kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Картотека для педагогов по развитию голоса метода В.В.Емельянова

Нажмите, чтобы узнать подробности

в картотеке содержаться упражнения на развитие голоса и речевого аппарата. данными упражнениями могут пользоваться воспитатели, логопеды, специалисты по музыкальному развитию

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Картотека для педагогов по развитию голоса метода В.В.Емельянова»

Артикуляционная гимнастика

  • разогрев и подготовка к дальнейшей работе мышц лица и ротоглоточной полости;

  • знакомство с активностью мышц лица и ротоглотки в деятельности, отличающейся от речевой

  • запоминание уровня активности и произвольное включение мышц в деятельность.


Упражнения на разработку языка:

1. Покусайте кончик языка. Повторите это упражнение 4–8 раз, пока не почувствуете, что активизировалась работа слюнных желёз, полость рта увлажнилась.

2. «Шинковать» язык – т.е., покусывая язык, постепенно высовывать его так, чтобы добраться до середины языка. Это упражнение тоже повторить 4–8 раз.

3.Пожуйте язык попеременно на одной стороне рта, на другой стороне рта, на коренных зубах, сдавливая язык. Это также ещё более увлажнит рот.

4. Пощёлкайте языком, меняя размеры и конфигурацию рта.

5. «Иголочка» – протыкайте языком поочерёдно левую и правую щеку, верхнюю и нижнюю губу. Повторить несколько раз.

6. «Щёточка» – круговыми движениями языка то влево, то вправо проведите между дёснами и губами – как бы чистим языком зубы.

7. Покусываем поочерёдно верхнюю и нижнюю губу слева направо и справа налево.

8. «Обида» - оттопыриваем и выворачиваем нижнюю губу, придавая лицу обиженное выражение;

«Радость» - поднимаем верхнюю губу, оскаливая верхние зубы. Чередуем эти движения: обиженное лицо – радостное лицо.


















Тренировка мышцы речевого аппарата




9.«Массаж  лицевой мускулатуры» – постукивание кончиками пальцев по лицу, начиная со лба от корней волос по щекам и вниз. Постукивание должно быть достаточно интенсивным, чтобы было слышно и чтобы было больно. Только такой массаж эффективен. Лицо должно как бы «загореться», вы должны почувствовать своё лицо. Дети должны понять: мускулы лица – по аналогии с затёкшими, онемевшими руками или ногами, – мы не ощущаем эти мышцы и поэтому плохо управляем ими.

10. Поставьте указательные пальцы на щёки под глазами. Попытайтесь как бы «поднять» мышцами щёк лежащие на них пальцы, ощутите, что эти мышцы двигаются, управляются нами. Повторить это упражнение несколько раз.

11.Поставьте пальцы на переносицу и ощутите под пальцами движение кожи, движение мышц, ощутите, что переносица может работать, может сокращаться.

12.После этого поставьте пальцы на нижнечелюстные суставы, или челюстно-височные суставы; помассируйте также энергично, чтобы почувствовать под пальцами костные ткани. Теперь можно перейти к движению челюсти «вперёд – вниз», т.е. круговое движение. Сначала в горизонтальной плоскости – вперёд, дальше – вертикальной вниз.

13.И наконец, откройте рот одновременно круговым движением челюсти «вперёд–вниз» и оттопыриванием нижней губы. Повторите это несколько раз.






2. Координирующие интонационно фонетические упражнения.

1.Первое упражнение. Произнесение согласных таким образом, чтобы перед каждой согласной рот принимал то исходное положение, которым мы закончили артикуляционную гимнастику, т.е. – открытость рта максимальная, 4 зуба наверху и 4 зуба внизу должны быть видны, губы не касаются зубов и даже дёсен. Желательно, чтобы дёсны были видны, губная комиссура, контролируемая пальцами рук, должна быть натянута, а не напряжена. Итак, произносим согласные с открыванием рта до и после. Вот последовательность согласных: ш,с,ф,к,т,п,б,д,г,в,з,ж. В этой последовательности каждая согласная повторяется 4–8 раз так, чтобы фонация этой согласной прекращалась вдохом, чтобы не было слышно выдоха, т.е. что не нужно делать: шы,сы,фы,кы,гы и т.д. На согласных «т» и «д» производится покусывание кончика языка передними зубами. Согласные «к» и «г» произносятся с полностью открытым ртом и без движения челюсти. Всё упражнение выглядит следующим образом: ш,ш,ш,ш; с,с,с,с; ф,ф,ф,Ф; и т.д. (каждая согласная – по 4 раза).

2. Второе упражнение.«Страшная сказка».Это название указывает на эмоционально-образную интонационную характеристику данного упражнения. Здесь осваивается последовательность гласных в низком нефальцетном режиме. Слова «Страшной сказки»: (угрожающая интонация): (и в обратном порядке):

У Ы

У-О Ы-Э

У-О-А Ы-Э-А

У-О-А-Э Ы-Э-А-О

У-О-А-Э-Ы Ы-Э-А-О-У Челюсти во время этого упражнения раскрыты максимально. Пальцы рук контролируют щёки, ненапряжённую губную комиссуру.

3.Третье упражнение «Вопросы – ответы».

На этом упражнении и дети и взрослые осознают наличие в голосе двух режимов работы гортани – толстого голоса и тонкого голоса (соответственно – нефальцетного и фальцетного). Исходное положение такое же: рот открыт на максимум и пальцы контролируют мягкость щёк, щёки как бы проткнуты.

