Просмотр содержимого документа
«Картотека дидактических игр по развитию связной речи у дошкольников с использованием русских народных сказок»
Картотека игр и игровых упражнений на развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста
Игра «Где начало рассказа?»
Цель: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок. Развитие монологической речи.
Описание игры: предлагается составить рассказ, опираясь на картинки.
Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.
Игра «Нарисуй сказку»
Цель: научить составлять схемы к тексту, использовать его при рассказывании.
Описание игры: ребёнку читают текст сказки и предлагают ее записать с помощью рисунков. Таким образом, ребёнок сам изготавливает серию последовательных картинок, по которым потом рассказывает сказку.
Фотоигра «Четвёртый лишний»
Цель игры: развитие словесно-логического мышления, умения классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, пространственно-временные, логические связи;
развитие направленного образного и воссоздающего вербального воображения;
развитие зрительного восприятия;
развитие монологической речи;
уточнять и развивать умение обобщать представления о природных объектах;
Описание игры: Взрослый раскладывает перед ребёнком фотографии или реальные природные объекты.
Предлагает посмотреть на фотографии (объекты), подумать и ответить на вопрос: «Какие предметы ты видишь?» Спрашивает ребёнка, что объединяет предметы, а какой предмет лишний, почему он так думает. Предлагает придумать рассказ или сказку с использованием «лишнего» предмета, которого ребёнок обнаружил при рассматривании спрашивает, какие чувства и эмоции испытывает ребёнок при рассматривании.
«Что я чувствую»
Цель: развивать умение выделять признаки предметов, явлений с разных позиций источников восприятия, развивать монологическую речь.
Оборудование. «Сенсорные карты», на каждой из которых изображён один из органов восприятия (или чувств): рука, нос, глаз, ухо, язык (на каждого ребёнка).
Ход игры. Дети садятся кружком, в центр круга ставят какой-то предмет, это может быть цветок, игрушка, овощ, фрукт и т. д. Игроки должны описать его «от имени» своего органа чувств не путая источник восприятия.
Например, ребёнок с картой «глаз» должен говорить с позиции «я вижу», а ребёнок с картой «ухо» - «я слышу»; если у игрока «нос», то его позиция - «я ощущаю запах», а если «язык» - «я ощущаю вкус». Ребёнок с картой «рука» может рассказать и о весе предмета, и о том, каков этот предмет на ощупь, и что с ним можно делать руками.
Следует предварительно договориться и карты «рука» дать 3 детям: тогда один расскажет о тяжести, другой о тактильных ощущениях, а третий о том, что с предметом можно делать руками. Тот, кто ошибется 2 раза, выходит из игры
«Волшебный телевизор»
Цель: развивать логическое мышление, закреплять умение соединять отдельные части высказывания в единое целое. Развивать связную речь.
Описание игры. Детям предлагают посмотреть телевизор, объясняя:
-Ребята, этот телевизор не простой, он волшебный. Сейчас я его включу, и вы увидите и услышите знакомые сказки и рассказы. Но вот беда, в этом телевизоре пропадает звук. Показ продолжится только в том случае, если мы с вами вспомним, о чем идет речь и озвучим произведение».
(Иллюстрации к сказкам, придуманным детьми и склеенные в ленты, демонстрируются по «телевизору»).