Картотека театрализованных игр для развития эмоционально выразительной стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Картотека театрализованных игр для развития эмоционально выразительной стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи: развивать игровое поведение, готовность к творчеству; развивать коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе, внимание, память, наблюдательность, эстетическое чувство.
Формировать правильное чёткое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию); точно и выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи); развивать воображение; расширять словарный запас; делать речь ярче и выразительнее.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Картотека театрализованных игр для развития эмоционально выразительной стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.»
Картотека театрализованных игр для детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: развивать игровое поведение, готовность к творчеству; развивать коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе, внимание, память, наблюдательность, эстетическое чувство.
Формировать правильное чёткое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию); точно и выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи); развивать воображение; расширять словарный запас; делать речь ярче и выразительнее.
1 вариант: перед детьми разложены театральные атрибуты. В течение 1 мин дети запоминают их расположение, затем закрываь глаза. Педагог меняет атрибуты местами или один убирает. Дети должны определить, что изменилось.
2 вариант : часть детей- «артисты», они показывают мизансцену I какого-либо спектакля, остальные дети-зрители, запоминают её, затем закрывают глаза. На сцене происходят изменения. Зрители должны восстановить мизансцену.
Дети стоят врассыпную. Они должны среагировать на хлопок педагога и хлопнуть одновременно с ним. Педагог предлагает поймать маленький мячик (цветок, монетку).
Несколько детей образуют вагоны поезда, стоя в колонне. Стоящий перед ними ребёнок - «паровоз», должен запомнить, в какой последовательности стоят «вагоны». Затем «паровоз» отворачивается и называет детей - «вагонов» в чёткой последовательности.
Водящий ребёнок стоит в центре круга. Дети идут по кругу, взявшись за руки, и произносят слова: «в центре круга ты вставай и глаза не открывай. Поскорее дай ответ -Машин опиши портрет». Дети останавливаются. Водящий закрывает глаза и описывает портрет (причёску, цвет волос, одежду, её цвет) названного ребёнка.
«Я ПОЛОЖИЛ В МЕШОК....»
Цель: развивать произвольную слуховую память. Педагог объясняет детям, сидящим в круге, что у них есть воображаемый мешок, в который они могут положить любые предметы в строгом порядке. Педагог начинает игру словами: «Я положила в мешок....» (называет любой предмет). Следующий ребёнок должен повторить сказанное и добавить свой предмет и т.д. постепенно запоминаемых слов становится всё больше. Важно воспроизводить их в заданной последовательности
Один ребёнок (водящий) ходит по залу, делая произвольные движения (останавливается, поднимает руку, наклоняется, поворачивается). Группа детей (3-5 чел.), как тень следует за ним, стараясь в точности повторить всё, что он делает.
По определённому сигналу одного из детей - командира, дети-«разведчики» должны выполнять действия.
«ВНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗВЕРИ»
Цель: тренировать слуховое и зрительное внимание, быстроту реакции, координацию движений.
Дети находятся в «лесной школе», где педагог тренирует их ловкость и внимание, показывая, например, на ухо, нос, хвост и называя их. Дети внимательно за ним следят и называют то, что о] показывает. Затем вместо уха он показывает нос, но упрямо повторяет слово «ухо». Дети должны быстро сориентироваться и верно назвать то, что показал ведущий.
Схемы-эмоции представляют собой несколько последовательно изображённых моделей эмоций, связанных переходами-стрелочками. Детей объединяют в подгруппы и предлагают придумать историю. В этой истории с героем происходят события, при которых он проявляет указанные эмоции. Например, схема: грусть-удивление-радость « Шёл грустный цыплёнок, увидел своего братца, плывущего по реке на листочке, и очень удивился. Брат пригласил его поплавать с ним вместе. Обрадовался цыплёнок и отправился с братом в плавание».
Цель: развивать умение оправдывать своё поведение, действия нафантазированными причинами; развивать воображение, фантазию, веру.
Детям предлагается придумать и показать несколько вариантов поведения по определённому заданию: человек идёт, сидит, поднимает руку и т.д. Каждый ребёнок придумывает свой варианповедения, а остальные дети должны догадаться, чем он занимает и где находится. Это задание может выполняться в творческих группах, каждая из которых получает определённое задание.
«КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»
Цель: развивать умение оправдывать своё поведение; развивать фантазию.
Детям предлагается отправиться в кругосветное путешествие и придумать, где проляжет их путь - по пустыне, горной тропе, болоту, через лес. Соответственно они должны изменять своё поведение.
Предмет кладётся на стул в центре круга или передаётся по кругу от одного ребёнка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, что( была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов: карандаш или палочка - ключ, отвёртка, вилка, ложка, градусник и т.д..
«УКАЧИВАЕМ КУКЛУ»
Цель: преодолевать твёрдую атаку гласных.