Итак: у у о у а о

/ \ / \ / \

«У» «У» ; У О ; О А ; э а ы э ы ы

/ \ / \ / \

А Э ; Э Ы ; Ы Ы ;

«У» – нефальцетный режим; у – фальцетный режим.






4.Четвёртое упражнение «Канючим».Здесь впервые появляется режим работы гортани, который на немецком языке обозначается термином «штро-бас», что значит «соломенно шуршащий бас». Это шумовой режим работы гортани, в котором мышцы голосовых складок расслаблены, не работают, и этот механизм аналогичен звуку, производимому воздухом, проходящим через губы: пр-р-р (вибрация губ). Режим работы гортани выглядит так: скрипим на гласной «а», т.е. эти два механизма – вибрация губ и скрип на «а» идентичны (скрип обозначаем «х»). Упражнение следующим образом:

хххА (во время этого упражнения

хххАО плоский расслабленный язык

хххАОУ лежит на нижней губе).

хххА

хххАЭ

хххАЭЫ

Наконец, наша просьба удовлетворена, и нам дали всё, что мы просили. Но дали неожиданно: «Получи, но только отстань».И мы среагировали на это следующим образом: у ы / / хххАОУ ; хххАЭЫ

5.Продолжаем игру в «Вопросы – ответы», используя таблицу псевдо-слов.

У–ШУ У–ШО У–ША У–ШЭУ–ШИ

У–СУ

У–ФУ

У–КУ

У–ТУ

У–ПУ

6.Трёхсложные слова с сонорными согласными М, Н, Л, Р. Упражнение исполняется тремя способами: 1. со «штро-басом»; 2. с «продуванием»; 3. с.«вибрацией» губ. Согласно условным обозначениям: 1.ххх–У–МУ–МУ; ххх–У–НО–НО; ххх–У–ЛА–ЛА; У–РЭ–РЭ; 2.«Продувание» – это вытянутые вперёд трубочкой губы, сильно напряжены как на гласной «У». Произносится гласная «У» с одновременным выдуванием воздуха через губы так, чтобы раздувались щёки (обозначаем – /У/ ) : /У/–МУ–МУ; /У/–НО–НО; /У/–ЛА–ЛА; /У/–РЭ–РЭ; 3.«Вибрато» губ (обозначаем /Р/ ). Эти упражнения снимают спастику голосового аппарата: /Р/–У–МУ–МУ; /Р/–У–НО–НО; /Р/–У–ЛА–ЛА; /Р/–У–РЭ–РЭ. 












3.Активизирующие упражнения, на основе голосовых сигналов доречевой коммуникации (ГСДК):

Упражнения:

1. Бесшумный выдох с хорошо открытым ртом (греть руки дыханием). Обязательно контролировать рукой (дышать на пальцы). «Потрогать» дыхание рукой.

2. Перевести выдох из бесшумного в шипение горлом: «Ш», «С», «Ф». Чередуйте шипение горлом и звук «А».

3. «Волна». Чередование штро-баса и гласной «А» с постепенным нарастанием динамики. Расслабленный язык лежит на губе:

ххх-а ххх-А ххх-«А» ххх –«А»

4.Осознаём динамику речи. Счёт до 10:

Раз–два; три–четыре; пять–шесть; семь–восемь; девять

(шёпот) (тихий голос) (средний голос) (громкий голос) (очень громко)

десять!(крик) А!А!А!А!

Всё это произносится подряд, повторяется и после крика «10» надо 4 раза крикнуть гласную «А».

5.Упражнение «Машина»
Издавать звук и одновременно выдувать воздух  через плотно сомкнутые вытянутые губы, имитируя звук «БР» вибрацией губ. Упражнение исполняется только на грудном регистре . 
Наша машина идёт – гудит: «Бр-р-р..»
В машине, в кабине, шофёр сидит: «Бр-р-р..»
В нашей машине ребят полно: «Бр-р-р..»
Поехали дети, глядят в окно: «Бр-р-р..»
Во поле, во речку, во лес густой: «Бр-р-р..»
Приехали к дому, машина, стой! «Бр-р-р..»
6.Упражнение «Ветер»
Произносить стихотворный текст в грудном и фальцетном регистрах вместе с выдуванием воздуха  («задуем свечку»).
Бродит ветер по дорогам: «У-у-у..!»
Наметает он сугробы: «У-у-у..!»
песню он поёт свою: «У-у-у..!»
Завывает ветер в трубах: «У-у-у..!»





7.Упражнение «Слон и сон»
Произносить текст, издавая звуки «Хр!»  в грудном регистре. Попытаться издать их на вдохе  и выдохе (храп).
Сладко спит в своей постели слон  - «Хр! Хр! Хр!»
Видит, как за ним крадётся кот Малыш, - «Хр! Хр! Хр!»
Испугался и дрожит, открывши рот, - «Хр! Хр! Хр!»
И во сне, как мышь, тоненьким голосом поёт.  - «Хр! Хр! Хр!»
8.Упражнение «Мышь и сон»
Произносить текст, издавая звуки «Хр!»  в фальцетном регитсре. Попытаться издать их на вдохе  и выдохе (храп).
Сладко спит в своей постельке мышь  - «Хр! Хр! Хр!»
Видит красивый, добрый сон - «Хр! Хр! Хр!»
Спит, широко разинув рот, - «Хр! Хр! Хр!»
И во сне громким голосом поёт.  - «Хр! Хр! Хр!» 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Картотека для педагогов по развитию голоса метода В.В.Емельянова

Автор: Макарова Юлия Николаевна

Дата: 25.02.2020

Номер свидетельства: 541070


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства