kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Картотека нетрадиционных пальчиковых игр

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленные игры вызовут большой интерес у детей

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Картотека нетрадиционных пальчиковых игр»



Горох


Цель: Развивать мелкую моторику пальцев посредством самомассажа. Способствовать нормализации мышечного тонуса.


Ход:

Опустить кисти рук в « сухой бассейн», помешать» горох, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук.

В миску насыпали горох

И пальцы запустили,

Устроив там переполох,

Чтоб пальцы не грустили.



Тесто


Цель: Развивать мелкую моторику пальцев посредством самомассажа.


Ход:

Опустить кисти рук в «сухой бассейн» и изображать, как месят тесто.

Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи.




Фасоль


Цель: Развивать мелкую моторику пальцев посредством самомассажа. Стимулировать тактильные ощущения.


Ход:

На дне «бассейна» спрятать игрушки из киндер-сюрпризов. Опустить кисти рук в бассейн, помешать фасоль, затем найти и достать игрушки.

В миске не соль, совсем не соль,

А разноцветная фасоль.

На дне игрушки для детей,

Мы их достанем без затей.



Лодочка


Цель: Развивать мелкую моторику пальцев посредством самомассажа. Формировать произвольные движения пальцев.


Ход:

Соединить ладони обеих рук «ковшиком», делать скользящие движения по поверхности «сухого бассейна».

Лодочка плывет по речке, Оставляя на воде колечки.



Повар


Цель: Развивать мелкую моторику пальцев посредством самомассажа. Способствовать координированным движениям пальцев.


Ход:

Выполнять круговые движения кистью в «сухом бассейне» по часовой стрелке и против нее.

Варим, варим, варим щи.

Щи у Вовы хороши!





Стираем платочки


Цель: Развивать мелкую моторику пальцев посредством самомассажа. Способствовать нормализации мышечного тонуса.


Ход:

Выполнять движения раскрытой ладонью по дну «сухого бассейна» в направлении вперед-назад, пальцы разведены.

Мама и дочка стирают

платочки

Вот так, вот так!

Постирали и отжали.

Ох, немножко мы устали.


Колобок


Цель: Развивать мелкую моторику пальцев посредством самомассажа. Стимулировать тактильные ощущения.


Ход:

Сжимать и разжимать кулачки в «сухом бассейне».

Кулачок как колобок.

Мы сожмем его разок.

Кулачки сжимаем,

Кулачками мы играем.



Зарядка


Цель: Развивать мелкую моторику пальцев посредством самомассажа.


Ход:

Сжимать и разжимать кулачки в «сухом бассейне».

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.



Напрягаем пальцы


Цель: Развивать мелкую моторику пальцев посредством самомассажа. Способствовать нормализации мышечного тонуса.


Ход:

Опустить кисти рук в «сухой бассейн» Растопырить пальцы, напрягать их как можно сильнее, а затем расслабить и слегка пошевелить пальцами.

Только уставать начнем,

Сразу пальцы разожмем,

Мы пошире их раздвинем,

Посильнее напряжем.



Ладошки здороваются


Цель: Развивать мелкую моторику пальцев посредством самомассажа.


Ход:

Опустить кисти рук в «сухой бассейн». Сплести пальцы рук, соединить ладони и стискивать их как можно сильнее. Затем расслабить руки и слегка пошевелить пальцами

Наши пальчики сплетем

И соединим ладошки.

А потом как только можем

Крепко-накрепко сожмем.



Лягушки


Цель: Развивать мелкую моторику пальцев посредством самомассажа.


Ход:

Сжать руки в кулачки и положить их на дно «сухого бассейна» пальцами вниз. Резко распрямить пальцы (руки как бы подпрыгивают) и положить руки на дно бассейна с растопыренными пальцами.

Две веселые лягушки

Ни минуты не сидят.

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.


Пальцы играют


Цель: Развивать мелкую моторику пальцев посредством самомассажа. Увеличивать объем и амплитуду движений.


Ход:

Опустить руки в «сухой бассейн». Сжимать пальцы в кулачки как можно сильнее, затем расслаблять их и разжимать.

Дружно пальчики сгибаем,

Крепко кулачки сжимаем.

Раз, два, три, четыре, пять -

Начинаем разгибать.




Медведь


Цель: Массаж (самомассаж) подушечек пальцев.


Ход:

Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, сдвигает палец, катая его на подушечке влево-вправо. На каждую строчку - нажим на один палец.

Шёл медведь к своей берлоге

Да споткнулся на пороге.

«Видно, очень мало сил

Я на зиму накопил»—

Так подумал и пошёл

Он на поиск диких пчёл.

Все медведи — сладкоежки,

Любят есть медок без спешки,

А наевшись, без тревоги

до весны сопят в берлоге.



Щелчки


Цель: Развивать тонкие движения пальцев.


Ход:

Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука (или взрослый) поднимает пальцы по одному (ребёнок с силой прижимает ладонь, сопротивляясь подъёму). Затем палец отпускают, и он со стуком падает вниз. На каждую строчку — один палец.

Поднял ушки бурундук,

Он в лесу услышал звук:

— Это что за громкий стук,

Тук да тук, тук да тук?

- А пойдём, — сказал барсук,—

Сам увидишь этот трюк:

Это дятел сел на сук

И без крыльев, и без рук

Ищет он, где спрятан жук, —

Вот и слышен перестук!



Репка


Цель: Массаж (самомассаж) подушечек пальцев, «вытягивание» пальцев за ногтевые фаланги.


Ход:

На каждую строчку тянуть палец за ногтевую фалангу.

Тянут, тянут

бабка с дедкой

Из земли

большую репку:

«Вот пришла бы

наша внучка,

Помогла б

собака Жучка.

Где же кошка,

мышка-крошка?

Хоть держалась крепко (одноимённые пальцы подушечками друг к другу)

Вытянута репка!



Цепочки


Цель: Развивать координацию движений


Ход:

Потягивание сцепленных пальцев в противоположные стороны. Пальцы (одноимённые) сцепляются фалангами, и руки разводятся в противоположные стороны.

Впереди силён, красив —

Тянет всех локомотив.

Мы сцепились, как вагоны:

дайте нам скорей «зелёный»!

Мы вагончики трамвая,

Тоже вместе быть желаем.

Мы — машина и прицеп.

Очень крепок этот сцеп.



Ладонь – кулак


Цель: Развивать координацию движений, межполушарное взаимодействие.


Ход:

Руки ладонями вниз лежат на столе. Затем одновременно сжимаются в кулак и снова ложатся ладонями на стол.

Руки, как глазки,

Закрылись - открылись,

Словно из сказки

Они появились.

А теперь правая рука сжимается в кулак, левая — прямая, затем смена рук; одновременно правая рука распрямляется, а левая — сжимается в кулак.

Один кулак — одна ладошка,

И поменяй их быстро, крошка!

Теперь — ладошка и кулак,

И всё быстрее делай так!



Птичка


Цель: Развивать координацию движений пальцев рук.


Ход:

На каждое слово пальцы одной руки соединяются с большим пальцем, начиная с указательного.. Затем смена рук.

Ищет птичка и в траве,

И на ветках, и в листве,

смена рук

И среди больших лугов

Мух, червей, слепней, жуков.


Ножки


Цель: Массаж (самомассаж) пальцев.


Ход:

Соединяем большой палец правой руки с указательным пальцем левой (подушечками) это 1 -я пара. Затем — большой палец левой руки с указательным правой это 2-я пара. После чего 1-ю пару размыкаем, обводим с разных сторон вокруг 2-й пары и снова смыкаем. Далее — размыкаем и смыкаем 2-ю пару, обводя вокруг 1-й, и т. д.

Наши пальчики, как ноги,

Побежали по дороге.

Очень быстро мы бежали,

Но споткнулись и упали.



Пианист


Цель: Развивать координацию движений, межполушарное взаимодействие.


Ход:

Пальцы опускаются на стол по порядку — от мизинца к большому — на каждый слог стиха. После каждой строчки — смена рук.

Пианист Бемоль

В музыке король.

Говорит Бемоль

Ноты, как Пароль:

«до, ре, ми, фа, соль,

Принесите соль.

до, ре, ми, фа, соль,

Посолить фасоль.»



Рыбка


Цель: Закрепить сенсорные навыки, развивать воображение.


Ход:

К картонным заготовкам рыбок с нарисованной головой и глазом пристегнуть прищепки в виде плавников и хвоста:

Плаваю под мостиком и виляю хвостиком



Ёлка


Цель: Закрепить сенсорные навыки, развивать воображение.


Ход:

К картонной заготовке коричневого цвета (ствол) пристегнуть зеленые прищепки в виде еловых лап:

Колкую, зеленую срубили топором.

Красивую, зеленую принесли к нам в дом.



Пальчики кивают


Цель: Развивать координацию движений, межполушарное взаимодействие.


Ход:

Руки на уровне груди, пальцы вверх, ладони смотрят друг на друга. На каждую строчку — кивание одного пальца 2—4 раза.

Вот и встретилась семья.

Рад тебя увидеть я.

Всех мы в гости пригласили,

Всех здороваться учили.

В знак приветствия кивать

Может пальчик номер пять,

Безымянный может ниже,

Средний – силой не обижен,

Этот знает все на свете,

А вот этот любят дети.


Колечки


Цель: Развивать координацию движений, межполушарное взаимодействие.


Ход:

Большой и указательный пальцы правой руке замыкаем в «колечко» и надеваем по очереди на все пальцы левой руки — от большого до мизинца. Затем «колечко» из пальцев левой руки надеваем ее пальцы правой.

Птичек мы окольцевали,

Наблюдали, узнавали,

Улетев в какие дали, Где морозы переждали,

Что пернатые клевали,

Гнезда где свои свивали.

Где вы яйца отложили,

Как вы бури пережили,

Сколько вы, в конце концов,

В гнёздах вывели птенцов?



Мяч


Цель: Массаж (самомассаж) пальцев

и ладоней.


Ход:

Разминочные упражнения с мячом-ёжиком. Движения соответствуют тексту.

Я мячом круги катаю,

Взад-вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцам мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк:

Мяч летает между рук.



Гусенок


Цель: Массаж (самомассаж) пальцев с использованием прищепок.


Ход:

Бельевыми прищепками прищемляем ногтевые фаланги пальцев (кроме большого) ее каждое слово.

Вот проснулся, встал гусёнок,

Пальцы щиплет он спросонок.

— Дай, хозяйка, корма мне

Раньше, чем моей родне.


Полянка


Цель: Массаж (самомассаж) пальцев

и ладоней с использованием коврика «травка».


Ход:

На полянке, на лужайке

Целый день скакали зайки.

И катались по траве,

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали,

Но напрыгалась, устали.

Мимо змеи проползали,

«С добрым утром!» — им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать.

Шла медведица спросонок,

А за нею — медвежонок.

А потом пришли детишки,

Принесли в портфелях книжки.

Стали книжки открывать

И в тетрадочках писать:

Всё! Тетрадочки убрали

И обедать побежали.



Друзья


Цель: укрепить мышцы кистей рук.


Ход:

Сжимаем кистевой эспандер на каждый ударный слег, после каждой строчки — смена рук.

Я в друзьях души не чаю,

Я друзей своих встречаю.

Каждый руку мне пожмёт,

Каждый мне привет пошлёт!



Мишутка


Цель: Укрепить мышцы кистей рук.


Ход:

Нажимаем пальцем на стопор или любую кнопку. Нажим — на каждый ударный слог, после двустишия — смена рук.

Шёл мишутка — топ да топ —

Вдоль звериных тайных троп,

Но устал и сел на пень

И ему подняться лень.


Горошки


Цель: Укрепить мышцы кистей рук.


Ход:

Насыпаем горох на блюдце. Ребёнок большим и указательным (при необходимости и средним) пальцами берёт горошину одну за одной и удерживает их в руке (как при сборе ягод) и так набирает целую горсть. После двустишия — смена рук.

С блюдца я беру горошки,

Словно птица клювом крошки.

И полны мои ладошки —

Руки держат все горошки.


Прогулка


Цель: Развивать координацию движений, межполушарное взаимодействие.


Ход:

Берем пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. И идём пальцами, как ножками, не отрывая «обувь»

от поверхности стола.

Крышки пальчики обули,

Смело в них вперёд шагнули.

И пошли по переулку

На весёлую прогулку.

Пальцы — словно балеринки,

Но одетые в ботинки.

Каждый пальчик — будто ножка,

Только шаркает немножко.


Циркач


Цель: Развивать координацию движений, межполушарное взаимодействие.


Ход:

Кладём каучуковые или теннисные мячики в одну руку и без помощи второй руки обводим один мяч вокруг другого. После двустишие — смена рук.

Вы видали циркача?

Мяч идёт вокруг мяча!

Кружит с видом знатока,

Будто шмель вокруг цветка.








Альпинист


Цель: Развивать координацию движений, межполушарное взаимодействие.


Ход:

Берем веревку диаметром 4—б мм и завязываем на ней 4—6 узлов. Подвешиваем ее вертикально Ребёнок пальцами подтягивает узел, а ладонью сжимает его (как при подъеме по канату) и так двигается дальше.

Лезет, лезет альпинист —

В этом деле он артист.

По скале и по верёвке

Он наверх залезет ловко!



Обжора


Цель: Развивать координацию движений, межполушарное взаимодействие.


Ход:

Берем небольшой носовой платок за уголок и вбираем его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Сначала одной рукой, потом другой. Можно одновременно комкать и 2 платка руками.

У меня живёт проглот —

Весь платок он скушал, вот!

Сразу стало у проглота

Брюхо, как у бегемота!


Братишки


Цель: Массаж (самомассаж) подушечек пальцев.


Ход:

Катание пульки между большим и другими пальцами ( по очереди)

Круглую рожицу, а не косую

Каждому пальчику я нарисую.

Пальчики, как озорные мальчишки,

Целых четыре весёлых братишки.

Пятый братишка — на голову ниже,

Только умишком и он не обижен.

Даже такое порою бывает:

Маленький всем четверым помогает!


Зверята


Цель: Массаж (самомассаж) подушечек пальцев.


Ход:

Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают подушечку снизу, разминая её.

На каждую строчку стиха — разминание подушечки одного пальца.

Дети любят всех зверей:

Птиц, и ящериц, и змей,

Пеликанов, журавлей,

Голубей и глухарей,

Бегемотов, соболей,

Голубей и глухарей,

И клестов, и снегирей.

Любят горного козла,

Обезьянку и осла,

Дикобраза е ежа,

Черепаху и ужа.



Цапля


Цель: Развивать координацию движений, межполушарное взаимодействие.


Ход:

Нашиваем на материал 16 пуговиц по 8 в два ряда. Идем по ним указательными и средними пальцами обеих рук.

Ходит цапля по болоту

На прогулку, на работу -

Очень нужно цапле там

Взять еду своим птенцам!



Волк


Цель: Закрепить сенсорные навыки, развивать воображение.


Ход:

Открывать и закрывать прищепку, проговаривая при этом двустишие:

Серый волк — зубами щёлк.

Не боимся тебя, волк.




Помоги маме


Цель: Совершенствовать тонкие движения пальцев.


Ход: В помещении необходимо заранее прицепить разноцветные прищепки в различных местах , ребёнку надо будет собрать прищепки в ведёрки, сортируя их по цвету: красные прищепки — в красное ведёрко,…

Наша мамочка устала,

Всю одежду постирала.

Милой маме помогу,

Все прищепки соберу.



Ежики


Цель: самомассаж пальцев и ладоней


Ход:

На каждый ударный слог осуществляют поглаживающие движения ладонями и пальцами по поверхности «иголочек» массажного коврика (направление движения — к себе)

Гладила мама-ежиха ежат:

«Что за пригожие детки лежат!»



Платки


Цель: Совершенствовать тонкие движения пальцев.


Ход:

На картонную заготовку квадратной формы пристегнуть прищепки в виде кистей:

Вот так радость, вот так диво

Как прекрасно, как красиво!

Платочки украшены руками,

Подарю теперь их маме.



Лиса


Цель: Закрепить сенсорные навыки, развивать воображение.


Ход:

Открывать и закрывать прищепку, проговаривая при этом двустишие:

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Ротик открывает, зайчиков пугает.



Разноцветный забор.


Цель: развитие пространственной ориентации, развитие зрительного внимания.


Ход :

Показать ребёнку картинку, на которой изображён дом, а перед домом — забор. Спросить у малыша, указывая на забор, что это такое, для чего нужен забор, какой может быть забор по высоте. На прямоугольную картонную заготовку пристегнуть прищепки. Вокруг дома частокол:

Вырос новенький забор.

Не перелезть через него,

Он выше папы моего.



Гусь


Цель: Закрепить сенсорные навыки, развивать воображение.


Ход:

Открывать и закрывать прищепку, проговаривая при этом двустишие:

«Га — га — га» гогочет гусь

Я семьёй своей горжусь.



Ёжики


Цель: Закрепить сенсорные навыки, развивать воображение


Ход:

Из твёрдого картона вырезать силуэты ёжиков. Обратить внимание ребёнка, что к нему в гости пришли разноцветные ёжики. Но пока они шли, то растеряли все свои иголочки. Попросите ребёнка помочь ёжикам и сделать им иголочки из прищепок.


Собаки


Цель: Закрепить сенсорные навыки, развивать воображение


Ход:

Открывать и закрывать прищепку, проговаривая при этом двустишие:

Две собаки лают, друг друга не кусают.

Только голос подают — видно зубы берегут.

При этом локти на столе, прищепки параллельно столу и направлены друг против друга.



Зубастики


Цель: дальнейшее развитие умения сличать предметы по цвету, развитие мелкой моторики пальцев рук, закрепление названий основных цветов, активизация словаря


Ход:

Положите перед ребёнком силуэты овощей и фруктов из картона. Попросите его назвать каждого из них. «Наши прищепки сейчас превратятся в зубастиков, которые любят всё грызть и есть. Но каждый зубастик выбирает для себя только предметы своего цвета».

Красный зубастик ест помидор,

Ребёнок должен выбрать из картонных силуэтов помидор,

из прищепок красного цвета и прицепить её к помидору.

Жёлтый за грушей полез за забор,

Ребёнок выбирает силуэт груши и желтую прищепку и прицепляет её к картону.

Синий ест сливу вот молодец!

Зелёный зубастик ест огурец.



Огород


Цель: самомассаж пальцев и ладоней


Ход:

Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают его подушечку снизу, разминая её. На каждую строку осуществляется разминание одного пальца. После 5-й строчки — смена рук.

Вырос у нас чесночок,

Перец, томат, кабачок,

Тыква, капуста, картошка,

Лук и немножко горошка.

Овощи мы собирали,

Ими друзей угощали,

Квасили, ели, солили,

С дачи домой увозили.

Прощай же на год,

Наш друг — огород!



Китайские шары


Цель: развитие тонких движений пальцев рук


Ход:

Ребёнку даётся по паре каучуковых мячиков (или грецких орехов). Он кладёт их в ладошку и старается обвести один мяч вокруг другого. После 2-й строчки — смена рук.

Вы видали циркача?

Мяч идёт вокруг мяча!

Кружит с видом знатока,

Будто шмель вокруг цветка.



Силачи


Цель: развитие мускулатуры пальцев рук


Ход:

Даём каждому ребёнку кистевой эспандер в виде резинового кольца. Ребёнок сжимает его на каждый ударный слог. После каждой строчки — смена рук.

Сжать кольцо поможет нам

Сила с волей пополам.

Станут пальчики сильнее,

А головушка — умнее!



Котенок


Цель: самомассаж пальцев и ладоней


Ход:

Бельевой прищепкой на ударные слоги

стиха поочерёдно «кусаем ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и

обратно

Кусается сильно котёнок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

— Но я же играю с тобою, малыш!

— А будешь кусаться — скажу тебе «кыш!».



Оладушки


Цель: развивать координацию движений рук


Ход:

Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая — на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена позиции: теперь правая - ладонью вверх, а левая — ладонью вниз. По мере усвоения упражнения темп движений можно ускорять.

Мы играли в ладушки —

Жарили оладушки.

Так пожарим, повернём

И опять играть начнём.



Лягушка (кулак - ребро — ладонь).


Цель: развивать межполушарное взаимодействие


Ход:

Три положения руки на столе последовательно сменяют друг друга:

Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь),

Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь)!





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Картотека нетрадиционных пальчиковых игр

Автор: Огородникова Светлана Владимировна

Дата: 30.01.2021

Номер свидетельства: 571886

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "План по самообразованию в подготовительной группе"
    ["seo_title"] => string(54) "plan_po_samoobrazovaniiu_v_podghotovitiel_noi_ghruppie"
    ["file_id"] => string(6) "426810"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1504104841"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "ПАСПОРТ МЕТОДИЧЕСКОГО МИКРОКАБИНЕТА ГРУППЫ (пример)"
    ["seo_title"] => string(54) "pasport_mietodichieskogo_mikrokabinieta_gruppy_primier"
    ["file_id"] => string(6) "437186"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1509980057"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(272) "План по самообразованию Тема: «Нетрадиционное использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников»"
    ["seo_title"] => string(162) "plan-po-samoobrazovaniiu-tiema-nietraditsionnoie-ispol-zovaniie-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-v-fizichieskom-vospitanii-i-ozdorovlienii-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "318830"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460659529"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства