Художественно – творческие компетенции как компонент функциональной грамотности дошкольников.
Художественно – творческие компетенции как компонент функциональной грамотности дошкольников.
Функциональная грамотность – это способность человека адаптироваться к окружающей среде (изменяющимся условиям) и функционировать в ней, применяя уже имеющиеся знания (умения, навыки) в конкретных ситуациях для решения разнообразных жизненных задач (для дошкольного возраста примером могут быть: функциональная готовность к школе, сформированность предпосылок УУД)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Художественно – творческие компетенции как компонент функциональной грамотности дошкольников.»
05.12.2024
Художественно – творческие компетенции как компонент функциональной грамотности дошкольников.
Слайд 2
Функциональная грамотность – это способность человека адаптироваться к окружающей среде (изменяющимся условиям) и функционировать в ней, применяя уже имеющиеся знания (умения, навыки) в конкретных ситуациях для решения разнообразных жизненных задач (для дошкольного возраста примером могут быть: функциональная готовность к школе, сформированность предпосылок УУД)
А. А. Леонтьев считал, чтофункционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Слайд 3
Художественная компетентность — это готовность дошкольников самостоятельно решать задачи, связанные с художественным восприятием и интерпретацией произведений искусства разных видах и жанров, а также творчеством в различных видах художественной деятельности.
Прежде всего в формировании художественно-творческой компетенции следует обратиться к категории «искусство». Во все времена искусство играло огромную роль в сохранении культурных ценностей, социальных норм и традиций. В поликультурной коммуникации и социализации детей посредством искусства осуществляется передача духовного и культурного опыта человечества, происходит восстановление связей между поколениями. Синтез искусств способствует осознанию собственной значимости и формированию целостной картины мира у детей.
Художественно-эстетическое развитие детей -процесс приобщения к искусству, воспитание эстетических чувств восхищения и любви к произведениям искусства. В период дошкольного детства у детей формируются эстетические представления, эталоны, которым ребёнок способен дать собственную оценку. Следует отметить особенность при эстетическом восприятии произведений искусства, на которую необходимо обращать внимание в практике работы с детьми. Она выражается в индивидуализации восприятия, следовательно, оценка ребёнком произведения искусства может не соответствовать представлениям о красоте и эстетики с позиции взрослого человека.
Педагоги всегда обращают внимание, на особенности восприятия мира искусства дошкольниками.
Дети воспринимают мир через соприкосновение с изобразительным искусством, через мир художественных образов, оживших в детском воображении и закрепившихся в сознании на всю жизнь. Работая с детьми дошкольного возраста, каждый педагог должен понимать, что он имеет поистине фантастическую возможность – заложить в детские души истинную красоту, национальные художественные традиции – через художественные образы.
Слайд 4
Большую роль в работе с дошкольниками уделяется знакомству детей с произведениями художественной литературы. Подбирются книги с качественными иллюстрациями, которые способствуют формированию образа персонажей у ребят.
Рассмотрим работу воспитателя с детьми подготовительной к школе группы над произведением – юбиляром, которому в этом году исполняется 85 лет и к столь знаменательной дате был разработан проект, который в ключил в себя различные виды деятельности. Речь идет о произведении, на котором воспитано не одно поколение детей-это «Волшебник Изумрудного города». Смело можно заявить, что проект существует и дополняется уже второе десятилетие.
Личный пример.
В ходе проекта ребята знакомятся с содержанием произведения. Дают характеристику персонажам. Готовят выставку рисунков совместно с родителями. Такой вариант работы над произведением помогает формировать у дошкольников художественно-творческие компетенции.
Педагоги, посвятившие свою деятельность работе с детьми школьного возраста, задают вопросы, как вы это можете с ними сделать? После просмотра танцевальной композиции в исполнении дошкольников. И не меньшее количество вопросов возникает по работе над литературными произведениями с дошкольниками. Ведь здесь воспитатель задействует огромное количество средств. Где одним из главных можно назвать изобразительную деятельность (Иллюстрации художников и творчество самих детей)
Слайд5
Нельзя не сказать о роли изобразительного искусства в работе над православной тематикой. Изображая православные праздники, ребенок эмоционально переживает и погружается в мир духовной культуры.
Остановимся на праздновании Светлой пасхи.
Проект – праздник. Дети занимаются творчеством: дети украшают пасхальные яйца, создают праздничные композиции и принимают участие с родителями в празднике.
Сегодня проектная культура является интегрированным звеном современной образовательной системы. Кроме этого, перспективным направлением становится использование проектной деятельности в условиях виртуальной коммуникации дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. Результатом формирования функциональной грамотности детей
является развитие креативного мышления, творческая проектная деятельность оказывает положительное влияние на формирование
творческих способностей. При этом детское проектирование становится начальной ступенью вхождения ребёнка в учебную деятельность.
Творческие компетенции ребёнок получает в процессе художественно -творческой деятельности через практический опыт: «знаю как».
В процессе подготовки деятельности ребёнок принимает участие в поиске, моделировании, сохранении и презентации своей работы. При этом формируется информационная компетенция. Детская инициатива, желание познавать и открывать мир, эмоциональная готовность к восприятию нового являются необходимыми условиями формирования художественно- эстетической компетенции.
Основная цель коллективной формы взаимодействия - создать условия для равных возможностей успеха при индивидуальной ответственности. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе творческого процесса. Совместное творчество, рождение и воплощение многих идей, атмосфера незапрограммированного для ребёнка творчества. Способствуют формированию функциональной компетенции в художественно-эстетическом развитии детей, что в целом способствует гармонично развитой и функционально компетентной личности дошкольника.
Слайд 6
Война в искусстве
Нельзя не обратить внимание на формирование гражданской позиции и патриотическое воспитание через детское творчество. Создание открыток для поздравления защитников Родины. Дети с родителями и педагогами являются активными участниками группы «Отечество», которая всегда находится на связи с нашими солдатами. Ребята рисуют открытки к праздникам, которые пересылаются нашим бойцам. Такая творческая работа, способствует не только развитию творчества, способствует формированию патриотизма.
Слайд 7 Роль родителей играет большую роль в данной работе с проводятся различные консультации мастер - классы, совместные мероприятия с детьми, которые направленны на решение проблем формирования функциональной грамотности дошкольников. Отчетные заняти я в кружках дополнительного образования всегда имеют положительные отзывы со стороны родителей и имеют большое значение для ребят, которые с большим удовольствием демонстрируют чему они уже научились и сотворчество с родителями помогает увидеть друг в друге саратника- компаньона.
В заключении хочется подчеркнуть:
Художественно – творческие компетенции являются важным звеном в формировании функциональной грамотности дошкольников, и приложенный труд воспитателей обязательно положительно отзовется в будущем.