Просмотр содержимого документа
«Карты контроля в доу»
Система работы
«Контрольная деятельность в ГБДОУ детском саду № 29
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по познавательно-речевому развитию детей
Кировского района Санкт-Петербурга»
ПРОЕКТ
Оптимизация контрольно-диагностической функции заведующего и
старшего воспитателя ДОУ в условиях внедрения ФГОС ДО
Содержание
Пояснительная записка………………………………...…………….………………3
Примерный план контроля……………………………………..……………..6
Схема педагогического анализа НОД……………………………………………….8
Оценка качества оформления документации педагогов……………….................10
Карта проверки качества оформления документации……………………..……..12
Оценка работы педагогов по формированию у дошкольников знаний безопасности……………………………………………………………………….13
Анализ планирования индивидуальной работы педагогов с детьми…………..14
Карта анализа планирования индивидуальной работы педагогов с детьми……15
Оценка организации двигательной активности детей……………………………16
Карта анализа организации двигательной активности детей…………………….17
Карта анализа условий для двигательной активности……………………………18
Карта анализа утренней гимнастики……………………………………………….19
Карта анализа физкультурного занятия ………………………………...…………21
Карта анализа прогулки…………………………………………………………….23
Карта анализа занятия ……………………………………………………………..24
Карта проверки плана образовательной деятельности в группах………………26
Карта анализа планирования образовательной работы………………………….28
Карта анализа образовательной деятельности педагога с детьми, осуществляемой в процессе организации различных видов деятельности…….29
Карта анализа плана работы музыкального руководителя………………………32
Карта анализа музыкального праздника (досуга, развлечения)……….………..33
Карта анализа предметно – развивающей среды в группах……………………..35
Карта анализа наблюдений за деятельностью педагога и детей………………..37
Карта анализа организации уголков экспериментальной деятельности………..38
Карта анализа центра движения и здоровья в группах…………………………...39
Карта анализа организации хозяйственно- бытового труда детей…...………….40
Контроль профессиональной деятельности педагога…………………………….42
Карта анализа профессионального мастерства педагогов……………….……….43
Карта анализа профессиональной деятельности педагогов……………………………….……………………...……………..45
Карта самоанализа НОД для педагогов…………………………………………...46
Актуальность проекта
Для многих вопрос осуществления контроля над образовательным процессом является одним из самых сложных в системе методической работы в ДОУ. В публикациях, где затрагиваются вопросы контроля, даются рекомендации к его осуществлению, примерные формы записи результатов контроля и т. д., но старшему воспитателю в ДОУ необходимо создать систему по реализации функции контроля в своей деятельности, с учетом введения ФГОС ДО, как условия успешности жизнедеятельности дошкольного учреждения.
В настоящее время дошкольное учреждение получило право самостоятельно контролировать и нести полную ответственность за конечные результаты обучения, воспитания, развития детей и подготовке их к школе.
Это даёт возможность, с одной стороны, коренным образом перестроить контроль за работой каждого сотрудника, усилив в контроле гуманистические начала, индивидуальный подход, с другой – повысить ответственность руководителя за результаты, а, значит, и за их объективную оценку. Несмотря на то, что авторы исследуемой проблемы много пишут о системе контроля, нами обнаружены противоречия, которые определили выбор темы: «Оптимизация контрольно-диагностической функции старшего воспитателя ДОУ в условиях внедрения ФГОС ДО». Противоречия заключаются в следующем:
Наличии большого количества методического материала о системе контроля в ДОУ и неразработанностью системы контроля в новых условиях введения ФГОС ДО;
Наличие новых требований к системе построения образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО и большой зависимостью ДОУ от реальных условий;
Наличие рекомендаций по организации контроля в ДОУ и возможностями методической службы ДОУ (методического потенциала).
Таким образом, актуальность данной проблемы состоит в создании целостной системы управления в ходе реализации функции контроля в деятельности старшего воспитателя ДОУ, в условиях внедрения ФГОС ДО.
Объект проекта: организация управленческой деятельности старшего воспитателя ДОУ, в условиях внедрения федеральных государственных требований.
Предмет проекта: контрольно-диагностический инструментарий в условиях внедрения федеральных государственных требований.
Стратегическая и тактическая цели и задачи проекта
Стратегическая цель: повышение качества управления дошкольным образованием в условиях внедрения ФГОС ДО.
Тактические цели и задачи:
Отбор содержания диагностических процедур, определяющих эффективность управления.
Разработка структуры управления контрольно-измерительными процедурами в условиях внедрения ФГОС ДО.
Организация управленческой деятельности на основе использования нового диагностического инструментария в условиях внедрения ФГОС ДО.
Задачи:
- определить направления деятельности контроля;
-определить показатели и критерии контроля в условиях внедрения ФГОС ДО;
- подобрать необходимый инструментарий для осуществления контрольной функции
Задачи:
- создать рабочую группу, разрабатывающую систему контроля и отслеживающую контролирующие функции;
- разработать механизм осуществления контролирующей функции в управлении ДОУ.
Задачи:
- обработать и систематизировать информацию, полученную в ходе реализации содержательной и организационной цели;
- разработать систему планирования воспитательного процесса; подобрать
эффективные способы взаимодействия с законными представителями воспитанников для полноценного развития детей;
составить план качественного контроля за организацией питания воспитанников;
- разработать и внедрить в работу корректирующие процедуры для дальнейшей контрольно-диагностической деятельности в условиях ФГОС ДО.
Этапы реализации проекта
Название этапа
Цели этапов проекта
сроки
исполнители
Аналитико- информативный
Собрать и проанализировать релевантную информацию по вопросу состояния контроля, наличию пакета диагностических процедур в управленческой деятельности.
до мая 2014
Алексеева Н.В.
Организационный
Организовать процесс осуществления контроля в условиях введения ФГОС ДО.
до мая 2014
Алексеева Н.В.
Аналитико- результативный
Проанализировать результативность осуществления контролирующей функции в управленческой деятельности в условиях введения новых контрольно-измерительных процедур при введении ФГОС ДО.
до сентября 2015
Алексеева Н.В.
Ожидаемый результат
Повышение качества контрольно-диагностической деятельности старшего воспитателя ДОУ в разных сферах образовательного процесса:
Соблюдение подбора мебели, режима и организации детей согласно Сан ПиН
Медсестра
Проведение праздников и развлечений
Ст.воспитатель
Проверка документации и работы с родителями
Ст.воспитатель
Наблюдение за пед. процессом: — работа педагога по формированию у дошкольников знаний безопасности — занятия в образовательной области «Физическое развитие». - сформированность у детей интереса к ЗОЖ
Ст.воспитатель
Наблюдение за педпроцессом: — НОД в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Сформированность у детей интереса к изобразительной деятельности
Ст.воспитатель
Наблюдение за педагогическим процессом — просмотр НОД по математическому развитию
Заведующий, ст.воспитатель
Режимные моменты
Ст.воспитатель
Использование спортивного оборудования на занятиях
Ст.воспитатель
Работа с детьми в уголке природы; на клумбах. Реализация трудовой деятельности
Воспитатели подготовительной и старшей групп
Предупредительный
Проверка качества оформления документации
Заведующий, ст.воспитатель
Организация игровой деятельности в режиме дня
Соблюдение и охрана прав ребенка в семье и детском саду
Заведующий, ст.воспитатель
Систематический
Календарное и перспективное планирование
Заведующий, ст.воспитатель
Планирование индивидуальной работы с детьми педагогами
Медико-педагогический
Соблюдение санитарно-гигиенических требований в подготовке к НОД, Проведение закаливающих процедур
Заведующий, ст.воспитатель,
Физкультурного занятия, утренней гимнастики
П/И Утренний фильтр в группах раннего возраста. Соблюдение режима дня
Ст.медсестра
Профилактические оздоровительные мероприятия в группах. Закаливание
Ст.медсестра
Организация прогулок
Заведующий ДОУ ст.воспитатель, ст.медсестра
Заболеваемость детей
Ст.медсестра
Санитарное состояние групповых помещений (взаимопроверка)
Ст.медсестра
Подведение итогов мониторинга педагогами по программам
Воспитатели
Старший воспитатель
Виды контроля
По времени: предупредительный (опережающий), оперативный (текущий, промежуточный), итоговый.
По содержанию: фронтальный (комплексный), тематический, оперативный
Оперативный контроль даёт информацию для последующего, уже более длительного контроля и анализа в процессе целевых посещений или тематической проверки, то есть он осуществляет функцию регулирования. Он осуществляется ежедневно, еженедельно, ежемесячно (анализ заболеваемости, выполнение натуральных норм, проведение спортивных развлечений, выполнение решений педсовета и т.д.), ежеквартально (выполнение сметы, проведение работы с семьёй, участие в методической работе и т.д.) Оперативный контроль осуществляется руководителем ДОУ, старшим воспитателем, врачом или медсестрой, завхозом, председателем профсоюзного комитета. Следует так же обеспечить гласность результатов оперативного контроля, представив его в таблице, в соответствующих графах которой можно показать цветом состояние работы по данному вопросу, а с помощью разных геометрических фигур – кто контролировал. Этот материал и является отчётом о проведении данного вида контроля.