Дети стоят, спины прямые; на руках держат кукол, укачивают их, распевая.
«КАПРИЗУЛЯ»
Цель: преодолевать твёрдую атаку гласных.
Дети изображают ребёнка, который ноет, требуя взять его на ручки. Ныть на звуке [н], не завышая и не занижая звука, отыскивая тон, на котором ровно и свободно звучит голос.
«САМОЛЁТ»
Цель: расширять диапазон голоса.
В правой руке дети держат воображаемый игрушечный самолёт. Он то набирает высоту, то плавно опускается, то снова резко взмывает к небу. Движение руки сопровождается тянущимся звуком [а] или [у]. Голос следует за движением самолёта то вверх, то вниз.
«ЧУДО - ЛЕСЕНКА»
Цель: расширять диапазон голоса.
Дети пропевают гласные звуки с повышением и понижением тона.
«ЭХО»
Цель: развивать силу голоса. Педагог показывает картинку, на которой дети в лесу кричат: «Ау». Делятся на две команды. Первая команда громко, но на мягкой атаке кричит: «Ау», вторая (эхо) тихо отвечает: «Ау».
По команде педагога дети превращаются в деревья, цветы, гриб игрушки, животных.
«ЭТЮДЫ»
Цель: развивать фантазию, выразительность передачи эмоций разными средствами; умение действовать сообща.
Этюды могут быть предложены педагогом или сочинены детьми Темы для этюдов должны быть близки и понятны детям («Ссора «Обида», «Встреча», «Радость», «Гнев», «Грусть» и др.). Следующий этап - сочинение этюдов по сказкам, сюжетам стих( музыкальным отрывкам («Колобок и лиса», «Таня и мячик», «Девочка и кукла» и др.)
«ВЬЮГА»Цель: развивать силу голоса.
Педагог показывает картинку, на которой изображена вьюга. Дети делают глубокий вдох, на выдохе тихо начинают тянуты «у-у-у». Затем вьюга усиливается, дети увеличивают силу голоса.
Дети, превращаясь во что или кого-либо, рассказывают, что вещь чувствует, что её окружает, волнует, где и как она живёт. Например: «Я - утюг», «Я - кошка»
Дети делятся на пары и проговаривают диалогические скороговорки.
«МОРОЖЕНОЕ»
Цель: развивать умение владеть мышечным напряжением-расслаблением; ориентироваться в пространстве; координировать движения.
Дети превращаются в мороженое: руки подняты вверх, все мышц напряжены. Педагог: «Мороженое достали из холодильника. В тепле оно начинает таять». Дети постепенно расслабляют мышцы
«КАКТУС И ИВА»
Цель: развивать умение владеть мышечным напряжением-расслаблением; ориентироваться в пространстве; координировать движения.
По команде педагога «Кактус» дети превращаются в кактус (напрягают мышцы), по команде «Ива»- превращаются в иву (расслабляют мышцы).
«МОКРЫЕ КОТЯТА»
Цель: развивать умение владеть мышечным напряжением-расслаблением; ориентироваться в пространстве; координировать движения.
Дети изображают котят. По команде «Дождь» дети садятся на корточки и сжимаются в комочек, напрягая все мышцы; по команде «Солнышко» медленно встают и стряхивают «капельки дождя с лапок».
«ЗАЯЦ-БАРАБАНЩИК»
Цель: развивать чувство ритма; согласованность действий с партнёром; слуховое внимание.
Ведущий - заяц отстукивает ритмический рисунок на барабане, дети - зайчата повторяют ритмический рисунок.
Педагог в разных сочетаниях и ритмах чередует хлопки в ладоши, притопы ногой и хлопки, притопы ногой и хлопки по коленям. Дети повторяют вслед за ним. Постепенно ритмические рисунки усложняются, а темп убыстряется
ЭТЮДЫ
Цель передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений.
«ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ»
Каждый ребёнок импровизирует предлагаемую ситуацию: «Ветер играет осенними листьями, они кружатся в причудливом танце, постепенно опускаясь на землю» (М. Глинка «Вальс-фантазия»).
«НОВАЯ КУКЛА»
Каждый ребёнок импровизирует предлагаемую ситуацию: «Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой»
Игры на дыхание.
Цель: развивать правильное речевое дыхание
- «ИГРА СО СВЕЧОЙ»
- «ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ»
- «КОРАБЛИКИ»
-«СЧИТАЙ ДО ПЯТИ»- Дети делают бесшумный вдох через нос затем на выдохе считают от 1до5.
«БОЛЬНОЙ ЗУБ»
Цель: преодолевать твёрдую атаку гласных.
Детям предлагается представить, что у них очень болит зуб. Они начинают постанывать на звуке [м]. Губы слегка сомкнуты, все мышцы свободны. Звук монотонный, тянущийся.