kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Картотека опытов и экспериментов детей 2-3 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлена картотека опытов/кспериментов для раннегот докольного возраста (2-3 года). Дано описание опытов с водой, воздухом,снегом (льдом).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Картотека опытов и экспериментов детей 2-3 лет»

Картотека опытов и экспериментов

Материал: карточки с экспериментированием.


Рекомендуемый возраст: 2-3 года.


Описание: Познакомить детей со свойствами воды, воздуха, снега (льда).



Тема: «Почему вода прозрачная?»


Цель: Выявить с детьми такое свойство воды как прозрачность. Развивать речь, умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Оборудование: тазики с водой, 2 стаканчика с молоком, камешки, пуговицы, ракушки, клеёнка, баночки.

Ход: Детям предлагается определить, что находится в тазиках и баночках (вода).

Игра №1 «Сделаем дождик» - дети бросают камешки в тазик с водой. Затем дети рассматривают баночку с водой и находящимися в ней ракушками. Вопросы: «Что находится в этой баночке с водой? (ракушки). Как вы догадались? (предметы видны в воде). Вода прозрачная».

Игра №2 «Сделаем дождик» - дети бросают камешки в стаканчик с молоком. Вопросы «Где камушки? Почему их не видно?» (Потому что молоко белым цветом).

Игра №3 «Отгадай, что в стакане» - дети отгадывают, что находится в стакане с молоком. Взрослый после ответов детей достаёт ракушки. Вопрос «Почему ракушек не было видно в молоке? (Оно белое) а почему в воде видны предметы?» (Она прозрачная).

Вывод: Вода прозрачная, в ней видны все предметы.



Тема: «Как вода меняет цвет?»


Цель: Дать детям представление о том, что вода меняет свою окраску при растворении в ней различных веществ. Активизировать словарь детей; развивать умение делать простейшие выводы. Воспитывать положительное отношение к экспериментальной исследовательской деятельности.

Оборудование: Разведенная краска разных цветов, пипетка, молоко, мерные стаканчики, палочки для размешивания, баночки с прозрачной водой, камушки.

Ход:

Воспитатель:

Ребята, давайте тоже приготовим разноцветный сок для куклы Тани.

Вопросы: «Что налито в стаканчиках? (вода). Какой цвет имеет вода? (вода прозрачная). а можно окрасить воду при помощи краски?»

При помощи пипетки дети поочерёдно капают в баночки разведенную гуашь и наблюдают, как вода меняет окраску.

Взрослый предлагает добавить в стаканчик с прозрачной водой немного молока. «Что произойдет с водой? Поменяет ли она свой цвет? Какой станет вода?» (вода примет цвет молока и станет белой).

Игра «Спрячем камушки» - дети бросают камушки в стаканчики с окрашенной водой.

Вопросы: «Где камушки? Почему их не видно? (камушек не видно, потому что вода окрашена).

Вывод: Вода приобретает цвет растворённого в ней вещества; в окрашенной воде предметов не видно.















Тема: «Какую форму принимает вода?»


Цель: Формировать представления детей о том, что вода жидкая и принимает форму того сосуда, в который её наливают. Развивать координацию движений, мыслительные процессы. Воспитывать бережное отношение к игровому оборудованию.

Оборудование: Ёмкости разной величины и формы, большой таз с водой.

Ход: воспитатель вносит в группу мешочек с разнообразными формочками и баночками и предлагает с ними поиграть.

Игры со стаканчиками. Воспитатель: «Я приготовила для нас тазик с водой. Как вы думаете, где я ее взяла? (налила из крана). Что будет, если я наполню стакан водой и наклоню его? (вода выльется из стакана). А если я буду лить воду из стакана в стакан? (вода будет переливаться). Теперь вы возьмите стаканчики; наполняйте их водой и снова выливайте из них воду. Что делает вода? (льётся, выливается). Вода- жидкая, поэтому она может литься, переливаться и выливаться».

Игры с формочками и баночками. Воспитатель: «Давайте заполним водой все приготовленные ёмкости и поставим их на стол. Во все ли баночки налилась вода? (во все). Баночки и формочки одинаковой формы или разной? (ёмкости разной формы). Вода во всех формочках и баночках одинаковая или нет? (одинаковая). Как вы думаете, имеет ли вода форму? (вода не имеет формы).

Вывод: Вода жидкая и принимает форму того сосуда, в который её наливают.



Тема: «Как вода гулять отправилась»


Цель: дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.

Оборудование: поролоновая губка, пластмассовый шприц без иглы, резиновая груша, ванночка с водой.

Ход:

Воспитатель: Налили водичку в тазик и забыли про неё. Через некоторое время водичка заскучала: «Вот сижу я тут и ничего не вижу, а вокруг, наверное, столько интересного!» Хотела она из тазика вылезти, да не получилось - ручек и ножек у воды нет. Хотела кого-нибудь позвать, но голос у водички в тазике тихий - никто её не услышал. А потом пришла мама и подумала: «Зачем это здесь вода стоит?» взяла и вылила её в раковину. Полилась водичка по трубам и попала в большую реку, в которой было много другой воды. И потела наша водичка вместе с большой рекой по городу, мимо красивых домов и зелёных садов. «Как красиво, как чудесно! - думала водичка. - А сидела бы я в своём тазике и этой красоты не увидела бы!»

- Возьмите поролоновую губку, резиновую грушу или пластмассовый шприц (без иглы). Опустить губку в воду и отожмите её в чашку. Потом наберите воду резиновой грушей и перелейте её в другую ёмкость То же самое проделайте и со шприцом.

Вывод: воду можно собрать с помощью разных предметов.



































Тема: «Как вытолкнуть воду?»


Цель: Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду погружать предметы.

Развивать мыслительные процессы, мелкую моторику, активизировать словарь (край, поднимается, опускается, выше, ниже).

Воспитывать положительное отношение к своей работе и работе своих товарищей.

Оборудование: Мерная ёмкость с водой, камешки, ложки, персонаж Буратино.

Ход: Буратино приносит корзинку с камешками. На столе поднос с прозрачной широкой колбой с водой. Предлагает поиграть.

- Давайте бросать в воду камешки. Посмотрите, как красиво камешки падают на дно. В воде они переливаются, блестят. Попробуйте и вы.

Воспитатель: Ребята, а вы заметили, что происходит с водой, когда вы бросаете в нее камушки? (она поднимается и выливается). А почему поднимается? (камешки ее выталкивают). Давайте еще раз посмотрим (берется другая емкость с водой, в этот раз воспитатель фломастером отмечает уровень воды при каждом бросании камешка).

Игровое упражнение «Вылови камушки» -дети вынимают камушки из банки с помощью ложек.

Вывод: вода в емкости поднимается при погружении в нее предметов


«Плавает, тонет».


Цель: Закрепление знаний о весе предмета.

Задачи:

Учить определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут).

Способствовать созданию радостного настроения.

Ход занятия: в тазик с водой опускаем камни – тонут, а пластмассовые шарики – плавают.




Тема: «Как мы дышим воздухом?»


Цель: Помочь детям выявить воздух; познакомить с таким его свойством, как невидимость.

Обогащать словарь детей понятиями «невидимый, заполнять, пузырьки, вдыхать»; развивать умение устанавливать связь между предметами и делать простейшие выводы. Воспитывать доброжелательное отношение к игровому персонажу.

Оборудование: Пустые пластмассовые бутылки, таз с водой, веера.

Ход: Воспитатель: «А можем ли мы обойтись без носа? Давайте зажмём носик руками? Что мы чувствуем? Приятно ли нам с закрытым носом? (нам тяжело дышать). Для чего нам нужен нос? (чтобы дышать). Что мы вдыхаем носом? (Воздух)

Игровое действие «Почувствуем воздух» - воспитатель машет веером на детей.

Вопросы: «Что вы чувствуете, когда я машу веером? (холодок). Это воздух. Холодный он или тёплый? (прохладный). Видим ли мы воздух? (нет). Можно ли его потрогать руками? (нет). Воздух невидимый, его нельзя потрогать руками».

Игровое задание «Узнаем, где есть воздух» - дети машут веерами по всей группе. «Воздух есть везде».

Воспитатель предлагает опустить пустую прозрачную бутылку в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Вопросы: «Что происходит? Почему из горлышка бутылки выходят пузырьки? (Вода вытесняет воздух). Многие предметы заполнены воздухом, хотя кажутся пустыми.

Игровое задание «Найди предметы, наполненные воздухом»

Вывод: Воздух невидимый, окружает нас везде.



Тема: «Где находится воздух?»


Цель: Дать детям представление о том, что внутри человека есть воздух, помочь его обнаружить. Развивать умение обозначать действия словами, устанавливать логическую связь между предметами. Воспитывать интерес к опытнической деятельности.

Оборудование: Ёмкость с водой, трубочки для коктейля.

Ход: воспитатель вносит для детей трубочки и предлагает с ними поиграть.

Вопросы: «Есть ли у вас дома трубочки? Что с ними можно делать? Что есть у каждой трубочки? (отверстие). Для чего нужны отверстия в трубочке? (сквозь них что-нибудь вдувать и выдувать).

Игровые действия с трубочками: дети дуют в трубочку, подставив ладошку под струю воздуха. Вопросы: «Что вы чувствуете на ладошке? (ветерок, холодок). Откуда появился ветерок? (мы дули в трубочку).

Объяснение: «Воздух нужен человеку для дыхания. При вдохе он попадает к нам внутрь через рот или нос.

Игровое упражнение «Вдох-выдох» - дети делают глубокий вдох и выдох.

Игровое упражнение «Как выходит воздух» - дети дуют в трубочку, конец которой опущен в воду.

Вопросы: «Что появилось в воде? (пузырьки). Откуда появились пузырьки? (так из трубочки выходит воздух). Куда исчезли пузырьки? (воздух выходит и пузырьки исчезают). Воздух лёгкий, через водичку поднимается вверх.

Вывод: Внутри человека есть воздух.


«Где спрятался воздух?»


Оборудование: целлофановые пакеты, зубочистки.

Ход: Скажите, вы видите воздух вокруг нас? (нет, не видим)

Значит, воздух, какой? (невидимый).

Давайте поймаем воздух.

Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

Закрутите пакеты.

Что произошло с пакетами? (они надулись, приобрели форму)

Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (внутри находится воздух)

Где можно использовать это свойство воздуха? (надувной матрац, спасательный круг).

Давайте сделаем вывод: Воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета, в который он попадает.

А теперь посмотрите на свою руку через пакет.

Вы видите руку? (видим).

Значит, воздух, какой? (он прозрачный, бесцветный, невидимый).

Давайте проверим, действительно внутри находится воздух?

Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками.

Что вы чувствуете? (шипение).

Так выходит воздух. Мы его не видим, но чувствуем.

Какой сейчас можно сделать вывод? Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный, не имеет формы.


Тема: «Как заставить лодочку плыть?»


Цель: Познакомить детей с одним из свойств воздуха- движением (движение воздуха- это ветер), помочь образовать ветер, различать его силу.

Активизировать словарь детей по теме (плывёт, дуем, быстрый, капитан), развивать мыслительные процессы.

Оборудование: Бумажные и пенопластовые кораблики, ванночка с водой.

Ход: Представьте, что это у нас море. Стоят кораблики в синем море и никак не могут поплыть.

Вдруг подул Ветер. Капитаны стали его просить: «Ветерок! Помоги нашим корабликам отправиться в путь!»

«Это очень просто!» - сказал Ветер и стал дуть на кораблики. И кораблики поплыли.

Воспитатель предлагает детям стать капитанами кораблей и отправиться в путешествие.

Воспитатель раздаёт детям бумажные и пластмассовые кораблики и предлагает опустить их в воду.

Вопросы: «Что делают кораблики на море? (плавают). Плывут ли ваши кораблики? Почему? (нет ветра, который их подталкивает). Что нужно сделать, чтобы кораблики поплыли? (подуть на них).

