КАРТОТЕКА - Игр и упражнений для обеспечения комфортной психологической среды в группе детского сада.
КАРТОТЕКА - Игр и упражнений для обеспечения комфортной психологической среды в группе детского сада.
Психологические игры способствуют объединению детей в группе, снимают конфликтность, воспитывают умение понимать чувства других людей и адекватно реагировать на них, терпимо относиться друг к другу; корректированию нарушений поведения детей, формируют положительный психологический микроклимат в группе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«КАРТОТЕКА - Игр и упражнений для обеспечения комфортной психологической среды в группе детского сада.»
Спиридонова Ирина Алексеевна
Воспитатель г. Рыбинск МДОУ 6
КАРТОТЕКА
Игр и упражнений для обеспечения комфортной психологической среды в группедетского сада.
Что такое комфорт? Это условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие и уют. (Толковый словарь С.И.Ожегов)
Психологический комфорт- условия жизни, при которых ребёнок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.
Дошкольное образовательное учреждение призвано обеспечить ребёнку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить его добрые чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению.
Как научить детей уговаривать, прощать, разрешать споры? Как научить преодолевать негативные эмоции, владеть собой, доверять другим? Как научить детей видеть настроение друзей и уметь помогать им преодолевать грусть, уныние, гнев? Конечно, как и всему- через основную деятельность дошкольников-игру.
Психологические игры способствуют объединению детей в группе, снимают конфликтность, воспитывают умение понимать чувства других людей и адекватно реагировать на них, терпимо относиться друг к другу; корректированию нарушений поведения детей, формируют положительный психологический микроклимат в группе. Психологическими можно назвать любые игры, в которых решаются задачи социализации, психоэмоционального развития, сплочения коллектива детей.
Педагог организует и проводит психологические игры в удобное для детей время. Это могут быть утренние часы, время прогулки, вторая половина дня и любой другой момент. Продолжительность игры зависит от её цели, содержание, возраста детей, их эмоциональной включенности.
Игровые упражнения.
Цель: формирование доброжелательных отношений между детьми.
" Вежливые слова"
Сидя или стоя в кругу, дети бросают друг другу мяч и называют добрые слова или вежливое выражение. Можно усложнить задание, предложив называть только слова приветствия прощания, извинения, благодарности.
" Волшебный клубочек"
Дети сидят на ковре по кругу или стоят. педагог передаёт клубок ниток ребёнку, и при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или ласково называет рядом сидящего по имени, тот наматывает нить вокруг пальца и передаёт клубок следующему, также говоря приятные слова или комплименты. Волшебный клубочек передаётся по всему кругу. По окончанию игры можно сказать слова: слева друг и справа друг, очень дружный общий круг. Вместе за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся. Теплота от наших рук побежит вокруг. День начнётся с доброты, с нашей общей теплоты.
" Доброе животное"
Участники встают в круг и берутся за руки. Воспитатель тихим голосом говорит:" мы- одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!" дети прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседа. Вдох - все делают шаг вперёд, выдох - шаг назад." Воспитатель говорит:" так животное не только дышит, так же ровно бьётся его большое доброе сердце. Стук- шаг вперёд, стук- шаг назад."
" Дружба начинается с улыбки"
Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и молча улыбаются.
" Комплименты"
Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: Спасибо, мне очень приятно! Он произносит комплимент своему соседу. При затруднении педагог может сделать комплимент или предложить сказать что-нибудь приятное. Во время игры воспитатель находится в кругу вместе с детьми, показывает пример, подсказывает, подбадривает, настраивает детей.
" Эстафета дружбы"
Детям надо взяться за руки и передавать рукопожатие, как эстафету. Начинает педагог: "Я передам свою дружбу, и она идёт от меня к Маше, от Маши к Саше и дальше по кругу и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы у нас стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает никогда.
Игры, способствующие развитию согласованности действий, установлению доверительных отношений между детьми.
