Тема: «Как мы дышим воздухом?» Цель: Помочь детям выявить воздух; познакомить с таким его свойством, как невидимость. Обогащать словарь детей понятиями «невидимый, заполнять, пузырьки, вдыхать»; развивать умение устанавливать связь между предметами и делать простейшие выводы. Воспитывать доброжелательное отношение к игровому персонажу. Оборудование: Пустые пластмассовые бутылки, таз с водой, веера. Ход: Воспитатель: «А можем ли мы обойтись без носа? Давайте зажмём носик руками? Что мы чувствуем? Приятно ли нам с закрытым носом? (нам тяжело дышать). Для чего нам нужен нос? (чтобы дышать). Что мы вдыхаем носом? (Воздух) Игровое действие «Почувствуем воздух» - воспитатель машет веером на детей. Вопросы: «Что вы чувствуете, когда я машу веером? (холодок). Это воздух. Холодный он или тёплый? (прохладный). Видим ли мы воздух? (нет). Можно ли его потрогать руками? (нет). Воздух невидимый, его нельзя потрогать руками». Игровое задание «Узнаем, где есть воздух» - дети машут веерами по всей группе. «Воздух есть везде». Воспитатель предлагает опустить пустую прозрачную бутылку в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Вопросы: «Что происходит? Почему из горлышка бутылки выходят пузырьки? (Вода вытесняет воздух). Многие предметы заполнены воздухом, хотя кажутся пустыми. Игровое задание «Найди предметы, наполненные воздухом» Вывод: Воздух невидимый, окружает нас везде. | Тема: «Где находится воздух?» Цель: Дать детям представление о том, что внутри человека есть воздух, помочь его обнаружить. Развивать умение обозначать действия словами, устанавливать логическую связь между предметами. Воспитывать интерес к опытнической деятельности. Оборудование: Ёмкость с водой, трубочки для коктейля. Ход: воспитатель вносит для детей трубочки и предлагает с ними поиграть. Вопросы: «Есть ли у вас дома трубочки? Что с ними можно делать? Что есть у каждой трубочки? (отверстие). Для чего нужны отверстия в трубочке? (сквозь них что-нибудь вдувать и выдувать). Игровые действия с трубочками: дети дуют в трубочку, подставив ладошку под струю воздуха. Вопросы: «Что вы чувствуете на ладошке? (ветерок, холодок). Откуда появился ветерок? (мы дули в трубочку). Объяснение: «Воздух нужен человеку для дыхания. При вдохе он попадает к нам внутрь через рот или нос. Игровое упражнение «Вдох-выдох» - дети делают глубокий вдох и выдох. Игровое упражнение «Как выходит воздух» - дети дуют в трубочку, конец которой опущен в воду. Вопросы: «Что появилось в воде? (пузырьки). Откуда появились пузырьки? (так из трубочки выходит воздух). Куда исчезли пузырьки? (воздух выходит и пузырьки исчезают). Воздух лёгкий, через водичку поднимается вверх. Вывод: Внутри человека есть воздух. |
«Где спрятался воздух?» Оборудование: целлофановые пакеты, зубочистки. Ход: Скажите, вы видите воздух вокруг нас? (нет, не видим) Значит, воздух, какой? (невидимый). Давайте поймаем воздух. Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? (они надулись, приобрели форму) Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (внутри находится воздух) Где можно использовать это свойство воздуха? (надувной матрац, спасательный круг). Давайте сделаем вывод: Воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета, в который он попадает. А теперь посмотрите на свою руку через пакет. Вы видите руку? (видим). Значит, воздух, какой? (он прозрачный, бесцветный, невидимый). Давайте проверим, действительно внутри находится воздух? Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? (шипение). Так выходит воздух. Мы его не видим, но чувствуем. Какой сейчас можно сделать вывод? Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать. Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный, не имеет формы. Тема: «Как заставить лодочку плыть?» Цель: Познакомить детей с одним из свойств воздуха- движением (движение воздуха- это ветер), помочь образовать ветер, различать его силу. Активизировать словарь детей по теме (плывёт, дуем, быстрый, капитан), развивать мыслительные процессы. Оборудование: Бумажные и пенопластовые кораблики, ванночка с водой. Ход: Представьте, что это у нас море. Стоят кораблики в синем море и никак не могут поплыть. Вдруг подул Ветер. Капитаны стали его просить: «Ветерок! Помоги нашим корабликам отправиться в путь!» «Это очень просто!» - сказал Ветер и стал дуть на кораблики. И кораблики поплыли. Воспитатель предлагает детям стать капитанами кораблей и отправиться в путешествие. Воспитатель раздаёт детям бумажные и пластмассовые кораблики и предлагает опустить их в воду. Вопросы: «Что делают кораблики на море? (плавают). Плывут ли ваши кораблики? Почему? (нет ветра, который их подталкивает). Что нужно сделать, чтобы кораблики поплыли? (подуть на них). Игровое упражнение «Сильный и слабый ветер» -воспитатель показывает детям, как можно дуть на кораблик. «Кораблик поплывёт быстрее, если набрать много воздуха в себя и дольше его выдыхать». Игровые действия «Чей кораблик быстрее доплывёт до другого берега?» - дети дуют на свои кораблики. Вывод: Можно сделать ветер, выдыхая воздух. | Опыт. «Воздух - невидимка» Оборудование: большая прозрачная ёмкость с водой, стакан, салфетка. На дно стакана необходимо закрепить бумажную салфетку. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в ёмкость с водой. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Вынули стакан из воды и потрогали салфетку, она оказалась сухой. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Это доказывает, что в стакане находился воздух, который не пустил воду в стакан. А раз воды нет, значит, она намочить салфетку не может. Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода. Вывод: Воздух прозрачный, невидимый. Мыльные пузырьки Цель: вызвать желание пускать мыльные пузыри, познакомить с тем, что при попадании воздуха в мыльную воду образуется пузырь. Материал: мыльная вода, коктейльные трубочки, бутылочки с отрезанным дном, корпус голевой ручки. Ход: Художественное слово. Водичка не любит нерях и грязнуль, Кипит и ругается: «Буль-буль-буль-буль!» Но если мы вымоем руки и лица, Водичка довольна и больше не злится. Намыльте руки так, чтобы получилась пышная густая пена. Затем разъедините ладони так, чтобы между ними образовалась тоненькая прозрачная мыльная плёнка. Подуйте на неё – у вас получится мыльный пузырь. Пусть ребёнок подует на мыльную плёночку в ваших ладонях, помогите ему сделать свой мыльный пузырь. Чтобы побудить ребёнка самостоятельно выдувать мыльные пузыри, предложите ему, помимо рамки из купленного пузырька, разнообразные трубочки – коктейльную трубочку, пластиковую бутылочку с отрезанным дном, или сверните и склейте из плотной бумаги толстую трубу. Чтобы получить твёрдую трубочку (коктейльные трубочки малыши часто закусывают или перегибают) можно разобрать гелиевую ручку и взять от неё корпус – прозрачную пластмассовую трубочку. Воду для мыльных пузырей можно приготовить самостоятельно, используя жидкость для мытья посуды. |