Игровое упражнение «Сильный и слабый ветер» -воспитатель показывает детям, как можно дуть на кораблик. «Кораблик поплывёт быстрее, если набрать много воздуха в себя и дольше его выдыхать».

Игровые действия «Чей кораблик быстрее доплывёт до другого берега?» - дети дуют на свои кораблики.

Вывод: Можно сделать ветер, выдыхая воздух.




Опыт. «Воздух - невидимка»


Оборудование: большая прозрачная ёмкость с водой, стакан, салфетка.

На дно стакана необходимо закрепить бумажную салфетку. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в ёмкость с водой.

Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Вынули стакан из воды и потрогали салфетку, она оказалась сухой.

Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

Это доказывает, что в стакане находился воздух, который не пустил воду в стакан. А раз воды нет, значит, она намочить салфетку не может.

Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его.

Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха).

Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.








Мыльные пузырьки


Цель: вызвать желание пускать мыльные пузыри, познакомить с тем, что при попадании воздуха в мыльную воду образуется пузырь.

Материал: мыльная вода, коктейльные трубочки, бутылочки с отрезанным дном, корпус голевой ручки.

Ход:

Художественное слово.

Водичка не любит нерях и грязнуль,

Кипит и ругается: «Буль-буль-буль-буль!»

Но если мы вымоем руки и лица,

Водичка довольна и больше не злится.


Намыльте руки так, чтобы получилась пышная густая пена. Затем разъедините ладони так, чтобы между ними образовалась тоненькая прозрачная мыльная плёнка. Подуйте на неё – у вас получится мыльный пузырь.

Пусть ребёнок подует на мыльную плёночку в ваших ладонях, помогите ему сделать свой мыльный пузырь. Чтобы побудить ребёнка самостоятельно выдувать мыльные пузыри, предложите ему, помимо рамки из купленного пузырька, разнообразные трубочки – коктейльную трубочку, пластиковую бутылочку с отрезанным дном, или сверните и склейте из плотной бумаги толстую трубу.

Чтобы получить твёрдую трубочку (коктейльные трубочки малыши часто закусывают или перегибают) можно разобрать гелиевую ручку и взять от неё корпус – прозрачную пластмассовую трубочку.

Воду для мыльных пузырей можно приготовить самостоятельно, используя жидкость для мытья посуды.
































































«Во что превращаются снег и лёд?»


Цель: Показать детям, что снег и лёд в тепле тают и становятся водой; в талой воде есть мусор, она грязная. Развивать умение устанавливать связи между температурой воздуха и состоянием воды.

Воспитывать интерес к неживой природе.

Оборудование: два блюдечка, снег, лёд, белая бумага.

1 часть, утром. Ход: «Ребята! Что я сейчас видела на улице! Белое одеяло покрыло деревья, дома, землю. Идёшь по нему и оставляешь следы. Что это за чудо? Как оно называется? (снег)

Воспитатель с детьми рассматривают приготовленный заранее снег на блюдечке, обследуют его и рассказывают о нём.

Вопросы: «Каким цветом снег? (белый) Какой он на ощупь? (холодный). Откуда на блюдечке появилась вода? (снег стал таять). Почему стал таять снег? (от теплого воздуха, его принесли в помещение). Из чего состоит снег? (из воды)

Воспитатель просит детей помочь отгадать загадку:

Он прозрачный, твёрдый, гладкий,

На морозе проживёт.

Но как только потеплеет,

Он растает, поплывёт (лёд).

Дети рассматривают лёд на блюдечке, обследуют его руками.

Вопросы: «Каким цветом лёд? (прозрачный). На что он похож? (на воду). Какой лёд на ощупь? (холодный). Он твёрдый или мягкий? Почему? (твёрдый, не сжимается в кулачке). Почему наши ладошки становятся сырыми? (лёд тает). Почему лёд тает? (от тепла)

Вывод: Снег и лёд в тепле тают и становятся водой.

2 часть, вечером. Ход: Воспитатель с детьми рассматривают талую воду. Вопросы: «Какая вода в блюдечке? (грязная, с мусором). Почему вода грязная? Откуда появился этот мусор? (снег был грязный).

Вывод: Снег нельзя есть, он содержит в себе частички грязи.



Ледяная рыбалка


Нам понадобятся: Кусочек льда и нитка.


Ход эксперимента: Скажите малышу, что будете с ним играть в ледяную рыбалку. Да, да, в ледяную, а не подледную :) Дайте ему в руки ниточку (ее лучше предварительно смочить водой) и объясните, что его задача поймать лед на эту удочку без помощи рук и других приспособлений. Достаньте кубик льда из холодильника. Как можно скорее, пока лед совершенно сухой и не стал подтаивать, прикоснитесь к нему ниткой и подержите ее на льдинке полминутки - она примерзнет, и льдинку можно будет вытащить за нитку, как рыбку из воды.



«Изучаем свойства снега».

Цель: Дать ребенку представление о состоянии снега при разной температуре (холод, тепло).

Оборудование: лопатка, кастрюля, большой, пластиковый стакан.

Хода эксперимента:

Надо набрать в большой пластиковый стакан снег и изучить его свойства. Выяснить, что снег белый, холодный, вспомнить, что снег состоит из множества снежинок.

Потом поставить стакан со снегом рядом с теплой батареей и пойти поиграть. Через некоторое время посмотреть в стакан – там оказалась вода.

Вывод: в тепле снег превращается в воду.



Плавает ли лед?


Оборудование: Пластиковые стаканчики из-под йогурта, кусочек пластилина, трубочка от сока, цветная бумага, большая емкость для воды, человечек-лего


Ход эксперимента: Давайте узнаем, может ли лед плавать. Для этого сделаем ледяной кораблик. На трубочку наденем бумажный флажок и воткнем ее в кусочек пластилина, закрепленный на дне пластикового стаканчика. Нальем в стаканчик воду и поставим его в морозилку. Когда вода замерзнет, вытащим лед из стаканчика - у нас получится ледяной кораблик с мачтой и флагом.

Опустите его в емкость с водой - он будет плавать!





Определение цвета”.


Цель: уточнить представления о снеге и льде.

Оборудование: совок, 2 больших пластиковых стакана.

Содержание опыта:

Приготовить 2 больших, пластиковых стакана. В один – положить снег, в другой – лед. Выяснить какого цвета снег? Лед?

Результат:

Определили и сравнили цвет снега и льда.

Вывод: Снег – белого цвета, а лед – прозрачный








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Картотека опытов и экспериментов детей 2-3 лет

Автор: Колоскова Яна Игоревна

Дата: 18.01.2025

Номер свидетельства: 663755

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Картотека опытов и экспериментов для детей 5-6 лет"
    ["seo_title"] => string(53) "kartoteka_opytov_i_eksperimentov_dlia_detei_5_6_let_1"
    ["file_id"] => string(6) "645668"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1707972159"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Картотека "Опыты и эксперименты для детей 3-4 лет"."
    ["seo_title"] => string(49) "kartoteka_opyty_i_eksperimenty_dlia_detei_3_4_let"
    ["file_id"] => string(6) "523725"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1571757862"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Картотека опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)"
    ["seo_title"] => string(80) "kartoteka_opytov_i_eksperimentov_dlia_detei_starshego_doshkolnogo_vozrasta_5_6_l"
    ["file_id"] => string(6) "504873"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1553670639"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Опыты и эксперименты летом на участке детского сада в старшей группе."
    ["seo_title"] => string(70) "opyty_i_eksperimenty_letom_na_uchastke_detskogo_sada_v_starshei_gruppe"
    ["file_id"] => string(6) "654143"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1720964375"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(259) "Презентация по теме "Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности." "
    ["seo_title"] => string(154) "priezientatsiia-po-tiemie-razvitiie-poznavatiel-nykh-sposobnostiei-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-v-protsiessie-opytno-ekspierimiental-noi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "182748"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425581184"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства