Цель: прививать интерес к исследовательской деятельности
Задачи по образовательным областям:
«Познание»
развитие у детей познавательного интереса, через знакомство с техникой проведения опытов с водой; развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы; продолжать учить читать схемы
«Социализация»
умение общаться со сверстниками во время проведения опытов
«Безопасность»
знакомство с правилами безопасности при проведении опытов
«Коммуникация»
развитие самостоятельности у детей в процессе опытов, умение работать в паре
Предполагаемый результат - умение детей проводить опыты, умение работать в паре, умение делать выводы, умение читать схемы
Предварительная работа – чтение стихотворений о воде, наблюдение на прогулке за лужами (отражение предметов), наблюдение за водой в аквариуме, опыты с водой (течет,разливается,не имеет формы)
Активизировать словарный запас – прозрачный
Организационный момент
Воспитатель: Сегодня мы будем работать в лаборатории, проводить опыты.
с чем? Вы должны отгадать: Если руки ваши в ваксе, если на нос сели кляксы, кто тогда наш первый друг, снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама ни готовить, ни стирать, без чего мы скажем прямо, человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба, чтобы плыли корабли, чтоб варили кисели, чтобы не было беды – жить нельзя нам без (воды). Правильно.
На доске: три схемы (вода течет,разливается,не имеет формы) Что это?
Вывод: вода льется, растекается, не имеет формы.
Проходите в нашу лабораторию. Сегодня будем продолжать опыты с водой. Дети рассаживаются за столы, воспитатель просит напомнить правила безопасности при работе:
аккуратно пользуйся емкостью для воды
своевременно поддерживай порядок на рабочем столе, подтирай разлившуюся на стол воду
Воспитатель: Вспомним правила работы в паре: уметь слушать и слышать друг друга, советоваться друг с другом, каждый высказывает свое мнение.
Опыт 1.
Воспитатель: Перед вами ребята стоят два стаканчика. В одном стаканчике налита вода, а в другом молоко. Сравните их, что заметили?
Ответы детей.
Вывод: вода не имеет вкуса, бесцветная, не имеет запаха. Появляются три схемы. Читаем схемы.
Опыт 2.
Воспитатель: Перед вами стаканчик с водой и набор мелких предметов: пуговицы, камешки, металлические пробки. Ребята, что значит прозрачный? Найди в группе прозрачный предмет.
Ответы детей.
Воспитатель: Докажите, что вода стоящая перед вами в стакане, прозрачная. (Дети бросают в воду предметы,они видны.) Всегда ли вода в аквариуме прозрачная? Почему она становиться мутной? Прозрачна ли вода
луже, реке, нашем пруду? Ответы детей. Появляется схема. Читаем схему. Воспитатель: Вспомните, что вчера на прогулке мы наблюдали? Дети
отвечают: смотрели на свое отражение в луже.
Воспитатель: А где еще можно увидеть свое отражение? Давным-давно, в старину, когда не было зеркала, люди рассматривали себя, наклонившись над рекой, бочкой с водой. Появляется схема: предметы отражаются в воде.
Подведение итогов и оценка результатов
Воспитатель: Ребята, сегодня мы узнали свойства воды. Что запомнилось больше всего? Ответы детей. Воспитатель дает оценку действиям детей, благодарит за работу.
Ребята, подумайте что будет с водой, если вынести ее на мороз, что будет со льдом, если внести в теплое помещение? Об этом мы поговорим на следующий раз. Спасибо.
Конспект ООД — экспериментальная деятельность «Свойства бумаги»
Цели и задачи: Дать первоначальные знания об изготовлении бумаги. Научить отличать вещи, сделанные из бумаги, определять ее качество на ощупь, гладкость, прочность, толщину. Помочь детям с помощью разнообразных опытов определить свойства бумаги. Учить детей
анализировать, делать простейшие умозаключения. Развивать
наблюдательность, внимание. Активизировать в речи детей слова,
обозначающие свойства бумаги. Обратить внимание детей на необходимость
бережного использования бумаги, воспитывать бережное отношение к
природе.
Предварительная работа:
беседы, рассматривание иллюстраций об изготовлении бумаги;
рассматривание предметов, изготовленных из бумаги.
Дети стоят полукругом в групповой комнате. Воспитатель обращает внимание на гостей, дети здороваются, в это время в группу влетает воздушный шар, к которому на ленте привязано письмо.
Ребята! Что это такое? Письмо без обратного адреса, ребятам группы «Сказочная полянка», открывают и читают:
«Здравствуйте, ребята! Я Знайка. Слышал, что вы много знаете и умеете. Злой волшебник забрал все мои знания. И запер их в волшебной коробке. Коробка откроется только тогда, когда вы разгадаете секреты и ответите на все вопросы. Торопитесь, у вас мало времени. Если успеете, знания и подарки будут ваши. Удачи!
Для начала отгадайте загадку: Она бывает документом, Салфеткой, фантиком, конвертом, Письмом, обоями, билетом, Альбомом, книгой и при этом Она бывает и деньгами.
Что это? Догадайтесь сами! (БУМАГА)
Да, ребята правильно, сегодня мы поможем Знайке вернуть знания о бумаге.
Назовите предметы, которые стоят у меня на столе. (Дети перечисляют предметы)
Все предметы разные, но скажите, что их все объединяет? Что у всех этих предметов общее? (Если дети будут затрудняться, воспитатель просит их сказать, из какого материала сделаны все предметы.)
Да, все эти предметы сделаны из дерева. Но почему среди деревянных предметов лежит бумага? Вот об этом вы сегодня узнаете.
Сегодня я хочу вам рассказать о том, откуда же пришла к нам бумага. Вы узнаете, какой путь прошла бумага, прежде чем стать такой, какой вы ее видите.
Так почему же мы говорим, что бумагу делают из дерева? Конечно, бумага не растет на деревьях, и все же жизнь любого листочка бумаги начинается в лесу. От дерева до бумаги длинный путь.
Рано поутру лесорубы шагают в лесную чащу. Там за оврагом участок тайги, где топором помечены деревья. Их надо спилить. Жужжит в умелых руках лесоруба бензопила (пила с мотором на бензине) и одно за другим падают на землю деревья.
Вот по лесной дороге на помощь лесорубу спешат трактора. Они обрубают ветки, тугостягивают стволы железными канатами.
Вздрогнет, запыхтит лесной вездеход и потянет тяжелую ношу к реке. Голубая дорога. Река - самая просторная дорога для леса. Точно огромные рыбины, плывут по ней бревна вниз по течению. Кажется будто вся река наполнена лесом. Порой бревна сталкиваются, цепляются друг за друга. Образуют заторы (место на реке, где собираются много бревен и они дальше не проходят, а чтобы заторов не было, за движением бревен зорко следят сплавщики (рабочие, которые сплавляют лес по реке). Они подплывают на моторных лодках к месту затора, длинными острыми наконечниками расталкивают, разгоняют сцепленные бревна. И вот они снова продолжают свой путь по голубой широкой дороге.
Голубая дорога приведет стволы на бумажный комбинат. Вот бревна зашагали из цеха в цех. Деревья там распиливают, измельчают в опилки и даже варят, чтобы получить массу, похожую на жидкое тесто. Его месят и разливают по формам. Все это делают машины. Они разливают, раскатывают бумажное тесто в длинные широкие полосы, а потом из полос получается бумага. Бесконечной лентой выползает бумага из машины и скатывается в огромные бумажные рулоны. Бумага готова.
Вы узнали, какой длинный путь проходит бумага пока попадет на прилавки магазинов. Скажите ребята чей труд вложен в подготовку каждого листочка бумаги? Какие профессии людей вы запомнили? (Лесорубы, сплавщики, водители) .
Скоро вы пойдете в школу и будете читать не только сказки, рассказы, но и разные учебники, из которых узнаете много интересного. Вы будете не только рисовать, но и писать. Никогда не забывайте, сколько людей трудилось, чтобы у вас были книги, тетради относитесь к ним бережно.
сейчас ребята и мы с вами попробуем показать как делают бумагу, физминутка:
Лесорубы дерево срубили, На станке на части разделили, Чурбачки на щепки порубили, И в растворе долго их варили.
потом всю жидкость отжимают,
Валиком утюжат, сушат, гладят.
Так выходит чистый лист бумаги
Для журнала, книги и тетради.
(Дети выполняют имитационные движения.)
-Посмотрите вокруг и назовите предметы, при изготовлении которых использовалась бумага. Как часто и для каких целей нам нужен этот материал? (салфетки, обои, туалетная бумага, открытки, книги, журналы, газеты, коробки, тетради и т. д.)
Представьте себе, что бумага исчезла. Как изменится в этом случае ваша жизнь? Сможете ли вы чем- то заменить бумагу? (ответы детей)
- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру: Обратите внимание на наше необычное дерево, чем оно не обычно? (листики бумажные). Вы по очереди будете снимать листики с нашего дерева, с вопросами от Знайки. И мы постараемся на них ответить.
1. Кира снимает листочек с цифрой 1. (Ищет стол с цифрой 1, на нем лежат листки бумаги) - Послушайте, что написано на обратной стороне: Ребята, какая она?
Погладьте ладошкой бумажные листочки и скажите, какие они (гладкие, плотные, ровные). Верно.
2. Семен, найди листочек с цифрой 2. (ищет стол с цифрой 2)
На обратной стороне написано «Возьмите по листу бумаги и поиграйте в игру «Угадай кто я? »
Ребята, вы знаете такую игру? (Нет)
А я знаю. Возьмите игрушку в руку. Сейчас я вижу, что у Алисы – мишка, у Насти – зайка. Как можно использовать бумагу, чтобы я не угадала вашу игрушку? (Завернуть в бумагу, спрятать за бумагу). Выполняйте.
Почему сейчас я не вижу вашу игрушку? (Бумага не прозрачная). Верно.
3. Сергей, найди листочек с цифрой 3. Читаю: «Приглашаю вас в морское путешествие» (ищет стол с цифрой 3, на нем стоит чашка с водой.)
- Возьми кораблик. Из чего он сделан? (Из бумаги). Значит он какой? (Бумажный)
- Пусти его в плавание
- Что делает твой кораблик? (Плывет)
- А вот еще один кораблик. Из чего он сделан? (Из пластилина) - Пустим его путешествовать. Что вы видите? (Утонул)
- Почему? (Тяжелый, из пластилина)
- Бумажный кораблик – легкий, плавает. Хотели бы вы плавать на бумажном корабле? Почему? (Нет. Он намокнет, порвется и утонет)
- Верно. Бумага легкая, плавает, но размокает под воздействием воды.
4. Дамир, найди листочек с цифрой 4. (Ищет стол с цифрой 4)
Здесь написано «Сомните лист и послушайте, что делает бумага, когда вы ее мнете? » (Шуршит, скрипит)
5. Андрей, найди листочек с цифрой 5. (Ищет стол с цифрой 5) Читаю: «Пора отправлять друзьям поздравительные письма».
Ребята, возьмите свое большое письмо и постарайтесь вложить его в маленький конверт. Выполняйте.
Что вы делаете с бумагой? (Складываем, сгибаем)
Легко сгибается или сопротивляется? (Легко)
Верно. Бумага пластичная, ее можно сгибать и складывать.
Физминутка: «Три строителя бобра»
6. Артем, найди листочек с цифрой 6.(Ищет стол) Читаю: «Помни правило – ты бумагу и огонь никогда один не тронь» - Как вы думаете, о чем нас предупреждает дерево? (Что бумага горит)
- Это хорошо или плохо? (Плохо, может случиться пожар)
- Верно. Поджигать бумагу мы не станем, все знают, что она горит. Ребята, запомните: «Спички детям не игрушка»
7. София, снимай листочек с последней цифрой (7). Читаю задание,
(Ветер, ветер, ветерок.) Предлагаю, поиграть.
(Переносим бумажные шарики, на ракетке)
(Бумага легкая, а значит ее легко сдует даже самый легкий ветерок).
Ребята, посмотрите на дерево. Остался последний листочек и я его сейчас сниму. На нем написано помогите другу, а вот и друг Знайки -– бумажный человечек. Представьте, что друг ЗНАЙКИ попадает в сказку, где его подстерегает много опасностей. Что именно может угрожать герою, сделанному из бумаги?
Вот посмотрите – это карта опасностей. Наш герой попытается по ней пройти, а мы будем помогать ему. На карте нарисованы «сказочные» препятствия, с которыми может столкнуться наш бумажный человечек. Задача нашего героя пройти по дорожке, объясняя, какие препятствия он должен обходить и почему. Можно ли сказать о нашем герое, что он «в огне не горит и в воде не тонет? ».
Значит бумага материал не прочный. Вот поэтому ребята надо бережно относиться к вещам, сделанным из бумаги. Беречь книги, картонные коробочки, в которых лежат игры.
Звучит сказочная музыка, воспитатель обращает на нее внимание детей, ищут по группе, что это может быть, оказывается волшебная коробка с знаниями Знайки и подарками для ребят открылась.
Экспериментальная деятельность
«Путешествие в мир камней»
Задачи: формирование у дошкольников элементарные представления о неживой природе, развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, гладкий, тяжелый, морской, дать понятие чем полезны камни для человека, развивать мышление и творческие способности.
Содержание образовательной деятельности.
Воспитатель: Ребята, сегодня почтальон передал мне посылку, на ней написано «От Хозяйки Медной горы». Давайте откроем еѐ и посмотрим, что внутри. (Открывают и находят письмо, читают его) .
«Здравствуйте дорогие ребята! Отправляю вам посылку и надеюсь, что вам понравится мой подарок. Но прежде отгадайте загадку:
серѐжках у мамы огнем он горит,
пыли на дорогах ненужным лежит. Меняет он форму, меняет он цвет, А в стройке годится он тысячу лет.
Он может быть мелким, в ладошке лежать, Тяжелый, большой - одному не поднять. Кто дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал? Дети. Это камень, разные камни.
Воспитатель. Давайте поговорим о камнях. Как вы думаете, откуда появляются камни? Для чего нужны камни человеку?
