Касьянова Н.Ю.
ОТГАДАЙ, ЧТО ЗВУЧИТ Цель: развивать слуховое внимание. Ход. Педагог за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и т. д. Предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. | ГДЕ ПОЗВОНИЛИ? Цель: развивать слуховое внимание. Ход. Ребенок закрывает глаза, а взрослый встает слева, справа, сзади ребенка и звонит в колокольчик. Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и, не открывая глаз, рукой показать направление. |
ВЕТЕРОК Цель: развитие фонематического слуха. Ход. Дети встают в круг. Педагог произносит разные звуки. Если услышите звук, например [у], поднимите руки и медленно покружитесь. Произносит звуки: у, и, а, о, у, и, у, а. Дети, услышав звук [у], делают соответствующие движения. | ТАК ЛИ ЭТО ЗВУЧИТ? Цель: развивать фонематический слух, умение подбирать слова, схожие по звучанию. Ход. Педагог предлагает ребенку разложить картинки в 2 ряда: в каждом ряду должны находиться изображения, названия которых сходно звучат. Когда картинки будут разложены, педагог и ребенок вместе называют слова. Отмечают многообразие слов. |
ЭХО Правило. Педагог громко произносит любой гласный звук, а ребенок повторяет его, но тихо. Ход. Педагог громко говорит: «а-а-а», ребенок-эхо тихо отвечает: «а-а-а» и т. д. Можно использовать сочетание гласных звуков: «а-у, у-а, э-а» и т. д. | ЧТО ДЕЛАЕТ? Цель: Показать детям, что слова бывают разные и звучат они по-разному Ход. Педагог показывает игрушку, картинку (предлагает детям сказать, что делает этот предмет). Педагог обращает внимание детей на то, как много есть разных слов, что звучат они по-разному. |
ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ? Цель: дифференциация зимней и летней одежды; развивать слуховое внимание, речевой слух; увеличение словарного запаса. Ход: Внимательно послушайте стихи об одежде, чтобы потом перечислить все названия, которые встретятся в этих стихах. Назовите сначала летнюю. А затем зимнюю. | МОТОРЧИКИ Цель: развивать фонематический слух, речевое внимание детей. Ход. Педагог называет разные слова. Дети стоят в кругу и передают мяч по кругу на каждое слово. Если дети услышат песенку большого моторчика [р], то перебрасывают мяч педагогу. Потом перебрасывают мяч, когда в слове услышат звук [р']. |
ЗАКОНЧИ ФРАЗУ Цель: развивать слуховое внимание, продолжать знакомить детей с многообразием слов. Ход. Педагог предлагает детям послушать двустишие и закончить фразу. Не послушал зайка папу, отдавили зайке ... (лапу). Дети в скверике сидели и мороженое ... (ели). А возле этой елки бродили злые ... (волки). Часто к озеру напиться ходит рыжая ... (лисица). Стала жаба важно квакать: «Ква-ква-ква, не надо ... (плакать)». Мы не ели, мы не пили, бабу снежную ... (лепили). Я не бегаю к врачу, я сама его ... (лечу). Я сегодня сбилась с ног, у меня пропал ... (щенок). Как у нашей дочки розовые ... (щечки). Лучше мама не пищи, ты мне няньку ... (поищи). | НАЗОВИ ПРЕДМЕТЫ Цель: упражнять детей в четком произношении слов. Ход. Педагог предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находятся в поле их зрения). Следит, чтобы дети правильно и четко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, педагог может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т. д. |
ЗВУКОВЫЕ ЧАСЫ Цель: учить детей определять первый звук в слове. Ход. Педагог, установив стрелку напротив картинки, предлагает интонационно выделить первый звук в этом слове, назвать его. Цель: учить детей различать твердые и мягкие согласные звуки. Ход. Педагог называет твердый согласный звук, а ребенок - мягкий согласный звук. | ВЕСЕЛЫЕ КАРТИНКИ Цель: учить детей дифференцировать в словах звуки [ш] и [ж]. Ход. Дети берут из корзинки предметные картинки, называют слово и определяют, какой в нем слышится звук: [ш] или [ж]. |
А ЧТО У ВАС? Цель: продолжать учить детей измерять длину слова. Ход. Педагог называет слово, показывает картинку или игрушку, дети прохлопывают это слово и в соответствии с этим поднимают полоску длинную или короткую. | КАКОЕ ЭТО БЫВАЕТ? Цель: учить детей выделять признаки предмета. Ход. Педагог (либо ребенок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета. Если дети затрудняются, педагог помогает: «Это кубик. Какой он? » |
КТО ЧТО ДЕЛАЕТ? Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы. Оборудование: картинки - предметы одежды, самолет, кукла, собака, солнце, дождь, снег. Ход. Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей - подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображенным на картинках. Например: Что можно сказать о самолете? (Летит, гудит, поднимается.) Что можно делать с одеждой? (Стирать, гладить, зашивать.) Что можно сказать о дожде? (Идет, капает, льет, моросит, стучит по крыше) и т. д. | КОГДА ЭТО БЫВАЕТ? Цель: ориентироваться в значении глаголов. Оборудование: кукла Буратино. Ход. Буратино путешествует по многим детским садам. Он расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в какой комнате детского сада или на улице он побывал. Зашел в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются. Зевают, отдыхают, спят... Танцуют, поют, кружатся... Был Буратино в детском саду, когда дети: Приходят, здороваются... (Когда это бывает?) Обедают, благодарят... Одеваются, прощаются... Лепят снежную бабу, катаются на санках. |
ПРЯТКИ Цель: формирование морфологической стороны речи. Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа). Оборудование: мелкие игрушки. Ход. Изготовленные заранее игрушки педагог прячет в разных местах групповой комнаты, а затем, собрав вокруг себя детей, сообщает им: «Меня известили, что у нас в группе поселились непрошеные гости. Следопыт, который вел за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. Кто пойдет на поиски? Хорошо. Нашли? Молодцы! А кто-то спрятался в уголке игрушек, за шкафом (ищут). Кто-то под кукольной кроватью; кто-то на столе, что стоит справа от меня и т. д.». Таким образом дети отыскивают всех непрошеных гостей, прячут их в коробочку и договариваются, что снова поиграют с их помощью в прятки | УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ Цель: закрепить знания детей о цветах (лесных ягодах, фруктах и т. д.). Ход. Пять-шесть играющих детей сидят на стульях, расставленных по кругу. Это различные цветы. У них есть названия (можно, чтобы играющие выбрали картинку-цветок; ведущему показывать нельзя). Ведущий-садовник говорит: «Я так давно не видел чудесный белый цветок с желтым глазком, похожим на маленькое солнышко, не видел ромашку». Ромашка встает и делает шаг вперед. Ромашка, поклонившись садовнику, говорит: «Благодарю вас, дорогой садовник. Я счастлива, что вы захотели взглянуть именно на меня». Ромашка садится на другой стул. Игра продолжается до тех пор, пока садовник не перечислит все цветы. Ход этой игры можно легко изменить: «Садовник и фруктовые деревья», «Лесник и лесные ягоды», «Дрессировщики его звери» и т. д. |
ВОТ ТАК ПРОИЗНОСЯТ ЗВУКИ Цель: развивать фонематический слух у детей. Ход. На фланелеграфе висят 2 картинки (большой и маленький комары). Педагог предлагает ребенку взять предметную картинку, выделить звук твердый или мягкий, поставить картинку возле соответствующего комара. | КТО ЭТО, ЧТО ЭТО? Цель: формировать умение у детей правильно ставить вопрос к одушевленным и неодушевленным предметам природы.. Ход: воспитатель показывает предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы, дети – задают вопрос кто? если предмет неживой природы – что? |
