.
«Что предмет расскажет о себе?»
Цель: на основе знаний о содержании и особенностях работы взрослых, которые производят вещи и предметы повседневного обихода, учить оценивать ее результаты; воспитывать у детей чувство благодарности тем, кто создал такие необходимые вещи.
Правила игры: Ребенок берет соответствующий предмет и от имени предмета пытается интересно рассказать, что это, из чего сделан, кто его сделал, для чего этот предмет предназначен.