Бег «Орын пылазах» (занятие места), «Ала Хуча» - (пестрый баран), «Хыс хостазах» - (преследование девушки), «Ис салазых» (жгут), «Обба»хыриннча чугурис»- (пробеги мимо курганного камня), «Аттан чарыс» - (бег с лошадью) Метание «Ноортпас» - (выбей астрагал из круга), «Мечеекей» - (дартс), «Урух» - (лассо) Прыжки «Киик-пуури» (дикие козы и волк, «Окрас» (петух), «Хозан орых» (заячья тропа), «Оранмай» (прыжки по кругу) На внимание «Хур талазах»- (нахождение кушака), «Хазых табызах» - (нахождение альчика), «Паг тудызах» - (держание веревки) На общее развитие «Аба токпес» - (медвежий пень), «Мелей тастазах» - (подкидывание рукавицы), «Хол сабызах» - (разрывание рук), «Хол тартызах» - (перетягивание рук), «Хайыс тартызах» - (перетягивание ремня), «Хол пазызары»- (рукоборие) Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Народные игры являются неотъемлемой частью патриотического воспитания дошкольников. Учитывая огромный потенциал народных игр, мы включаем их в работу по приобщению к культуре хакасского народа. Игра помогает проявить смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю к победе. По содержанию хакасские народные игры (ХНИ) лаконичны, выразительны и доступны пониманию ребенка. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, совершенствуют все психические процессы. Задачи педагога: - помочь ребенку вспомнить свою национальную и родовую память; - уважительно относится к своим древним корням; - чтить и уважать память предков; - систематическое и целенаправленное приобщение детей к истокам народной культуры | «Аттан чарыс» - (бег с лошадью)  «Хыс хостазах» - (преследование девушки)  «Хайыс тартызах» - (перетягивание ремня)  | МБДОУ «ЦРР-д/с «Кристаллик» Хакасские народные игры как эффективное средство развития физических качеств детей дошкольного возраста  Абакан 2019 год Во время игр у дошкольников формируются и совершенствуются основные физические качества, такие как сила, быстрота, выносливость и совершенствуются разнообразные двигательные умения и навыки. Разнообразные движения и действия детей во время игры при умелом руководстве ими эффективно влияют на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие ребенка. «Паг тудызах» - (держание веревки)  «Хур талазах»- (нахождение кушака)  |