Предупредительный контроль
Его цель – оказать помощь, предупредить возможные ошибки, поэтому он может пройти в форме:
Беседы по содержанию программы с целью выявления, насколько чётко воспитатель представляет задачи работы по определённому разделу;
Беседы по календарному плану воспитателя, чтобы уточнить, как он предполагает то или иное занятие или другую форму работы;
Составление перспективного плана работы с детьми по какому-либо разделу, чтобы помочь педагогу выстроить систему работы по проблеме;
Составления конспекта занятия, что особенно полезно для начинающих воспитателей;
Предупредительный контроль фиксируется в плане работы на месяц. Конечным результатом предупредительного контроля должно стать повышение профессионального мастерства воспитателя и составление им перспективных планов, конспектов и т.д.
Тематический контроль проводится с целью всестороннего изучения уровня работы по определенной узкой теме, например с целью выяснения системы в работе дошкольного учреждения над одной из актуальных проблем, намеченных в годовом плане.
Фронтальный контроль проводится с целью изучения состояния воспитательно-образовательной работы по всем видам деятельности в одной возрастной группе или изучается и анализируется деятельность конкретного педагога.
Для проведения фронтального контроля создается группа, состоящая из членов администрации образовательного учреждения, эффективно работающих педагогов ДОУ под руководством одного из членов администрации.
Члены группы должны четко определить цели, задачи, разработать план проверки, распределить обязанности между собой.
Перед каждым проверяющим ставится конкретная задача, устанавливаются сроки, формы обобщения материалов фронтальной проверки.
Члены педагогического коллектива знакомятся с целями, задачами, планом проведения фронтальной проверки в соответствии с планом работы ДОУ, но не менее чем за месяц до ее начала.
По результатам комплексной проверки готовится справка, на основании которой заведующим д/с издается распоряжение (контроль за исполнением которого возлагается на одного из членов администрации) и проводится заседание педагогического совета или оперативное совещание.
При получении положительных результатов данный приказ снимается с контроля.
Итоговый контроль проводится после завершения отчетного периода (полугодия, года). Он направлен на изучение и всесторонний анализ работы педагогического коллектива по выполнению программы и задач годового плана. Итоговый контроль включает: план, цель, сроки проведения, график, материалы итогового контроля (схемы, диаграммы, опросники, оценочные листы, протоколы и т.д.) Аналитическая справка включает в себя: положительный опыт работы педагогов, проблемы работы коллектива, план действий по выполнению программы.
Требования к контролю
К осуществлению контроля в дошкольном учреждении предъявляются следующие требования:
следует не просто контролировать состояние дел, а создать единую систему контроля всех направлений деятельности ДОУ;
контроль необходимо планировать;
в процессе контроля важна не констатация факта, а выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер, направленных на их устранение;
контроль будет действенным в том случае, если он осуществляется современно и рекомендации, выданные по его итогам, будут выполнены;
необходимо оказывать помощь в реализации рекомендаций тем, кому они были даны по итогам контроля;
контроль и его итоги должны быть гласными;
контроль должен быть направлен не только на выявление недостатков, но и на поиск нового, интересного, что дает высокие и стабильные результаты.
Цели и задачи контроля вытекают из целей и задач образовательного процесса и годовых задач ДОУ на текущий учебный год.
Рекомендации по организации контроля
При его организации необходимо обращать внимание на следующее:
педагог должен видеть, что контроль направлен не на его личность, а на то, как им организован воспитательно-образовательный процесс;
педагог должен знать, что именно, когда и по каким критериям будет контролироваться;
контролировать следует открыто;
осуществлять контроль по результатам деятеля, а не за действиями педагога;
осуществляя контроль, необходимо придерживаться доброжелательного тона общения;
при доведении рекомендаций, указаний, особое внимание уделять изложению причины возникновения недочетов в работе и путей их преодоления.
При организации контроля также следует помнить о том, что:
контроль не должен ограничиваться инцидентами;
тотальный контроль порождает небрежность;
скрытый контроль вызывает только досаду;
необходимо контролировать всех, а не только ”любимого” сотрудника;
контроль – не проформа (кто не контролирует, тот не интересуется успехами и достижениями своих подчиненных);
не контролировать из-за недоверия;
не держать своих выводов при себе.
Алгоритм контроля
При организации контроля необходимо соблюдать определенную последовательность или алгоритм осуществления контроля:
1.Определение цели и объекта контроля.
2. Разработка программы (плана) контроля или схемы предстоящего наблюдения.
3. Сбор информации.
4. Ее анализ.
5.Выработка рекомендаций и определение путей их реализации.
6.Проверка исполнения рекомендаций.
Правильно организованный контроль является одним из основных условий научного и рационального руководства воспитательно-образовательным процессом, повышает ответственность каждого воспитателя за качество его работы с детьми.
