Сборник методического материала "картотека диактических игр по сенсрному развитию2-3 лет" способствует сенсорному развитию,приучает к сообразительности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Картотека дидактических игр по сенсорике»
«Собери пирамидку»
Цель: развивать ориентировку ребенка в контрастных величинах предметов.
Материалы: пирамидка из 4 – 5 колец.
Методические приемы: пирамидка собирается из большой, состоящей из 8 – 10 колец. Для детей этого возраста такую пирамидку собирают через одно кольцо, т. е. разница в величине колец здесь более контрастная.
«Складывание матрешки с двумя вкладышами»
Цель: продолжать учить простым действиям с предметами, отличающимися по величине.
Дидактический материал: комплект из трех матрешек (для каждого ребенка и взрослого).
Методические приемы: показ действий и сопоставление величины разных предметов сопровождаются словами: открой, закрой, маленькая, большая, меньше, больше, такая, не такая.
«Закрой окошки»
Цель: учить детей соотносить предметы по форме и цвету одновременно.
Дидактический материал: 4 домика разных цветов, с вырезанными в них геометрическими фигурами (окошечки).
Методические приемы: закрыть окошки в домиках фигурками.
«Найди такой же»
Цель: подбор предметов по образцу.
Дидактический материал: три шарика, три кубика одного цвета и величины.
Методические приемы: воспитатель предлагает детям, играя, найти предметы такой же формы
«Оденем куклу»
Цель: подбор к образцу парных предметов одного цвета.
Дидактический материал: варежки красного и синего цветов.
Методические приемы: воспитатель предлагает детям одеть кукле варежки. Ставит перед детьми 4 варежки (2 красного и 2 синего цвета). Надевает на одну ручку варежку красного цвета, а на другую предлагает надеть детям. Если дети справились с заданием, игру повторяют, используя варежки синего цвета.
«Чудесный мешочек»
Цель: закреплять знания детей о форме (куб, шар, кирпичик).
Дидактический материал: мешочек с предметами разной формы.
Методические приемы: определять на ощупь предметы.
«Разложи по коробочкам»
Цель: фиксировать внимание детей на цветовые свойства предметов.
Дидактический материал: разноцветные коробочки, фигурки желтого и зеленого цветов.
Методические приемы: воспитатель предлагает детям подобрать желтую фигурку к коробочке такого же цвета.
«Подбери крышку к коробочке»
Цель: подбор предметов по образцу.
Дидактический материал: коробочки разных форм (круглая, четырехугольная, прямоугольная, треугольная) и соответствующие им крышки.
Методические приемы: воспитатель, держа руку ребенка, его пальчиком обводит форму отверстия коробки. Затем показывает предмет, сопровождая действие словом. На глазах у детей опускает предмет в соответствующее отверстие. После этого предлагает детям это задание.
«Палочки цветные»
Цель: фиксировать внимание детей на цветовых свойствах игрушек, формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов.
Дидактический материал: палочки красного, желтого, зеленого, синего, белого, черного цветов ( по 10 каждого цвета ).
Методические приемы: вначале воспитатель распределяет палочки сам, затем предлагает кому – либо из детей взять любую палочку, посмотреть, где лежат палочки такого же цвета, и положить их вместе, затем сделать тоже с палочкой другого цвета.
«Цветные мячики»
Цель: продолжать закреплять умение группировать по цвету однородные предметы.
Методические приемы: первые две пары воспитатель группирует сам, раскладывая мячи одного цвета
( красного) в одну корзину, а мячи другого ( желтого) цвета в другую корзину, затем привлекает к группировке детей.
«Ленточки для кукол»
Цель: продолжать учить фиксировать внимание на величине предметов и формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета.
Дидактический материал: коробка с лентами различной длины и цвета, большие и маленькие куклы.
Методические приемы: нужно нарядить кукол: большой кукле – большой бант, маленькой кукле – маленький бант. Для большой куклы в синем платье выберем большой синий бантик, а для маленькой куклы в красном платье – маленький красный бантик (выполняет вместе с детьми). Затем дети подбирают самостоятельно.
«Привяжем к шарику ниточку»
Цель: группирование предметов по цвету.
Дидактический материал: разноцветные кружочки (овалы) , палочки таких же цветов.
Методические приемы: к красному кружочку найти палочку такого же цвета.
«Нанизывание на стержень колец, убывающих по величине».
Цель: продолжать учить простым действиям с предметами (снимать и нанизывать кольца), обогащать зрительно – осязательный опыт малышей. Дидактический материал: коническая пирамидка из пяти колец
Методические приемы: на столе все кольца раскладывают в порядке увеличения справа от пирамидки. Затем пирамидка собирается в соответствующем порядке. Взрослый поясняет: «Вот самое большое кольцо, вот поменьше, это еще меньше, а вот самое маленькое». Закрыв пирамидку вершиной, предлагает детям провести рукой вдоль поверхности сверху вниз, чтобы они почувствовали, чтоб пирамидка книзу расширяется: все колечки на месте. Пирамидка собрана правильно.