У КОГО - КТО? Цель: закрепить знания детьми домашних животных и их детёнышей. Образование множественного числа имён существительных. Ход: Педагог показывает иллюстрации домашних животных, дети называют их детенышей, образовывают множественное число. Сходно ли звучат слова? Цель: развивать фонематический слух, умение подбирать слова, схожие по звучанию. Ход. Педагог предлагает ребенку разложить картинки в 2 ряда: в каждом ряду должны находиться изображения, названия которых сходно звучат. Когда картинки будут разложены, педагог и ребенок вместе называют слова. Отмечают многообразие слов. | ОДИН И МНОГО Цель: Учить детей употреблять в речи существительные единственного и множественного числа, согласовывать числительное с существительным. Материал: карточки, изображающие один и много предметов. Ход: ребёнок сопоставляет карточки, правильно называет один предмет и его множественное число, взрослый контролирует правильное употребление окончаний существительных в единственном и множественном числе. |
ЧЕЙ ДОМИК? Цель: Расширить знания детей о различных видах животных и их жилищах, закреплять умение соотносить изображение живого существа с местом его обитания. Материал: иллюстрации животных, их мест обитания. Ход: Предлагает каждому животному найти свой домик, объяснить свой выбор. | НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ Цель: Формировать умение классифицировать предметы. Материал: карточки по лексическим темам. Ход: Ведущий показывает карточку, ребенок называет одним словом, что (кто) на ней изображено. При возникновении затруднений, можно сначала перечислить изображенные предметы. Например, ведущий спрашивает: «Кто изображен на этой карточке? (синица, снегирь, воробей, голубь, клест) Как можно их назвать одним словом? (птицы)». |
НАЗОВИ СЛОВО С ЗАДАННЫМ ЗВУКОМ Цель: научить детей отбирать слова на заданный звук. Оборудование: предметные картинки на заданный звук, несколько картинок на другие звуки. Задание: выложить домик из предметных картинок: три этажа и крыша, отбирая только картинки на заданный звук. | СКАЖИ НАОБОРОО Цель: формировать умение образовывать и правильно использовать в речи слова-антонимы. Материал:карточки с противоположным значением предметов. Ход: Ведущий называет слово, а игроки должны назвать слова, противоположные по смыслу: большой – маленький, добрый – злой, умный – глупый, твердый – мягкий, черное – белое, зима – лето, день – ночь и т.д. |
ЧЕГО НЕ ЧСТАЛО, КОГО НЕ СТАЛО? Цель: развитие внимания, связной речи, умение описывать предмета. Ход игры: на столе расположены предметы в определенной последовательности. В: посмотрите внимательно на предметы, запомните, как они расположены. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне что изменилось? | НАЗОВИ ЛАСКОВО Цель: учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Материал: предметные картинки. Ход: Педагог показывает картинки и просит изменить слово. Мяч – мячик, кукла - …; мишка - …; матрешка - …; Петрушка - …. |
КТО КАКА ГОЛОС ПОДАЕТ Цель: познакомить детей, какие голоса подают дикие животные. - Скажите, как подают голос звери? - Что делает волк - …(воет). - Что делает лиса - … (тявкает). - Что делает медведь - … (ревет). - Что делает белка - … (цокает). | У КТО У КОГО Цель: употребление родительного падежа существительных единственного и множественного числа. У медведицы - … (медвежонок, медвежата). У лисицы - … (лисенок, лисята). У белки - … (бельчонок, бельчата). У волчицы - … (волчонок, волчата). У ежихи - … (ежонок, ежата). У зайчихи - … (зайчонок, зайчата). |
ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО Цель: развитие мышления, быстроты реакции. Ход: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает: – Ворона каркает, а сорока? Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить: – Сорока стрекочет. Примеры вопросов: – Сова летает, а кролик? – Корова ест сено, а лиса? – Крот роет норки, а сорока? – Петух кукарекает, а курица? – Лягушка квакает, а лошадь? – У коровы телёнок, а у овцы? – У медвежонка мама медведица, а у бельчонка? | ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например: голубой, красный, зелёный, спелый. Кабачок, огурец, тыква, лимон. Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно. |