Дети. Камни находятся в горах, они нужны для строительства домов, дорог. Воспитатель. Я предлагаю сесть за стол и провести некоторые эксперименты. (На столах стоит поднос, на нем камни - по 2 на каждого ребенка).
- Сейчас я включу музыку, а вы закроете глаза и будете слушать ее и представлять себе картину, которую вам подскажет музыка.
- Что вы слышите? Расскажите свое представление.
Дети. Шумит море, волны, берег, камешки на берегу перекатываются с места на место, стучат друг о друга.
Воспитатель. Найдите на подносе морские камешки и положите перед собой. Посмотрите на них и скажите, какие они, какого цвета, какая у них поверхность?
Дети. Они гладкие, красивые, разного цвета. - Почему они такие?
Гладкими их делает вода. Нахлынувшие волны бьют камни друг о друга, вода со временем оттачивает у них края.
А теперь возьмите и рассмотрите обычный камень. Что можно сказать об этом камне.
Дети. Они шершавые, неровные, с острыми углами, разной формы.
Воспитатель. Возьмите камень в руки, сожмите крепко-крепко. Изменил он
форму? Верно, нет. Почему?
Дети. Он очень твердый.
Постучите камень о камень, что происходит? Дети. Мы слышим звук.
Приложите камешек к щеке, какой он? Можно ли согреть его? Как это сделать?
Дети. Положить на солнышко, согреть в ладонях.
Воспитатель. Я предлагаю немножко отдохнуть и всем размяться. Физкультминутка.
По дорожке мы идем, Много камешек найдем. Присели, собрали, Дальше пошли.
Вот на право мы пошли, Серых камешков нашли. Присели, собрали-Дальше пошли.
Вот мы в гору пошли, Пестрых камешков нашли, Присели, собрали, С собою в садик принесли.
Воспитатель. А сейчас давайте поговорим с камешком.
Представьте, что у камешка есть «ухо», пофантазируйте и найдите его.
Камни могут хранить секреты. Скажите камню тихонько, как вас зовут, кто ваш лучший друг, поделитесь с ним своей тайной. Закройте «ухо» камня пальцем – теперь он сохранит все в секрете.
Я предлагаю поиграть с камешком. Посмотрите внимательно на камень в своих руках, запомните его. А тетерь давайте сложим все камни в кучку, перемешаем их и снова возьмем только свои камешки. (Дети выполняют) .
Подойдите к тазику с водой, опустите камни в воду, что с ними стало?
Дети. Они утонули, изменили цвет, они тяжелые.
Воспитатель. Садимся за стол и нарисуем наши камешки.
Подведение итога. Угощает детей конфетами «Морские камешки».
Занятие эксперимент
Задачи: Формировать представления детей о разновидностях металлов; о
свойствах и действии магнита; учить выделять предметы,
взаимодействующие с магнитом;
систематизировать представления детей о соли и ее свойствах (белая, без
ярко выраженного запаха, в воле растворяется, ее можно получить путем
выпаривания, бывают разные виды соли);
закреплять знания и умения пользования термометром;
белые халаты, материал для проведения экспериментов: стаканчики, вода,
термометры, магнит, металлические предметы, соль разных видов,
спиртовка, колба, схемы проведения опытов, плакат «Чудесная лестница» с
обозначениями.
Предварительная работа:
Проведение опытов, чтение познавательной литературы, изготовление альбома «Я – исследователь», разучивание стихотворений о природных явлениях.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, наденьте халаты и пройдите в лабораторию. (Под музыку надевают белые халаты).
Ой, ребята, смотрите, в нашем почтовом ящике письмо. Давайте посмотрим от кого.
Это письмо от Иванушки:
«Мою невесту Василису похитил и держит в темнице Кощей Бессмертный. Я хочу ее вызволить, но для этого нужен меч - кладинец, который хранится на дне глубокого колодца. Я не знаю, как достать оружие. Дайте мне совет.»
Ребята, как помочь Иванушке?
(Дети выдвигают возможные гипотезы).
Ребята, а из какого материала меч? Какой он? (железный, медный, золотой, серебряный, алюминиевый).
Какими способами можно осуществить это действие (достать оружие)?
(Дети приходят к мнению, что достать меч можно с помощью магнита).
Как с помощью небольшого магнита достать до дна глубокого колодца? (Привязать веревку к магниту и осторожно опустить в колодец).
Какой магнит использовать лучше всего? (обговаривается размер) Эксперимент: достать с помощью магнита металлический предмет.
Воспитатель: Ребята, представьте, что колодец находится не в земле, а на земле и имеет форму стеклянного стакана. Он очень глубокий. А веревка короткая, до дна
не достает. Как достать оружие?
(Дети приходят к выводу, что можно притянуть предметы через стекло).
Итог: выложим наш ответ Иванушке с помощью схемы.
Воспитатель: Ой, а в ящике еще одно письмо. От кого же оно? Оно от Незнайки. «В солнечном городе закончилась соль, и я решил привезти ее из другого города. Путь был неблизким. Погрузил я 2 мешка соли на ослика и отправился в путь. Но на пути текла речка. Я решил перейти с осликом в брод. Речка оказалась довольно глубокой, и вода намочила мешки с солью. Придя в город, я обнаружил, что мешки пустые.
Куда же делась соль? Что с ней произошло, и почему?» (дети выдвигают гипотезы).
Эксперимент: возьмите ложку с солью, и опустите ее в воду.
• Что вы заметили? (соль исчезла)
• Значит, в воде ее нет? (ответы)
• Попробуйте воду на вкус. Какая она? (соленая)
• Какой вывод можно сделать?
( Соль осталась, не исчезла, она растворилась)
• Как вы думаете, что получится, если нагреть соленую воду?
(«вода будет кипеть», «нагреваться», « появится соль», «ничего не изменится»)
Давайте проверим опытным путем.
Эксперимент: проводит педагог. Необходима спиртовка и пробирка с соленой водой. Нагревают эту воду. В результате опыта на стенках пробирки появляется белый налет. Что это такое?
Итак, с помощью «чудесной лестницы» сделаем вывод:
Соль состоит из кристаллов; она белая, растворяется в воде, но не исчезает; ее можно получить снова (если кипятить); соль бывает разная: лечебная, пищевая, для удобрений.
Физминутка:
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на стульчик сесть опять.
Воспитатель: Ой, ребята, нам пришло сообщение от незнакомца:
«Какая сегодня погода? Мне сказали, что можно посмотреть на термометре, но я не знаю, как он работает. Объясните, пожалуйста».
Эксперимент: зажмите пальцами шарик с жидкостью на термометре. Что произошло?
А теперь поместите термометр в чашку с холодной водой той частью, где
находится шарик с жидкостью. Снова посмотрите, как ведет себя столбик жидкости на термометре.
Когда держим пальцами, столбик на термометре начинает подниматься, когда опустили в холодную воду, столбик начал опускаться. Почему? Вывод: Тепло от пальцев нагревает жидкость в термометре, она расширяется и поднимается вверх.
Холодная вода поглощает тепло из градусника. Остывающая жидкость уменьшается в объеме и начинает опускаться вниз по трубке.