«Проталкивание предметов разной формы в соответствующие отверстия»
Цель: учить детей сравнивать предметы по форме.
Дидактический материал: коробка с отверстиями разной формы, размер отверстий в коробке соответствует размерам кубика и шара. Важно, чтобы шар не мог проходить в отверстие для кубика, а куб в круглое отверстие.
Методические приемы: воспитатель показывает детям коробку с отверстиями, обращая их внимание на форму отверстий. Обводя рукой круглое отверстие, взрослый поясняет детям, что есть такое окошко, обводя квадратное отверстие, говорит, что есть еще и вот такое окошко. Затем воспитатель предлагает детям поочередно опустить по одному шарику в соответствующее окошко.
«Веселый грузовик»
Цель: формировать представление о форме, величине предметов.
Дидактический материал: различные геометрические цветные фигуры ( круги, квадраты, большие и маленькие прямоугольники).
Методические приемы: воспитатель показывает, как можно из фигурок построить грузовик.
«Размещение круглых вкладышей разной величины в соответствующих отверстиях»
Цель: закреплять умение детей сравнивать предметы по величине.
Дидактический материал: вкладыши с большими и маленькими отверстиями.
Методические приемы: вначале ребенку предлагается вкладыш, чтобы закрыть большие отверстия, после того как малыш разместит вкладыш в соответствующем гнезде, ему дают маленький вкладыш для маленького отверстия.
Игры с прищепками «Солнышко»
Цель: учить выделять и называть основные цвета, по образцу выбирать нужный цвет.
Дидактический материал: круг желтого цвета, прищепки двух цветов.
«Ежик»
Цель: учить детей производить выбор по величине и слову; чередовать по цвету и величине.
Дидактический материал: плоскостные изображения ежика и елки, прищепки зеленого, белого, черного цветов.
«Разноцветные человечки»
Цель: учить детей конструировать по образцу, называть основные цвета и формы, способствовать воспитанию в детях дружелюбия.
Дидактический материал: геометрические формы и прищепки.
«Забавные прищепки»
Цель: учить детей правильно брать и открывать прищепку, находить ее местоположение по цвету.
Дидактический материал: прозрачная емкость, по краю которой наклеены цветные полосы, набор цветных прищепок.
«Найди подходящую заплатку»
Цель: учить находить идентичные геометрические фигуры (плоскостные и объемные).
Дидактический материал: геометрические фигуры.
Методические приемы: воспитатель раздает трафареты геометрических фигур. Дети выбирают из набора соответствующую по форме фигуру, вставляют ее в прорезь.
Дидактическаяигра«Собериурожай»
Цель: развивать моторику кистей пальцев рук через действия с предметами, различать и называть цвета . Закрепить способ застегивания пуговиц.
Воспитатель предлагает детям собрать урожай яблок, отстегнуть листики, снять яблоки (отстегнуть липучку).
Дидактическаяигра«Постройдомик»
Цель: развитие сенсорного восприятия, наглядно-действенного внимания, мелкой моторики.Все детали крепятся на липучку.
Выполнить задание – прикрепить детали на положенные места.
Дидактическаяигра«Гусеничка»
Цель: развивать моторику кистей пальцев рук через действия с предметами ,сенсорного восприятия, логического мышления
Вариант игры: «Продолжи ряд».
Дидактическоепособие“Пальчиковыйсухойбассейн”
Сухой бассейн – используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес, звук; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения. Сделать его очень просто: капсулы от киндер-сюрприза наполняем различными наполнителями (рис, горох, фасоль), обклеиваем термопленкой для пасхальных яиц, складываем их в небольшой глубокий пластиковый контейнер, на дно спрятать игрушки от киндер-сюрприза.
Попросите малыша искать в "сухом бассейне"различные мелкие предметы или игрушки. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения – координированными.
Данное пособие можно использовать на музыкальных занятиях.
Дидактическаяигра“Бусыизсолёноготеста”
Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации; формирование умения сочетать по цвету; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, чувства прекрасного в своей работе и работе других детей; обучение приемам работы по образцу и создания собственного изделия.
Это пособие может сделать сам малыш, с небольшой помощью взрослого. Лепка из теста очень помогает развить моторику ребенка. Ведь малыш может изменять форму предмета из шарообразной формы в квадратную, или треугольную. А, взяв в руки кусочек теста, он может ощутить его вес, тяжесть и вязкость.
Описание приготовления пособия:
Приготовить солёное тесто (смешать 1 стакан соли “Экстра”,1 стакан муки, 0,5 стакана холодной воды, оставить на 2-3 часа в холодильнике), слепить шарики, сделать в них отверстия с помощью трубочки для коктейля, оставить до полного высыхания. Бусы готовы!