Схема проведения педагогического анализа НОД
Оценка триединой дидактической задачи (развитие, обучение, воспитание,) программного содержания и цели НОД
Оценка форм организации детской познавательной деятельности в процессе НОД
Оценка методов и приемов, используемых педагогом
Оценка содержания учебного материала
Оценка реального результата
Формы анализа и самоанализа
Оценка непосредственно образовательной деятельности
Краткий (оценочный) анализ – это общая оценка НОД, характеризующаяся реализацию;
Структурный (поэтапный) анализ – это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) НОД, их целесообразности, обеспечивающей развитие познавательных способностей детей;
Системный анализ – это рассмотрение НОД как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач образовательной деятельности, обеспечения формирования знаний, умений и навыков детей, усвоения ими способов обучения;
Полный анализ – это система аспектных анализов, включающих оценку реализации целей непосредственно образовательной деятельности, содержания и видов деятельности детей по таким характеристикам, как уровни усвоения детьми знаний и способов умственной деятельности, развитие детей, реализация дидактических принципов;
Структурно-временный анализ – это оценка использования времени образовательной деятельности по каждому ее этапу;
Комбинированный анализ – это оценка (одновременная) основной дидактической цели и структурных элементов;
Психологический анализ – это изучение выполнения психологических требований к образовательной деятельности (обеспечение познавательной деятельности детей развивающего типа);
Дидактический анализ – это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения дошкольников, дидактическая обработка учебного материала; педагогическое руководство самостоятельной деятельностью детей);
Комплексный анализ – это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ образовательной деятельности.
Анализ качества оформления документации педагогов
Сроки проведения _____________________________________________
Анализ работы педагогов по формированию у дошкольников
знаний безопасности
Сроки проведения
Возрастная группа
Ф. И. О. воспитателей
Цели - контроль за воспитательно-образовательным процессом; определение уровня сформированности знаний безопасности у детей; анализ эффективности использованных методов и приемов работы с детьми.
Вопросы, подлежащие проверке.
1) Формирование представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них, приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы проведения, элементарных правил безопасного дорожного движения, элементарных представлений о правильных способах взаимодействия с растениями и животными.
2) Условия, созданные для формирования знаний безопасности:
Наличие в группе информационных материалов по безопасности жизнедеятельности;
соответствие содержания информации по безопасности возрасту и уровню развития детей;
оформление и хранение детских работ, посвященных безопасному поведению.
2) Планирование:
различные формы организации формирования знаний безопасности (игры, занятия и т. д.);
нетрадиционные формы работ: организация праздников, развлечений, конкурсов детского рисунка;
индивидуальная работа с детьми, учет их склонностей и интересов;
использование специальной литературы.
3) НОД - основная форма работы формирования знаний безопасности:
наличие перспективных планов занятий с детьми;
тематика занятий;
систематичность;
форма организации занятий (фронтальная, подгрупповая, индивидуальная);
место проведения занятий;
знакомство с художественной литературой, посвященной безопасности жизнедеятельности.
4) Знание воспитателем инновационных программ, применение их на практике.
5) Использование интегративного подхода (Интеграция образовательной области Социально-коммуникативное развитие в в другие области).
6) Взаимосвязь работы воспитателя с родителями.
Вывод. Сформированы ли знания по ОБЖ у детей в каждой возрастной группе (Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, Формирование основ безопасности окружающего мира природы)? Реализуются ли задачи по формированию ОБЖ на занятиях, вне занятий, в свободной деятельности? Какова эффективность используемых форм работы с детьми?
Основные формы и методы, проверки
Просмотр групповых помещений
Анализ календарного плана воспитателей.
Анализ детских рисунков.
Посещение НОД и других форм работы с детьми по формированию знаний по ОБЖ.
Беседа с воспитателем.
Карта анализа работы педагогов по формированию у дошкольников
знаний безопасности
Сроки проведения _______________________________
Возрастная группа _______________________________
Ф. И. О. воспитателей ________________________________
Условия, созданные для формирования знаний по безопасности жизнедеятельности у детей в каждой группе
Наличие в группе информационных материалов по безопасности жизнедеятельности;
соответствие содержания информации по безопасности возрасту и уровню развития детей;
оформление и хранение детских работ, посвященных безопасному поведению.
Планирование
различные формы организации формирования знаний безопасности (игры, НОД и т. д.);
нетрадиционные формы работ: организация праздников, развлечений, конкурсов детского рисунка;
индивидуальная работа с детьми, учет их склонностей и интересов;
использование специальной литературы.
НОД - основная форма работы по формированию знаний по ОБЖ
наличие перспективных планов НОД с детьми;
тематика НОД;
систематичность;
форма организации НОД (фронтальная, подгрупповая, индивидуальная);
место проведения НОД;
знакомство с художественной литературой, посвященной безопасности жизнедеятельности.
знакомство с детскими художниками-иллюстраторами, различными видами и жанрами живописи
Знание воспитателем инновационных программ, применение их на практике
Использование интегративного подхода ОО «Социально-коммуникативное развитие» в другие области).
Анализ планирования индивидуальной работы педагогов с детьми
Сроки проведения _________________________________________
Возрастная группа _________________________________________
Ф. И. О. воспитателей ______________________________________
Цель:
Контроль за оформлением документации воспитателей по индивидуальной работе с детьми.
Вопросы, подлежащие проверке:
Наличие у воспитателей планирования индивидуальной работы с детьми в следующей документации:
- Рабочая программа;
- Календарный план;
Документация по проектной деятельности;
Документация по работе с родителями;
Систематичность работы
Учет склонностей и интересов
Использование спец. литературы
Выводы: Наличествует ли необходимая документация у воспитателей? Эффективно ли её использование в образовательном процессе? Были ли затруднения и проблемы в её написании, какие? Какие найдены пути решения проблем?
Основные формы и методы, проверки
Просмотр и анализ документации
Беседа с воспитателем.
Беседы с воспитанниками.
Карта анализа планирования индивидуальной работы педагогов с детьми
Цели проверки - контроль за воспитательно-образовательным процессом; анализ системы работы по обеспечению двигательной активности детей.
Вопросы, подлежащие проверке.
1) Планирование физкультурно-оздоровительной работы в течение дня:
содержание спортивных и подвижных игр;
формы организации двигательной деятельности: занятия, утренняя зарядка, гимнастика после сна, физкультурные минутки;
виды гимнастики: дыхательная, сюжетная, спортивная минитренировка, музыкально-ритмические движения, подражательные движения, лечебно-восстановительная или коррекционная, подвижные игры, длительный оздоровительный бег;
планирование активного отдыха: физкультурные развлечения, праздники, дни здоровья;
индивидуальная работа с детьми, которые имеют различного рода отклонения в состоянии здоровья;
использование в работе специальной литературы.
2) Условия для самостоятельной двигательной деятельности детей:
физкультурные уголки (спортивный инвентарь, атрибуты для подвижных игр, наглядные пособия);
спортивный инвентарь на участке и соответствие его времени года;
рациональное расположение мебели в группе для высвобождения игрового пространства;
использование спортивного зала.
3) Знание воспитателем вариативных и альтернативных программ физического воспитания и использование их на практике.
4) Связь между различными видами двигательной деятельности детей.
5) Контроль за нагрузкой, связанной с двигательной деятельностью детей.
6) Организация двигательной деятельности на прогулке.
7) Соответствие задач двигательной активности уровню развития двигательных умений и навыков детей.
8) Учет интересов детей и склонностей к различным видам двигательной деятельности.
9) Работа с семьей:
индивидуальные беседы об уровне двигательной подготовленности ребенка;
консультации об организации двигательной активности дома;
выставка литературы;
участие родителей в спортивных мероприятиях.
Вывод. Удовлетворяется ли естественная потребность ребенка в движении; прослеживается ли система в работе?
Основные формы и методы проверки
Беседа с воспитателем (инструктором, по физкультуре).
Наблюдения за детьми во время занятий, прогулки, режимных, моментов,
Анализ календарных, планов.
Карта анализа организации двигательной активности детей
Направление работы
Группа: Воспитатель:
Оценка в баллах
Описание
Предложения
Планирование физкультурно-оздоровительной работы в течение дня
2) Условия для самостоятельной двигательной деятельности детей:
3) Знание воспитателем вариативных и альтернативных программ физического воспитания и использование их на практике.
4) Связь между различными видами двигательной деятельности детей.
5) Контроль за нагрузкой, связанной с двигательной деятельностью детей.
6) Организация двигательной деятельности на прогулке.
7) Соответствие задач двигательной активности уровню развития двигательных умений и навыков детей.
8) Учет интересов детей и склонностей к различным видам двигательной деятельности.
Дата_____________Место проведения: ___________________ количество детей: ______
Вводная часть:
1.Разминка:
Подготовка организма к нагрузке: вызвать интерес к занятию, целесообразность движений, их разнообразие по построению, направлению, темпу, способувыполнения,нагрузки.
Ритмическое сопровождение: счет, бубен, грамзапись, музыкальное сопровождение. Показ: воспитателем, ребенком, смешанный. Равномерность распределения физической нагрузки на все группы мышц. Использование разных исходных положений. Контроль за дыханием. Динамичность. Темп. Нагрузка.
Создать условия для многократного творческого повторения движений. Используемые методы обучения. Оценка. Четкое, краткое обращение к детям. Эмоциональное состояние.
Восстанавливающая: не допускать резкой остановки после бега и других нагрузочных упражнений. Восстановить дыхание, начинать с ускоренной ходьбы с постепенным замедлением темпа. Дыхательные упражнения. Игра малой подвижности.
Умение составить конспект образовательной деятельности и творчески его использовать(вносить изменения в ходе деятельности)
Подготовка к образовательной деятельности
Выполнение санитарно-гигиенических требований
Использование разнообразных форм организации детей во время образовательной деятельности (работа малыми группами, в паре, индивидуальная и коллективная работа детей)
Подбор демонстрационного и раздаточного материала
Рациональное размещение материала
Предвари
тельная работа с детьми
Удовлетворение двигательной
активности детей
(отдых в процессе образовательной деятельности)
Смена поз детей во время образовательной деятельности
Контроль за правильностью осанки детей во время работы за столами
Соответствие длительности занятия санитарно-гигиеническим требованиям
Рациональность выбора методов и приемов работы с детьми
Умение регулировать поведение детей в процессе занятия
Умение корректировать ход образовательной деятельности с учетом «обратной» связи (сменить форму организации детей, использовать отдых в зависимости от степени утомляемости детей)
Индивиду-альная работа с детьми
Поведение детей в процессе образова-тельной деятель-ности (активность, интерес, внимание)
Оценка работы (детьми, воспитателем)
Усвоение детьми программного материала
Игровые приемы
Приемы привлечения и сосредоточения внимания детей
Приемы обеспечения интереса и эмоциональности детей
Приемы активизации самостоятельного мышления детей
Приемы подачи нового материала с опорой на имеющиеся
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Положительные моменты
Рекомендации
Карта анализа плана образовательной деятельности в группах
Дата проведения______
Направления работы
Группа №
воспитатель
1. Общие вопросы
Соответствие специфики ведения плана, оформления
Общие сведения о родителях детей
Ежедневный учет пребывания детей в группе
Наблюдения в период адаптации
Сведения о состоянии здоровья
Диагностика
Режим дня (на теплое и холодное время года)
Комплексы гимнастики (на 2 недели)
2. Планирование НОД
Программное содержание (задачи)
Методы активизации детей к НОД: мотивация заинтересованности к НОД, игровые ситуации, игрушки, картинки, иллюстрации
Карта анализа развивающей предметно-пространственной среды в группах
Старшийдошкольный возраст
ФИО педагога
Возраст детей
Дата проведения
№
п\п
Элементыразвивающей предметно-пространственной среды
Группа №
в
д
н
Настольный строительный материал:
- расположение по цвету и форме на полках или столах (для младшей группы);
- расположение наборами в коробках, в которых он приобретён (для средней группы);
- доступность для детей;
- наличие места для одновременного настольного конструирования 5-6 детей;
- наличие мелких игрушек для обыгрывания построек.
Настольный строительный материал:
- расположение наборами в коробках, в которых он приобретён (для средней группы);
- доступность для детей;
- достаточное количество для одновременного конструирования 5-6 детей;
- наличие мелких игрушек для обыгрывания построек (сложены в коробки);
Крупный строительный материал:
- расположение на полках или в закрытых стеллажах;
- удобное место для конструирования 9в стороне от постоянного движения детей и взрослых);
- доступность материала для детей;
- игрушки для обыгрывания (в коробках).
Наличие не менее 2-3 видов пластмассовых конструкторов
Наличие конструкторов с металлическими деталями, в которых предусматривается работа с гаечными ключами, отвёртками, винтами.
Наличие схем и моделей для всех видов конструкторов
Центр для конструирования из природного материала и бумаги, для ручного труда:
- расположен на полках, в шкафу или на стеллажах;
- периодически меняющиеся выставки (детские поделки, работы школьников, воспитателей, родителей, изделия народных промыслов);
- полка с материалами для конструирования из бумаги (бумага белая и цветная, картон, клей, кисти, краски, карандаши, салфетки, ножницы, выкройки и т.п.);
- наличие бросового материала (различные коробочки, кусочки ткани, шпагат, проволока, поролон, пенопласт, бусинки и т.д.);
- материалы для шитья (коробка с набором ниток, пуговиц, тесьмы, резинки; коробка с кусками разных видов тканей: альбом с образцами тканей; выкройки, шаблоны, рисунки для вышивания; пяльцы);
- природный материал, разложенный в отдельные коробочки (шишки, веточки, жёлуди, каштаны, ракушки, пёрышки, мох и т.д.).
У воспитателя – методические пособия, схемы для организации занятий с детьми.
Компетентность воспитателя по подбору материалов для конструирования, правильное и удобное их расположение.
Несомненно, существует связь между профессиональной компетентностью педагога и уровнем усвоения программного материала; более того, это, от части, самый легкий, упрощенный и одновременно опасный способ определения соответствия педагога занимаемой должности. Необходимо учитывать, что педагоги и ДОУ являются всего лишь элементом образовательной системы, и, вполне возможно не самым влиятельным среди множества других, от которых зависит степень усвоения детьми образовательной программы. Поэтому при понимании необходимости оценки деятельности педагога для контроля его профессиональных качеств важно помнить, что этот элемент оказывает меньшее влияние на образовательные достижения, чем семейное окружение или индивидуальные особенности воспитанника (задатки, мотивация и пр.)
Карта анализа профессионального мастерства педагогов
Дата проведения проверки __________________________________________
Какое место занимает НОД в лексической теме, разделе методике?
1.4
Как НОД было связано с предыдущим?
1.5
Как НОД повлияет на усвоении последующих тем?
1.6
Какие особенности детей были учтены при подготовке к НОД?
1.7
Почему была избрана именно такая структура НОД?
1.8
Почему была избрана именно такая структура НОД?
1.9.
Выбор содержания и его целесообразность.
1.10
Сочетаемость методов. Приемов, средств и форм обучения.
1.11
Осуществление индивидуального подхода к детям на НОД
1.12
Какие условия были созданы для проведения НОД (материальные, гигиенические, эстетические, др.)?
1.13
Были ли отклонения от плана НОД, если да, то почему?
1.14
Удалось ли решить на должном уровне поставленные задачи и избежать перегрузки воспитанников?
1.15
Интеграция образовательных областей.
2
Самооценка НОД
2.1
Каковы причины неудач и недостатков после проведенного НОД?
2.2
Какие выводы из результатов НОД необходимо сделать на будущее?
Таким образом, контроль является важной и заключительной функцией управления и служит средством осуществления обратных связей. Он входит составным элементом в каждую функцию управления, что позволяет оперативно совершенствовать деятельность ДОУ. В системе управления контрольные функции всегда были в числе приоритетных задач. Одним из наших приоритетов – развитие действенной внутрисадовской системы контроля. Ее важнейшая задача – повышение эффективности за счет предоставления коллективу объективной информации. Руководитель прогнозирует пути развития ДОУ, ставит цели на будущее, а это возможно лишь при оперативном получении и анализе информации по всем направлениям развития ДОУ. Являясь одним их главных источников получения информации о качестве работы сотрудников ДОУ, контроль выступает базой для принятия управленческих решений; позволяет установить, всё ли в дошкольном учреждении выполняется в соответствии с целями и задачами ДОУ, а также определить пути и методы устранения выявленных недостатков и распространению положительного опыта. Задачи контроля и проверки руководства заключаются в том, чтобы обеспечить соответствие результатов целям организации. Регулярный контроль текущих дел и прогнозирование их последствий позволяет руководителю проводить корректировку отклонений, необходимую для успешной работы дошкольного учреждения. Процесс контроля тесно связан как с непосредственным исполнением работ, так и с будущими действиями. Предназначение контроля состоит в проверке того, насколько все затраченные усилия способствуют исполнению поставленной задачи. К осуществлению контроля в ДОУ мы предъявляем следующие требования: • Создание единой системы контроля по всем направлениям деятельности ДОУ; • Цели и задачи контроля должны вытекать из целей и задач ДОУ; • Планирование контроля - тщательно намечаемые цели, задачи; контроль по всем на-правлениям работы, по воспитанию и обучению планируется в единстве); • Выявление опыта работы; причин, вызывающих недостатки; выработка эффективных мер по их устранению; • Своевременность контроля; • Гласное подведение итогов; • Мероприятия, намеченные в результате контроля должны обязательно выполняться. Чтобы охватить контролем все аспекты ДОУ мы четко распределили обязанности между администрацией: выделили круг вопросов, которые контролирует только заведующая, и вопросы, контролируемые старшим воспитателем, завхозом, старшей медсестрой. При этом исходили из должностных обязанностей сотрудников, положением о внутреннем контроле, а также из конкретных на данный момент условий. Заведующая контролирует: • Работу административной группы (старшего воспитателя, завхоза,
• Выполнение в соответствии с трудовым законодательством правил трудового распорядка, санитарно-гигиенического режима, норм охраны труда; • Проверку исполнения инструктивно-методических документов выше стоящих организаций, предложений инспектирующих лиц; • Качество усвоения Образовательной программы; • Выполнение решений педагогического Совета; • Сохранность оборудования и пособий в разных возрастных группах; • Ведение документации всеми воспитателями и администрацией; • Организацию и осуществление работы с родителями; • Финансово-хозяйственную деятельность; • Выборочный контроль за работой воспитателей. Старший воспитатель контролирует: • Состояние образовательной работы в разных возрастных группах; • Выполнение образовательных программ, внедрение новых педагогических технологий; • Календарные планы и документацию педагогов; • Наличие и хранение детских работ; • Работу педагогов по повышению квалификации. Завхоз осуществляют контроль по «Плану производственного контроля». Изучение конечных результатов педагогической деятельности воспитателей включает в себя несколько этапов: • Сбор информации – с помощью воспитателей, воспитанников, а также других лиц при-частных к подготовке воспитанников ДОУ к обучению в школе; • Изучение документации; • Обработку полученной информации; • Заполнение листов опроса; • Обсуждение полученных данных, их анализ и интерпретация; • Утверждение на педагогическом совете направлений корректировки педпроцесса; • Закрепление положительных традиций, передового педагогического опыта; • Разработку рекомендаций. В рамках мониторинга проводится выявление и оценивание качественной и своевременной информации, необходимой для принятия управленческих решений. При этом обеспечивается обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы её конечным результатам. Все вопросы, вынесенные на контроль в текущем месяце, сообщаются педагогам на педагогическом часе - этим мы обеспечиваем гласность контроля. Результаты проверки фиксируются весь год с использованием "Карт наблюдения" на каждого педагога, где даются рекомендации, для отметки результатов используем условные обозначения или текстовой материал. Этим самым обеспечиваем действенность контроля, не только указывая на недостатки, но проверяя выполнение предложений и рекомендаций, а также выявление положительных качеств и результатов. Главным предметом тематического контроля является система педагогической работы с детьми по одному из разделов программы или одной из образовательной. После тщательного, заранее спланированного изучения положения дел в конкретном направлении работы с детьми обязательно проводится анализ результатов тематического контроля. Он позволяет установить причины сложившегося положения дел. По итогам тематического контроля и всестороннего анализа его результатов принимается конкретный план действий по устранению недостатков и коррекции образовательного процесса. Проверка планов образовательной работы осуществляется еженемесячно. Для разработки системы предстоящей деятельности, формирования целей и задач нужно не просто подготовить анализ работы учреждения, а увидеть проблемы и перспективы его развития. Осуществить это можно путем тщательного анализа направлений работы. Для этого мы составляем ежегодно план-график внутреннего контроля. Таким образом, мы пришли к выводу, что по каждому вопросу, по каждому направлению контроля целесообразно иметь подробные таблицы, схемы, где каждый вопрос, вынесенный на контроль, разбит на подвопросы, которые легко проконтролировать и оценивать. Эти схемы универсальны, могут использоваться в течение нескольких лет, а при необходимости можно легко внести коррективы, т. к. все они имеются в компьютерном варианте. Содержание системы контроля направлено на достижение цели, и, как видно, все используемые технологии в ней тесно связаны между собой. Рассмотренные технологии способствовали созданию в системе управления постоянной обратной связи, являющейся важнейшей составляющей всякого управления. Контроль, проводимый в системе, позволяет нам решать следующие задачи: • Моделирование, прогнозирование, проектирование желаемого, достойного уровня качества образования на основе анализа существующих достижений; • Достижение заданного уровня качества путем обеспечения функционирования образовательной системы и образовательных учреждений в целом; • Обеспечение повышения качества; • Диагностирование имеющегося уровня качества образования.
Использованная литература:
1. Н. В. Корепановой, И. А. Липчанской "Контроль функционирования и развития ДОУ" 2005г. 2. Л. М. Денякиной "Технологии управления образовательным учреждением" 2004г. 3. О.А. Скоролупова «Контроль как один из этапов методической работыв дошкольном учреждении», 2003г. 4. Н.С. Голицына «Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении», 2005г.
1.1. Какой был замысел НОД и почему?
1.2.Какое место НОД в теме, разделе методики?
1.3. Как НОД было связано с предыдущим и на что в них опирается?
1.4.Как НОД сработает на усвоении последующих тем?
1.5.Какие особенности детей были учтены при подготовке к НОД?
1.6.Какие задачи ставились и решались на НОД, почему?
1.7.Почему была избрана именно такая структура НОД?
1.8.Обоснование хода НОД, деятельности педагога и воспитанников.
1.9.Выбор содержания и его целесообразность.
1.10.Сочетаемость методов. Приемов, средств и форм обучения.
1.11.Осуществление индивидуального подхода к детям на НОД.
1.12.Какие условия были созданы для проведения НОД (материальные, морально – психологические, гигиенические, эстетические и временные)?
1.13.Были ли отклонения от плана НОД, если да, то почему?
1.14.Удалось ли решить на должном уровне поставленные задачи и избежать перегрузки дошкольников?