Воспитатель: Наши исследования в лаборатории сегодня закончились. Какие ответы мы отправим нашим героям. (Подводится итог занятия).
«Воздух-невидимка?»
Конспект занятия по экспериментальной деятельности
Программное содержание: составить у детей представление о воздухе, о ветре. Изучить свойства воздуха на основе опытом и игр. Помочь детям ответить на вопрос для чего нужен ветер. Дать некоторые экологические знания об охране воздуха от загрязнения.
Материал и оборудование: газовые платки, прозрачные стаканы на каждого ребенка, тазы с водой, пластиковые стаканчики на каждого ребенка, трубочки, губки, стеклянная банка с ванилином, свеча, веера, кораблики, блюдца.
Ход занятия: дети стоят около воспитателя. Детям предлагается сделать долгий выдох, а затем задержать дыхание; вдох, а затем вновь задержать дыхание.
Воспитатель: сколько времени мы могли не дышать? (ответы) Почему? (не хватало воздуха).
Воспитатель: мы дышим воздухом, который находится вокруг нас, всюду, но мы его не замечаем, он невидим. Как вы думаете, почему мы не видим воздух? (он прозрачный)
Игровое упражнение «Поймай воздух». (Все дети берутся за концы газового платка, одновременно поднимаем его вверх и опускаем его вниз, получается купол, наполненный воздухом)
Воспитатель: как вы думаете где есть воздух? (ответы) А рыбы чем дышат? (воздухом), значит воздух растворенный в воде. Земля тоже окружена воздухом со всех сторон. Он бесцветный и прозрачный, но толстый слой воздуха имеет цвет – голубое небо, освещенное солнцем. Воздух называют воздух-невидимка, но все-таки воздух можно и увидеть и ощутить. Проделав много опытом и экспериментов, мы постараемся это доказать. Все тела природы занимают место. А воздух? Давайте проверим.
Опыт: рассмотрим пустой стакан. Как вы думаете что находится в стакане? (ответы детей) Но оказывается стакан не пустой, а в нем что-то есть, сейчас мы в этом убедимся. Детям предлагается в емкость с водой опустить стакан дном вверх. Вода в стакан не входит (обращать внимание детей на то, что стакан нужно держать ровно и погружать в воду медленно) Что происходит? (ответы) Почему вода не заполняет стакан? (ответы)
Вывод: в стакане есть воздух, он то и не пускает воду, значит воздух тоже занимает место.
Воспитатель: а можно ли воздух увидеть? (ответы) Можно! Для этого повторяем опыт N1. Опускаем прямо перевернутый стакан в воду, а затем осторожно наклоняем стакан так, чтобы пузырьки воздуха выходили постепенно, уступая свое место воде. Вывод: воздух можно увидеть.
Опыт: «Буря в стакане воды». Дуем через трубочку в воду. Воздух выдохнули и он в воде виден в виде пузырьков.
Опыт: Рассмотрим губку. Что видите? (дырочки, отверстия) Как вы думаете что находится в этих дырочках? (ответы) Что случится, если губку положить на воду? (наблюдаем) Затем детям предлагается погрузить губку в воду и сжать ее. В воде появляются пузырьки воздуха. Воздух из дырочек выходит в воду. Что происходит? (губка тонет) Вынуть губку из воды, подержать на воздухе, опыт повторить, сделать вывод.
Воспитатель: воздух также может перемещаться в пространстве. Дети садятся на ковер кругом, закрывают глаза. В центр круга поставить стеклянную банку на дне которой находится любое пахучее вещество (в данном случае ванилин). Предложить детям сообщать о своих ощущениях. Вывод: воздух способен переносить пыль и запахи. Воспитатель: а каким может быть воздух? (теплый, холодный).
Опыт: зажечь свечу, приоткрыть дверь, подержать свечу внизу, затем вверху Что наблюдаем? (пламя свечи внизу отклоняется внутрь комнаты, а вверху наружу) Почему так происходит? (ответы) В комнате теплый воздух. Он легко путешествует, любит летать. В комнате такой воздух поднимается и убегает через щель вверху. Ему хочется поскорее вырваться наружу и погулять на свободе. А с улицы к нам вползает холодный воздух. Холодный воздух тяжелый, неповоротливый, поэтому предпочитает оставаться внизу. Вверху дверной щели пламя свечи наклоняется от теплого воздуха, а внизу – от холодного. Получается, что теплый воздух движется вверху, а навстречу ему, внизу, ползет холодный воздух. Там, где встречаются теплый и холодный воздух, появляется ветер. Ветер – это движение воздуха.
Опыт: машем веером перед лицом. Что мы чувствуем? Для чего нужен веер?
А чем мы заменили веер в быту?
Опыт: «Буря на море» На море штиль (тихо) Опустить медленно кораблики на море. Предлагается подуть на кораблик (тихий ветер) Кораблики плывут. Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблями, если ветра нет? (ответы) А если ветер очень сильный? (ответы)
Начинается буря и корабль может потерпеть кораблекрушение. Воспитатель: какие ветры бывают? Все ли ветры одинаковые? Ветры разные по силе и по характеру.
По силе: сильный, слабый, тихий, порывистый.
По характеру: нежный, ласковый, веселый, суровый, капризный (то холодный, то теплый).
Воспитатель: какие у нас бывают ветра? Как они называются? Летом: ураган, смерч (сильный страшный ветер в виде воронки, поднимает машины, срывает крыши домов, все в себя засасывает, а когда ослабевает, все предметы падают на землю – «лягушачий дождь»)
какой сказке ураган унес девочку с домом в волшебную страну? (ответ) Зимой: буран, метель Воспитатель: какую пользу приносит ветер?
- гоняет тучи, дождь идет везде
- переносит семена, помогает распространяться растениям - работа ветряных мельниц - проветриваем помещение и прочее
Где чище воздух? Почему? Почему в городе воздух грязнее? (выхлопные газы от машин, заводские трубы и так далее)
Опыт: коптим свечой дно блюдца (наблюдаем что происходит)
Воспитатель: что нужно сделать, чтобы воздух вокруг нас был чистым? (ответы)
Вывод: сегодня мы с вами убедились в том, что хотя воздух называют невидимкой, но мы его могли увидеть, почувствовать и понять, что воздух находится всюду.
Дополнительно: игры с мячом (внутри мяча сжатый воздух). Воздух обладает свойством сжиматься, а также воздух упруг, поэтому мяч так легко отскакивает от пола.
Игровое упражнение «Воздушный шарик». Дети встают в круг, взявшись за руки, внутри «шарика» находится частица воздуха. Начинаем надувать шарик. Частицы воздуха (дети) начинают бегать по кругу. Шарик увеличивается, дети бегают быстрее. Повторить то же в обратном порядке.
Конспект занятия-эксперимента
«Песок.
Что мы знаем о песке?»
Задачи:
Учить детей различать и называть свойства песка: сухой, влажный, очень мокрый, состоит из мелких песчинок, сыплется, лепится, желтый (светло-или темно-коричневый, хорошо пропускает сквозь себя воду (вода уходит в песок); показать, что песок состоит из отдельных песчинок, они мелкие, твердые, неровные, разного цвета.