Дидактическоепособие“Разложияичкивсвоидомики”
Цель: формировать умение различать и правильно называть 4-е основные цвета; учить совмещать яичко с ячейкой, производить соотносящие действия (ориентир по цвету); действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская ячеек; развивать мелкую моторику пальцев рук.
Описание пособия: Основными цветами закрашиваем ячейки контейнера для яиц, покрываем лаком. Капсулы от киндер-сюрприза обвязываем соответствующим цветом.
Получается яркое и красивое пособие.
Дети должны разложить яички в домики, в соответствии с их цветом.
Цель: формировать умение различать цвета; учить совмещать карандаш со стаканчиком; действовать целенаправленно, последовательно: слева направо; развивать мелкую моторику пальцев рук.
Описание пособия: Из потолочных плит вырезаем прямоугольники и фигурки карандашиков. Прямоугольники обклеиваем до середины квадратами из самоклеящейся плёнки разных цветов. Карандаши обклеиваем соответствующими цветами. Быстро, красиво, экономично!
Средство : мягкую игрушку (поросенок) и бутылку по размеру мягкого игрушка. Достать комбикорм — фасоль, горох, кукурузные хлопья и пр.
Своимируками: "Тактильнаякоробка"
Тактильная коробка - это дидактическое пособие, предназначенное для детей раннего возраста.
Сделана из обычной коробки из-под обуви, красиво украшена самоклеющейся бумагой.
Коробка наполнена разными по фактуре кусочками ткани: шерсть, мех, шелк, гипюр и т.д. Также в ней находятся небольшие предметы: голыши, мягкие игрушки, ленточки, молнии, шнурки и т.д.
Все предметы, находящиеся в коробке, дети с большим интересом исследуют руками.
Дидактическое пособие "Тактильная коробка" помогает детям, используя прикосновения, познавать окружающий мир с совершенно непривычной точки зрения.
Для того, чтобы у малышей не пропадал интерес к коробке -
периодически приходится содержимое коробки обновлять, придумывать разные наполнители.
Тактильную коробку можно наполнять совершенно противоположными по свойствам предметами, например: наждачная бумага, железный ключ, кусочки поролона, фарфоровая статуэтка и т.д.
Данное пособие можно использовать в непосредственно образовательной деятельности, а также в самостоятельной деятельности детей(при условии, что в ней будут находиться безопасные для жизни и здоровья детей предметы).
Дидактическаяигра«Найдилишнююпробку»
Средства: пробки разного цвета и размера.
Цель: развитие логического мышления. Сознание эмоционально положительного настроения. Развитие интереса и побуждение к действиям. Знакомство сенсорными эталонами: знакомство с разными Свойствами предмета: величина ( большой, маленький), форма (круг), цвет; формирование умения чередовать предметы по цвету, размеру. Развития мелкой моторки руки: формирование умения выполнять действия с предметами. Формирование навыка совместного выполнения задания: формирование навыков культурного общения. Развитие умения понимать и правильно выполнять задания. Формирование и активизация словаря ребенка: развитие умения рассматривать картинку, называть изображенные на ней предметы, их качества и действия. Развитие восприятия: зрительного осязательного .Развитие наглядного – действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения.
Игра«Разноцветныепалочки»
Цель. Учить детей различать основные цвета, упражнять в раскладывании палочек по коробкам соответствующего цвета, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.
Оборудование:Деревянные палочки, окрашенные в четыре основных цвета, коробочки аналогичных цветов, дополненные изображениями животных.
Словарь. Синий, красный, зеленый, желтый.
Ход игры.
Воспитатель расставляет на столе коробочки четырех цветов и показывает разноцветные палочки, которые рассыпал мишка. Детям – участникам предлагается разложить все палочки по коробкам своего цвета. Воспитатель рассматривает палочки, обращая внимание детей на то, что цвет палочки и коробки совпадают (такой же). Затем дети выполняют задание.
Выигрывает тот ребенок, который первым отберет палочки своего цвета и правильно назовет его.
Постепенно количество палочек увеличивается.
Примечания. Взять палочки для мороженого, покрасить краской в основные цвета. Коробки из-под кефира обрезать и оклеить разноцветной бумагой. На заднюю сторону наклеить картинку с изображением забавного животного.
Описание пособия: Пособие состоит из доски с наклеенными цветами из самоклеящейся плёнки, в центре цветка проточено отверстие, в которое приклеены горлышки от бутылок разного размера. На горлышки завинчены пробки.
Примеры дидактических игр, заданий с использованием пособия “Цветочная поляна”.
Цель: закрепление знания размера; цвета; развитие моторики руки.
Дидактическаяигра«Воздушныешары»
Цель: Учить различать и называть цвета, развивать моторику пальцев рук через действия с предметами.