" Круг-кружочек, синий огонёчек " (для детей с трёх лет)
Дети идут по кругу со словами:" Круг- кружочек, синий огонёчек, раз-два-три, повернись-ка, Ваня, ты." Ребёнок, которого назвали, поворачивается спиной в круг. Игра продолжается, пока все дети не повернутся спиной в круг. Далее слова меняются:" Круг-кружочек, синий огонёчек, раз-два-три-четыре-пять, повернулись в круг опять, повернулись- улыбнулись!"
" Узнай, кто позвал" (для детей с 4 лет)
Воспитатель предлагает одному из детей отвернуться. Затем жестом или взглядом предлагает позвать его по имени кому-то из детей. Водящий должен узнать зовущего и назвать его. Узнанный становится водящим. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побывают водящими.
" Завивайся, капуста “ (для детей с 4 лет)
Воспитатель встаёт в начале шеренги детей, держащихся за руки, и со словами" завивайся, капуста" поворачивается вокруг себя, увлекая за собой детей. Когда вся группа детей круг за кругом сплотится в "клубок", начинают говорить слова" развивайся, капуста и идут в обратную сторону.
" Иголка с ниткой" (для детей с 4 лет)
Дети, держась за руки, идут друг за другом за ведущим-" иголочкой" (первое время это может быть воспитатель) , который проводит их через препятствия: обходя скамейку, песочницу, перешагивая и подлезая и т. П .Движение сопровождают словами:" куда иголочка, туда и ниточка.”
“Прогулка по ручью" (авторская, для детей с 5 лет)
На полу или на земле рисуется ручеек, извилистый, то широкий, то узкий. Туристы выстраиваются друг за другом в одну цепь, кладут руки на плечи впереди стоящему, расставляют ноги на ширину ручья в том месте, где их путь начинается, и медленно передвигаются все вместе, меняя ширину шага, ступая по берегам ручья. Оступившийся попадает в ручей и встаёт в конец цепи.
" Зеркало" (для детей с 5 лет)
Детям предлагается представить, что они вошли в магазин зеркал. Одна половина группы- зеркала, другая- разные зверушки. Зверушки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы. Зеркала должны точно отражать движения и мимику зверушек.
"Сиамские близнецы" (для детей с 6 лет)
Играющие разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают одной рукой друг друга за талию, одну ногу ставят рядом. Теперь они- сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище, две руки. Предлагается им походить, поприседать, повернуться, покружиться, порисовать.
Совет: чтобы третья нога была "дружной" , её можно скрепить верёвочкой.
" Найди друга" (для детей с 5 лет)
Одному из детей завязывают глаза и предлагают найти и узнать друга. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду. Когда ребёнок узнаёт друга, ему развязывают глаза и они обнимают друг друга.
" Секрет" (для детей с 6 лет)
Всем участникам ведущий раздаёт по секрету из красивого сундучка: пуговицу, бусинку, мелкую игрушку, камешек, заколку для волос и тому подобное - кладёт в кулачок. Участники ходят по группе и пытаются уговорить других показать его секрет. Если кого-то уговорил, они меняются секретами, игра продолжается. Взрослый следит за процессом обмена секретами, помогает наиболее робким найти общий язык со сверстниками.
" Рукавички" (для детей с 5 лет)
Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскладывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенными, по группе. Дети берут по одной рукавичке и ищут свою пару. Соединившись в пару, они отходят за стол, раскрашивают одинаково свои рукавички, как можно быстрее. Взрослый наблюдает, как дети в паре организуют свою деятельность, как делят карандаши, как договариваются. Победителей поздравляют.
" Дракон кусает свой хвост" (для детей с 5 лет)
Играющие становятся в колонну, держась за плечи. Первый ребёнок- "голова ДРАКОНА" , последний- "хвост ДРАКОНА" . Голова должна дотянуться до хвоста и дотронуться до него. "Тело Дракона" неразрывно. Как только голова дотронулась до хвоста, она становится хвостом. Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в 2 ролях.
Игры, способствующие формированию личностных качеств детей.
" Радио" (для детей с 4 лет)
Цель: упражнять детей во внимательном отношении друг к другу, формировать, дружеские чувства.
Игра начинается словами:" Внимание, внимание! Потерялся мальчик... " далее взрослый описывает кого-то из детей: во что одет, цвет волос, во что любит играть. Дети пытаются узнать о ком идёт речь, называют по имени. Игра продолжается дальше.
Примечание: старшие дошкольники смогут выполнять роль ведущего.
" Что изменилось" (для детей с 5 лет)
Цель: упражнять детей во внимательном отношении друг к другу, видеть и замечать изменения во внешнем облике, настроении.
Перед началом игры воспитатель выбирает двух детей, предлагает остальным внимательно на них посмотреть и запомнить, как они выглядят. Потом все дети отворачиваются, а взрослый вносит несколько изменений в одежду выбранных детей, в причёску, меняет положение рук или ног, показывает другую мимику лица. Дети, повернувшись, стараются увидеть изменения и называют их.
Примечание: внесённых изменений должно быть не более 3 у каждого из двух детей.
" Найди и промолчи" для детей с 5 лет
Цель: развивать концентрацию зрительного внимания, умение сдерживать непроизвольные движения.
В начале игры детям предлагается закрыть глаза. Ведущий кладёт небольшую игрушку туда, где дети смогут её увидеть, не сходя с места. Дети открывают глаза и стараются найти игрушку глазами. Те, кто увидел игрушку, не должны ничего говорить и показывать на неё. Если кто-то из детей не увидел игрушку, ему помогают тем, что все смотрят на неё.
" Скучно- скучно" (для детей 6 лет)
Цель: формирование умений пережить ситуацию неуспеха, воспитание альтруистических чувств.
Дети садятся на стулья по кругу и говорят слова: "Скучно-скучно так сидеть, друг на друга не глядеть. Не пора ли пробежаться и местами поменяться". Встают и бегут по кругу. По сигналу "стоп" садятся на любой стул. Стулья в процессе игры по-одному убирают. Игра продолжается до победителя.
" Передай эмоцию" (для детей с 5 лет)
Цель: учить понимать мимику другого человека, осознавать своё эмоциональное состояние.
Дети встают в круг спиной. Воспитатель показывает одному из детей пиктограмму, тот узнаёт предложенную взрослым эмоцию: радость, страх, гнев, удивление, злость, печаль и т.д. Он изображает эмоцию и ”передаёт" её стоящему рядом, тот- следующему. Если эмоция вернулась первоначальной, все поворачиваются в круг и аплодируют.
"Создать звезду"( для детей с 5 лет)
Цель: способствовать сплочению группы, умению общаться, быстро принимать совместные решения.
По сигналу взрослого дети свободно перемещаются по помещению. После слов" создать звезду" им надо собраться в группу и встать, взявшись одной рукой в центре. Количество человек в группе зависит от цифры на карточке, которую показывает взрослый: 2 3 4 5.
" Приветствие короля" (для детей от 6 лет)
Цель: снятие мышечного и психологического напряжения, создание позитивного настроя в группе, развитие умение управлять своими эмоциями.
Дети встают в 2 ряда: первый- "ограда". Они кладут руки на плечи друг другу, образуя ограду для стоящих за ними. Стоящим позади нужно, опираясь на ограду, прыгнуть и поприветствовать короля улыбкой, взмахом руки. Затем дети меняются местами.
Примечание: дети должны почувствовать разницу в напряжении мышц: когда они были "деревянной оградой", а потом прыгающими людьми.
" Лавота" хороводная игра ( для детей с 6 лет)
Цель: формирование толерантности, бережного отношения к сверстникам, умение терпеть неудобства.
Дети встают в круг и приставным шагом ведут хоровод со словами: дружно танцуем мы тра-та-та, тра-та-та, танец любимый наш- это Лавота. Взрослый спрашивает: руки были? Дети отвечают: были. А мизинчики были? Дети берут друг друга за мизинцы и опять идут по кругу со словами. Следующими на очереди будут: локти, плечи, спины, уши, колени, пятки.