Воспитывать аккуратность, умение соблюдать правила безопасного поведения во время проведения опытов.
Оборудование: тарелочка с песком для каждого ребѐнка, лупа, стакан с водой, салфетка.
Словарная работа: песчинки.
Ход занятия.
Воспитатель предлагает детям встать в круг.
Воспитатель: Учѐный кот прислал из своей лаборатории материал для исследования, а чтоб узнать, что это надо отгадать загадку.
Загадывает загадку о песке.
Из меня кулич испечь удобно,
Только есть его нельзя, дружок,
Я сыпучий, жѐлтый, несъедобный,
Догадался, кто я? Я – (песок)
Спрашивает, что прислал нам учѐный кот. Дети стоят в кругу.
Отгадывают загадку, проявляют интерес к теме занятия.
Воспитатель предлагает детям пройти в центр науки, сесть за столы для исследования песка.
Воспитатель: Ребята, как узнать из чего состоит песок?
Дети: Нужно рассмотреть песок через лупу.
Проходят к столам, садятся за столы, рассматривают песок на тарелочке при помощи лупы.
Опыт 1. Из чего состоит песок.
Предлагает рассмотреть песок на тарелочках при помощи лупы.
Из чего состоит песок?
Как выглядят песчинки?
Похожи ли песчинки одна на другую?
Чем похожи, и чем отличаются песчинки?
Подводит детей к выводу, что песок состоит из песчинок.
Задаѐт вопрос: «Как вы думаете, как появились эти песчинки?
Рассказывает о происхождении песка. Ветер, вода разрушают камни,
в результате чего и появляется песок.
Когда мы рассматривали песок через лупу, то видели много
маленьких песчинок.
Эти маленькие песчинки похожи на частички мелких камешек.
Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают
друг к другу. Песчинки бывают разного цвета и имеют разную
форму - маленьких камешек.
Предлагает провести второй опыт.
Опыт 2. Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой. Что происходит с сухим песком? (Он сыплется). Попробуем поставить в стаканчик с песком трубочку от сока.
Что происходит?
Почему трубочка не падает?
Трубочка расталкивает песчинки и поэтому ее легко воткнуть.
Опыт 3. Предлагает взять формочку набрать в него сухого песка и построить пасочку. Получилась ли пасочка? Почему? Что нужно сделать с песком чтоб из него можно было строить?
Опыт 4. Полить песок водой и при помощи формочки построить пасочку. Получилась ли постройка?
Предлагает сделать вывод.
Проводит обобщающую беседу. Что мы узнали о песке?
(Он состоит из песчинок, когда сухой сыпучий, когда влажный,
то из него можно строить) Делают выводы.
Вывод: Песок сыпучий. Сухой песок рыхлый. Из сухого песка нельзя построить пасочку. С помощью воды песчинки слипаются и крепко держатся друг за друга, мокрый песок плотный и из него легко сооружать постройки.
Рефлексия.
Предлагает рассмотреть картинки и рассказать, что мы узнали о песке.
Рассматривают картинки, называют свойства песка.
Конспект занятия
«Магнитные силы»
Цели:
— помочь детям получить отчетливые представления о предметах ближайшего окружения;
— учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства;
— развивать способность детей к простейшему сенсорному анализу. Оборудование и материалы: набор магнитов разной величины и силы; разнообразные мелкие металлические предметы; театральные куклы; горох и металлические гаечки; игра «Магнитная мозаика»; игра «Поймай рыбку».
Ход занятия:Дети сидят вокруг стола. Появляется Карлсон (большая тряпичная кукла). Карлсон (тихо): Ой-ой-ой, что же делать? Ой-ой-ой! Воспитатель: Что с тобой, Карлсон? Что ты там приговариваешь?
Карлсон (шепотом): Тише, тише, не шумите. Я боюсь. Ой-ой-ой!
Воспитатель: Что случилось?
Карлсон: Ко мне какая-то железяка прицепилась. Живая! Я ее отцепляю, а она опять прицепляется. Из-за нее у меня моторчик не работает. Я ее боюсь. Воспитатель: Покажи-ка нам эту железяку! Карлсон: Не покажу, вы тоже испугаетесь.
Воспитатель: Мы, Карлсон, ничего не боимся, мы храбрые. О, это не простая железяка. Это самый настоящий магнит! Дай-ка я помогу тебе от него избавиться.
Педагог отрывает магнит от пропеллера Карлсона.
Карлсон: Ура, летаю! Ж-ж-ж! А вы его не боитесь, этого гимнита?
Воспитатель: Дети, подскажите Карлсону, как правильно называется его враг
— железяка, которая так его напугала. Дети: Магнит.
Воспитатель: Магнит совсем не страшный. Просто он притягивает, примагничивает (трудное слово! Повторим его еще раз все вместе: «примагничивает») разные железки. А моторчик у Карлсона — из железа. Вот он и прилип к магниту. Давайте поиграем с магнитом.
Педагог раздает детям магниты, выставляет на столе разные металлические предметы. Дети проверяют воздействие магнита на предметы. Руку с магнитом можно держать как над столом — непосредственно над
предметами, так и под столом — прижимая к крышке стола. Воспитатель: А сейчас я расскажу вам сказку. (Достает три настольные театральные куклы.)
«Жила-была злая и сердитая мачеха. Была у нее падчерица Машенька.
Мачеха Машеньку не любила, ругала-бранила, тяжело работать заставляла.
Однажды пришел к ним Иван-царевич и говорит: «Приходите ко мне во
дворец на бал!»
Мачеха обрадовалась, стала вертеться перед зеркалом: «Ах, я пойду на бал, я
пойду на бал!» Машенька тихонечко говорит: «Я тоже хочу на бал».
— Куда? — закричала злая мачеха. — Ты еще все дела не переделала! Печку истопи, дров наруби, воды наноси, каши навари, пол подмети, тогда и пойдешь.
— Да я уже все сделала.
— Ах так! Так вот тебе еще дело.
Схватила мачеха чашку с горохом и банку с железными гаечками и смешала все вместе.
— Вот разберешь все по отдельности, тогда и пойдешь. Сказала, села в карету и укатила на бал.
Заплакала Машенька: да тут целую неделю работать придется, чтобы все гаечки из гороха выбрать!» Как же Машеньке помочь можно? Как выбрать железные гаечки из чашки с горохом?
Дети предлагают воспользоваться магнитом: он притянет все
железные гаечки, а горох останется.
Показывают, как это надо сделать.
Воспитатель: Ай да молодцы! Помогли бедной падчерице с трудной работой
справиться! Машенька радуется и себе не верит: «Неужели я тоже смогу пойти на бал!» Давайте и мы потанцуем, будто на бал попали.
Дети и педагог танцуют.
Воспитатель: Поплясали, повеселились — домой пора. Отправились мы домой, идем по дороге, смотрим — озеро. А в озере рыбки плавают. Давайте рыбку ловить. Скажем все вместе: «Ловись рыбка и мала, и велика!» Несколько «рыболовов» вытягивают рыбок. Их пересчитывают и раскладывают на столе так, чтобы всем было видно.
Воспитатель: Рассмотрите внимательно удочки и рыбок. Кто догадается, почему к удочке рыбка прицепляется?
Дети: На кончике лески привязан магнит, а к рыбке прикреплена маленькая железочка.
Воспитатель: Что же мы с вами сегодня узнали?
Дети: Мы узнали, что магнит притягивает, примагничивает разные металлические предметы. А еще помогли Карлсону и Машеньке. Воспитатель: Ну как, Карлсон, ты больше не боишься магнита?
Карлсон: Ну, конечно, не боюсь. Магнит — это очень интересно. Он к себе что-то притягивает. Мой моторчик и… и… Забыл, что еще.
Чтобы напомнить Карлсону свойства магнита, на магнитной доске или на фланелеграфе выкладываются карточки-символы. В центре доски — изображение магнита, а вокруг — Карлсон с металлическим моторчиком на спине, металлические гаечки среди горошин, рыбок с металлическими скобочками.
Карлсон благодарит детей за интересное занятие и уходит.
Конспект НОД попознавательному развитию
с элементами экспериментирования
Тема: «Синяя вода»
Конспект познавательного развития, направленного на воспитание бережного отношения к живой и неживой природе к водным ресурсам у старших дошкольников.
Цель: углубление природоведческих знаний через поисково-исследовательскую деятельность.
Задачи:
обучить детей различать состояния воды;
расширить и углубить представление детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, твердое, газообразное);
формировать наблюдательность и любознательность в области познание;
развивать способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, помочь осознать причинно - следственные связи;
воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе к водным ресурсам.
ТСО: видеосюжеты из мультфильма «Мойдодыр», аудиозапись «Звуки воды».
Предварительная работа: наблюдение во время прогулок зафизическими явлениями (дождь, снег, лед, туман, иней, сосулька). Чтение энциклопедии для любознательных «Почемучка», «Обо всем», заучивание стихотворения «Капелька» Г.Н.Лющнина.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята,во время прогулок мы с вами наблюдали заприродными явлениями. Прочитали в энциклопедии о воде. Учили стихи. Сегодня я вас приглашаю вступить в клуб «Исследователь», но вы должны пройти два испытания:
1. Определите и назовите звуки природы (включаем аудиозапись звук воды). Определите, что это за звук? Ответы детей: это звук воды.
2. А теперь отгадайте загадку о природном явлении.
«Я и туча, и туман, Очень добродушная,
И ручей, и океан, Я мягкая, послушная,
И летаю, и бегу, Но когда я захочу,
И стеклянной быть могу. Даже камень источу»
(Ответы детей).
Воспитатель: А давайте, ребята, посмотрим на экране, для чего нужнанам вода? (Просмотр видеосюжета № 1 из мультфильма «Мойдодыр».
Воспитатель: Такие мальчики попадаются и среди нас. (Выбегаетмальчик - грязнуля).
Мальчик – грязнуля: Вот было бы здорово, если вода бы исчезла совсем.
Воспитатель: Да, что ты такое говоришь! Ребята, что будет, если водаисчезнет?
Ответы детей: Погибнут растения, животные, люди. Без воды нет жизни на земле. Ребята, давайте посмотрим сюжет из мультфильма.
Просмотр видеосюжета из мультфильма «Мойдодыр» (Рано утром на рассвете…).
Воспитатель: Посмотри, вода нужна всем, и зверятам, и растениям, илюдям.
Мальчик - грязнуля: Да я все понял, я не буду таким, я пойду, умоюсь и всегда буду аккуратным и чистым.
Воспитатель: Ты умывайся, а мы пока поиграем.
Проводится игра малой подвижности «Вода, воздух, земля». На слово воздух дети поднимают руки вверх, на слово «вода» отпускают руки вниз, а на слово «земля» руки вперед.
(Входит «Грязнуля, улыбается).
Воспитатель: Посмотрите, какой он теперь чистый. Дети вы хотитеузнать ещѐ о воде? Приглашаю вас в клуб «Исследователь». Предлагаю вам заняться исследованием воды. Вы знаете, кто такие исследователи? (Ответы детей).
Сейчас пойдемте в лабораторию и приступим к нашим исследованиям. Перед проведением опытов напоминаю детям о технике безопасности во время работы с водой. Дети, одевая фартуки, читают стихотворение.
Вода всегда и всем нужна,
Она прозрачна и чиста.
Она бежит, течет и льется,
Из речки, крана и колодца.
Вода тепла и холодна,
А также мокрая она.
кто с водой не осторожен намочит быстро их она.
Дети подходят к столу, на котором стоят чашки с водой и сок с
трубочкой.
Опыт №1 «Вода – это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха» Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода — это жидкость,
которая не имеет вкуса, цвета, запаха.
Воспитатель: Возьмите стакан с водой и налейте ее в другой стакан.Почему вода льется? Вода жидкая или твердая?
Вывод детей: вода жидкая – течет.
Воспитатель:Попробуйте воду на вкус.Есть ли у нее вкус?А теперьпопробуйте сок. Какой он? Сладкий. Положите в один стакан сахарный песок, в другой – немного соли.
Вывод детей: вода изменилась на вкус: в одном стакане – сладкая, в другом – солѐная.
Воспитатель:Сравниваем запах в стакане с обычной водой и водой сдобавлением ароматизаторов.
Вывод детей: вода не имеет запаха.
Воспитатель:Опустите ложечки в стаканы с водой.Что увидели встаканах? Опустите трубочки в стаканы с водой. Почему видны трубочки?
Вывод детей: в стакане с водой ложки и трубочки видны – вода прозрачная.
Опыт №2 «Вода не имеет формы»
Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет формы.
Воспитатель: Налейте воду в сосуды разной формы.Имеет ли водаформы?
Вывод: жидкая вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в котором находится.
Физкультминутка «Синяя вода».
Синяя вода,
(Волнообразные движения рук на уровне груди в стороны)
Поле без следа,
Без конца и края.
(Кружимся на месте)
Синяя вода,
Ты спешишь куда?
Ты спешишь куда?
(Присели, обхватили плечи руками)
К морю синему,
Там, где волны сильные,
(Встали, руки вытянули вверх)
Там, где волны сильные
Плещутся всегда.
(Волнообразные движения рук на уровне груди в стороны)
Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода меняет цвет.
Воспитатель: Возьмите кисточки и подкрасьте воду.Опустите в неекамушек. Какая стала вода? Видите ли, вы камушек?
Вывод детей: вода меняет цвет. Камушек в стакане не видно.
Опыт №4 «Лед – твердая вода»
Воспитатель: Снежная Королева сделала нам подарок (показываю лед). Наблюдаем за таянием льда и его превращением в воду. Возьмите кусочек льда в руки. Что происходит со льдом? Почему лед тает? А теперь вытрите руки салфеткой. Какими стали салфетки?
Ответы детей: Влажными.
Вывод детей: лед – твердая вода.
Опыт №5 «Газообразная вода - пар»
Цель: Подвести детей к пониманию трех состояний воды.
Беру стакан с горячей водой и накрываю стеклом. Дети наблюдают. Показываю стекло. Что вы видите на стекле?
Ответ: Образовались капли воды.
Вывод: вода может превратиться в пар.
Рефлексия.
Воспитатель:Ребята,чем мы сегодня занимались? (ответы детей)Понравилось ли вам заниматься в лаборатории? (ответы детей) Что показалось вам самым интересным? (ответы детей) Мальчик-Грязнуля: Как интересно у вас.Мне очень стыдно,что я не
дружил с водой!
Воспитатель: Я очень рада,что ты будешь дружить с водой.
Благодарю всех за участие в опытно – экспериментальной деятельности.
Конспект «Волшебные камушки» по поисково-
познавательной деятельности
Цель:Дать представление о том, что камни используются в строительстве зданий, дорог, а также первое представление о ценных камнях. Учить классифицировать камни по разным признакам. Развивать интерес к камням, называть их свойства и особенности (крепкий, твѐрдый, тяжѐлый). Активизировать словарь детей. Развивать логическое мышление.
Лучше дома не найдѐшь, не найдѐшь, не найдѐшь. Никакой на свете зверь, хитрый зверь, страшный зверь, Не откроет эту дверь, эту дверь, эту дверь!
Узнаѐте этих поросят? Из какой они сказки? Как их зовут? А вы хотите поиграть, немного побыть весѐлыми маленькими поросятами? Поиграем?
Воспитатель выбирает волка. Когда играет музыка, поросята бегают, резвятся. Как только музыка заканчивается, поросята разбегаются в домики.
Вы помните, что Наф-Наф построил самый крепкий дом? Из чего он его построил? (из камней). А почему из камней, а не из соломы или прутьев, как его друзья? Вот мы сейчас и посмотрим, какие же камни крепкие.
Опыты с камнями
Обследование камней (есть камни гладкие, есть шероховатые; ничем не пахнут)
Бросают камни в воду (тяжѐлые, тонут, прочные, т. к. не размокли и не сломались).
Сравнение камней с пластилином (камень твѐрже пластилина, не мнѐтся, забивание гвоздя в камень, затем в пластилин).
Камни твѐрдые, прочные, тяжѐлые, поэтому используются в строительстве.
Вот какой умный поросѐнок Наф-Наф
Затем воспитатель предлагает просто поиграть с камушками (сделать музыкальные маракасы, выложить картинку из камней). Раскрашивание камней гуашью.
Конспект ООД по познавательному развитию
«Что лучше: бумага или ткань?»
Тема: «Что лучше: бумага или ткань? »
Задачи:
Продолжать знакомить с бумагой и тканью, с их свойствами и качествами; научить устанавливать отношения между материалом предметов и способом их употребления;
Привлекать детей к исследовательской деятельности, развивать воображение, мыслительную деятельность, речь;
Кусочки ткани и бумаги на каждого ребѐнка; ѐмкости с водой; тарелочки; салфетки для вытирания рук; куклы Симка и Нолик, ватман, кусок ткани, степлер.
План:
Организующий момент.
Постановка проблемы.
Экспериментально-исследовательская деятельность с бумагой и тканью.
Физминутка.
Обобщение полученных данных.
Итог встречи.
Ход встречи:
- Посмотрите у меня кто- то в коробке спрятался.
Два цветных болтика: синий и оранжевый. Кто же это ребята?
Фиксики: Симка и Нолик.
Достаю игрушки Симки и Нолика, так же из коробки высыпаются степлер, ножницы, иголка с ниткой, ватман и кусок ткани.
- Что это у вас такое?
Димдимычу нужно приготовить костюм ученого для конкурса: накидку и колпачок. Он хотел все из бумаги, а его мама предлагает из ткани накидку, а из бумаги колпачок.
Нолик Димдимыча поддерживает, а я его маму.
Ребята поможем нашим друзьям разобраться, из чего лучше сделать костюм из бумаги или ткани?
Ответы детей.
Ребята, давайте мы не будем с вами гадать, мы пойдѐм и узнаем все о ткани и бумаге, их свойствах и Симке с Ноликом всѐ покажем.
(воспитатель приглашает детей за столы)
- Ребята, перед вами на тарелочках кусочки бумаги и ткани.
Возьмите в руки ткань. Потрогайте, потрите пальчиками, ткань какая? (дети выясняют, что ткань мягкая, с ворсинками).
Теперь возьмите в руки бумагу. Потрогайте бумагу, бумага какая? (бумага твердая, гладкая)
Вот мы узнали, что ткань она мягкая, приятная к телу, а бумага – твѐрдая. Хорошо. Теперь давайте сомнѐм бумагу и ткань (сминают). Что стало с бумагой? С тканью? (они смялись).
Ребята, а что вам было легче сминать? (выясняют, что бумагу смять легче, чем ткань).
А теперь попробуйте расправить бумагу и ткань. Посмотрите, какая стала бумага? (осталась мятой, еѐ нельзя расправить). А ткань, посмотрите, можно расправить? (ткань расправилась, разгладилась).
Да, ребята, видите: ткань и бумага мнутся, но бумагу легче смять. А вот расправить бумагу невозможно, а ткань разглаживается.
Ребята, как вы думаете, что прочнее: бумага или ткань? (ответы детей). А давайте мы тоже проверим. Возьмите бумагу, разорвите еѐ.
(дети выясняют, что бумага рвѐтся легко, она непрочная).
Теперь попробуйте разорвать ткань. (ткань не рвѐтся, она прочная).
Вот мы узнали, что ткань прочная, а бумага непрочная, еѐ легко разорвать.
А теперь давайте посмотрим, что случится с бумагой и тканью если их намочить? Опустите в таз с водой кусочки бумаги и ткани (дети опускают). Теперь достаньте из воды ткань. Посмотрите, что случилось с тканью? (она
намокла). Отожмите воду. Попробуйте теперь ткань разорвать (дети выясняют, что ткань намокла, но разорвать еѐ нельзя, она осталась прочной).
А теперь достаньте бумагу из воды. Что стало с бумагой? Попробуйте еѐ разорвать. (дети выясняют, что бумага размокла и развалилась, она непрочная).
Отложите остатки бумаги на тарелочку, вытирайте руки.
Вот, ребята, оказывается и бумагу, и ткань можно намочить. Но ткань можно высушить, и она остаѐтся прочной, а бумага размокает она непрочная.
Я попробую свернуть в кулек ткань и бумагу. Посмотрите бумага держит форму, а ткань не держит форму.
- Вот как много нового мы узнали о ткани и бумаге.
Теперь давайте отдохнѐм и вернѐмся к нашим друзьям.
ФИЗМИНУТКА «Фиксипелки»
Из чего же сделаем плащ? А колпачок?
Ответы детей (из ткани плащ, колпачок из бумаги) .
Попросим Елену Владимировну пришить ленты к плащу.
-А колпачок сделаем из бумаги и наклеим на него звезды
(дети наклеивают готовые звезды из самоклеющейся бумаги)
- Вот мы и помогли разрешить спор Симки и Нолика.
Симка и Нолик, вам нравится костюм Димдимыча? А вам ребята?
Занятие «Путешествие Капельки»
Цели и задачи:Закреплять представления детей о состоянии воды (жидком, твердом, газообразном, значении воды в природе и для человека, формировать элементарные представления о круговороте воды в природе.
Продолжать учить детей выделять свойства воды, устанавливать
причинно-следственные связи, делать выводы;
Развивать мыслительные операции анализа, сравнения, поощрять
попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие
с ответом товарища;
Воспитывать бережное отношение к природе, интерес
к экспериментальной деятельности.
Методы и приемы:проблемная ситуация, моделирование,
игровой, вопросы поискового характера, беседа,
экспериментирование, художественное слово, показ.
Оборудование: цветок в горшке (вялый, рисунок цветка в горшке,
рисунок Капельки, термос с кипятком, стекло, тарелка, снег или
лед, стаканчики прозрачные по кол-ву детей, соломинки, сахар,
соль, марганцовка, маска-Тучки, маска Солнышка, рисунок человека,
рисунок маленьких капелек по кол-ву детей, мольберт, магнитофон.
Ход: Воспитательль.
- Загадка: «Что в решете не унесешь? »
Ответы детей.
Воспитатель: Вот о ней, о волшебнице воде мы и будем беседовать.
Ведь без нее-воды-не будет жизни в нашем уголке живой природы.
Сегодня мы познакомимся со свойствами воды; узнаем, что она умеет делать
во что превращаться. И поможет нам в этом настоящая принцесса воды – Капелька. Она очень любит путешествовать. А где, вы узнаете, если отгадаете загадки:
Без рук, без ног, а бежит?
Кругом вода, а с питьем беда?
Белая морковка зимой растет.
В огне не горит, в воде не тонет.
Молодцы! Да, наша Капелька живет в воде и хочет, чтобы мы побольше о ней узнали.
Воспитатель. Посмотрите, что это? (термос). В термосе у меня кипяток- видите над ним пар? Над паром я подержу зеркало. Что стало с паром? Во что он превратился? (в капельки воды).
Как вы думаете, пар это вода или нет? (да)
Сильно нагретая вода превращается в пар. Пар поднимается вверх, остывает в воздухе и выпадает на землю в виде осадков (дождь).
Что это (снежок). А снег – это вода или нет? (ответы детей).
Посмотрите на наш снежок. Он уже начал таять и лежит в лужице воды. Значит снег-это? (замороженная вода). Потрогайте снег, какой он? (ответы детей). А откуда берется снег? (ответы детей).
Снег выпадает из облаков зимой. Вода превращается в маленькие, ледяные кристаллики и падает на землю в виде снежинок.
А еще вода бывает жидкая. Где? (ответы детей).
Так в каких трех состояниях бывает вода? (ответы детей).
Физминутка
Моделирование трех состояний воды:
взявшись за руки, прижаться друг к другу – твердое;
легко взявшись за руки, стать на небольшом расстоянии друг от друга – жидкое;
свободно распределиться по ковру – газообразное.
Сценка:
Заходит ребенок-грустный, с растением (которое нужно полить, оно завяло) .
Здравствуйте, друзья.
Воспитатель. Что-то наша Катя грустная. Давайте спросим, что у нее случилось.
Катя. Мой любимый цветок был таким красивым, как на картинке (показывает картинку, а теперь стол вот таким (показывает цветок). Не знаю, что с ним случилось, жалко мне растение, поэтому я и грущу.
Воспитательль. Дети, а вам жалко растение? Давайте его пожалеем, скажем ему ласковые слова: хорошее наше, не грусти, мы тебе поможем, ты снова станешь красивым и здоровым (дети говорят растению добрые слова) .
Воспитатель. Не помогает.
Ребята, мы хотим, чтобы растение чувствовало себя хорошо? (да)
Чтобы оно каким стало? (ответы детей6 чтобы листики смотрели вверх, чтобы стебелек смотрел вверх, чтобы земля была влажной) .
А что для этого Катя забыла сделать?
Дети. Полить! Катя поливает свой цветок) .
Воспитатель. Скоро наше растение станет таким же красивым и здоровым как на картинке.
Воспитатель. Дети, наша Капелька предлагает нам продолжить наше путешествие, чтобы мы еще больше узнали о свойствах воды.
Опыт:
Прозрачные стаканчики с водой.
Опустить палочку в стаканчик с водой. Полочка видна, значит вода какая? (ответы детей: прозрачная, без цвета)
Понюхать воду (без запаха)
Попробовать на вкус (без вкуса)
А если в воду добавить:
сахар - сладкая;
соль – соленая;
марганцовку – розовая, значит у воды есть еще одно свойство – растворитель.
Воспитатель. Ребята, Капелька подсказывает, что мы забыли рассказать, что человеку тоже нужна вода.
Организм человека в основном состоит из воды (показ рисунка, она содержится в крови человека и во всех клеточках кожи; вода входящая в состав слюны помогает переваривать пищу, с помощью воды из организма удаляются вредные вещества. Человек может несколько дней прожить без еды, но без воды он не обойдется.
Воспитатель. Дети, для чего еще кроме питья нужна вода человеку? (ответы детей:
умываться, купаться и т. д.)
Воспитатель. Трудно найти на земле место, где бы не было воды. Вода есть всюду. И не только в океанах и морях, в реках и озерах. Вода содержится и в земле, в любом камне, в его мельчайших трещинках есть вода. Много воды и в живых организмах – в каждом растении, в каждом животном. В воздухе тоже есть вода.
Физминутка.
Воспитатель. Ребята, давайте представим, что я – ваша мама-Тучка,
а вы все ее детки-капельки.
Тучка: Где тут капельки? Пора моим капелькам-деткам в
путь отправляться.
Посылаю вас, капельки, на землю, пролейтесь веселым
дождиком, напоите землю, деревья и цветы, погуляйте.
А затем ко мне возвращайтесь. Да смотрите, не балуйтесь, ведите
себя хорошо. Прохожим за воротник не залезайте, не брызгайтесь.
(музыка, звуки дождя)
Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало
по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли
маленькими веселыми ручейками (взялись за руки,
несколько «ручейков»).
Встретились ручейки и стали большой речкой (соединяются в
одну цепочку). Текут-текут и попадают в большой океан.
Плавали они плавали и вспомнили, что Тучка-мама наказала
домой вернуться. А тут и солнышко пригрело (появляется ребенок
в маске солнца). Стали капельки легкими, потянулись вверх
(руки вверх, стали на цыпочки). Испарились они под лучами
солнца, вернулись Тучке-маме. Тучка: Молодцы, капельки,
хорошо себя вели, славно путешествовали.
Воспитатель. Так и ходит вода по кругу: то ввысь поднимается, то живительным дождиком прольется, под землю просочится, а оттуда вновь через родники на землю выбежит. Так и кружится, как белка в колесе. И ни одна капелька не пропадает.
Воспитатель. Как много нового мы с вами узнали о воде. Что вам больше всего запомнилось? (ответы детей). Капелька очень довольна и каждому дарит свой портрет (нарисованные капельки по кол-ву детей). А еще угощает всех вкусным соком. В котором есть что? (ответ детей).