kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Художественно – творческие компетенции как компонент функциональной грамотности дошкольников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Функциональная грамотность – это способность человека адаптироваться к окружающей среде (изменяющимся условиям) и функционировать в ней, применяя уже имеющиеся знания (умения, навыки) в конкретных ситуациях для решения разнообразных жизненных задач (для дошкольного возраста примером могут быть: функциональная готовность к школе, сформированность предпосылок УУД) 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Художественно – творческие компетенции как компонент функциональной грамотности дошкольников.»

05.12.2024

Художественно – творческие компетенции как компонент функциональной грамотности дошкольников.



Слайд 2

Функциональная грамотность – это способность человека адаптироваться к окружающей среде (изменяющимся условиям) и функционировать в ней, применяя уже имеющиеся знания (умения, навыки) в конкретных ситуациях для решения разнообразных жизненных задач (для дошкольного возраста примером могут быть: функциональная готовность к школе, сформированность предпосылок УУД) 

А. А. Леонтьев считал, что функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.


Слайд 3

Художественная компетентность — это готовность дошкольников самостоятельно решать задачи, связанные с художественным восприятием и интерпретацией произведений искусства разных видах и жанров, а также творчеством в различных видах художественной деятельности.

Прежде всего в формировании художественно-творческой компетенции следует обратиться к категории «искусство». Во все времена искусство играло огромную роль в сохранении культурных ценностей, социальных норм и традиций. В поликультурной коммуникации и социализации детей посредством искусства осуществляется передача духовного и культурного опыта человечества, происходит восстановление связей между поколениями. Синтез искусств способствует осознанию собственной значимости и формированию целостной картины мира у детей.

Художественно-эстетическое развитие детей -процесс приобщения к искусству, воспитание эстетических чувств восхищения и любви к произведениям искусства. В период дошкольного детства у детей формируются эстетические представления, эталоны, которым ребёнок способен дать собственную оценку. Следует отметить особенность при эстетическом восприятии произведений искусства, на которую необходимо обращать внимание в практике работы с детьми. Она выражается в индивидуализации восприятия, следовательно, оценка ребёнком произведения искусства может не соответствовать представлениям о красоте и эстетики с позиции взрослого человека.

Педагоги всегда обращают внимание, на особенности восприятия мира искусства дошкольниками.

Дети воспринимают мир через соприкосновение с изобразительным искусством, через мир художественных образов, оживших в детском воображении и закрепившихся в сознании на всю жизнь. Работая с детьми дошкольного возраста, каждый педагог должен понимать, что он имеет поистине фантастическую возможность – заложить в детские души истинную красоту, национальные художественные традиции – через художественные образы.

Слайд 4

Большую роль в работе с дошкольниками уделяется знакомству детей с произведениями художественной литературы. Подбирются книги с качественными иллюстрациями, которые способствуют формированию образа персонажей у ребят.

Рассмотрим работу воспитателя с детьми подготовительной к школе группы над произведением – юбиляром, которому в этом году исполняется 85 лет и к столь знаменательной дате был разработан проект, который в ключил в себя различные виды деятельности. Речь идет о произведении, на котором воспитано не одно поколение детей-это «Волшебник Изумрудного города». Смело можно заявить, что проект существует и дополняется уже второе десятилетие.

Личный пример.

В ходе проекта ребята знакомятся с содержанием произведения. Дают характеристику персонажам. Готовят выставку рисунков совместно с родителями. Такой вариант работы над произведением помогает формировать у дошкольников художественно-творческие компетенции.

Педагоги, посвятившие свою деятельность работе с детьми школьного возраста, задают вопросы, как вы это можете с ними сделать? После просмотра танцевальной композиции в исполнении дошкольников. И не меньшее количество вопросов возникает по работе над литературными произведениями с дошкольниками. Ведь здесь воспитатель задействует огромное количество средств. Где одним из главных можно назвать изобразительную деятельность (Иллюстрации художников и творчество самих детей)

Слайд5

Нельзя не сказать о роли изобразительного искусства в работе над православной тематикой. Изображая православные праздники, ребенок эмоционально переживает и погружается в мир духовной культуры.

Остановимся на праздновании Светлой пасхи.

Проект – праздник. Дети занимаются творчеством: дети украшают пасхальные яйца, создают праздничные композиции и принимают участие с родителями в празднике.

Сегодня проектная культура является интегрированным звеном современной образовательной системы. Кроме этого, перспективным направлением становится использование проектной деятельности в условиях виртуальной коммуникации дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. Результатом формирования функциональной грамотности детей

является развитие креативного мышления, творческая проектная деятельность оказывает положительное влияние на формирование

творческих способностей. При этом детское проектирование становится начальной ступенью вхождения ребёнка в учебную деятельность.

Творческие компетенции ребёнок получает в процессе художественно -творческой деятельности через практический опыт: «знаю как».

В процессе подготовки деятельности ребёнок принимает участие в поиске, моделировании, сохранении и презентации своей работы. При этом формируется информационная компетенция. Детская инициатива, желание познавать и открывать мир, эмоциональная готовность к восприятию нового являются необходимыми условиями формирования художественно- эстетической компетенции.

Основная цель коллективной формы взаимодействия - создать условия для равных возможностей успеха при индивидуальной ответственности. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе творческого процесса. Совместное творчество, рождение и воплощение многих идей, атмосфера незапрограммированного для ребёнка творчества. Способствуют формированию функциональной компетенции в художественно-эстетическом развитии детей, что в целом способствует гармонично развитой и функционально компетентной личности дошкольника.

Слайд 6

Война в искусстве

Нельзя не обратить внимание на формирование гражданской позиции и патриотическое воспитание через детское творчество. Создание открыток для поздравления защитников Родины. Дети с родителями и педагогами являются активными участниками группы «Отечество», которая всегда находится на связи с нашими солдатами. Ребята рисуют открытки к праздникам, которые пересылаются нашим бойцам. Такая творческая работа, способствует не только развитию творчества, способствует формированию патриотизма.


Слайд 7 Роль родителей играет большую роль в данной работе с проводятся различные консультации мастер - классы, совместные мероприятия с детьми, которые направленны на решение проблем формирования функциональной грамотности дошкольников. Отчетные заняти я в кружках дополнительного образования всегда имеют положительные отзывы со стороны родителей и имеют большое значение для ребят, которые с большим удовольствием демонстрируют чему они уже научились и сотворчество с родителями помогает увидеть друг в друге саратника- компаньона.

В заключении хочется подчеркнуть:

Художественно – творческие компетенции являются важным звеном в формировании функциональной грамотности дошкольников, и приложенный труд воспитателей обязательно положительно отзовется в будущем.













































/.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Бондаренко Ольга Владимировна

Дата: 02.01.2025

Номер свидетельства: 662985

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "«Художественно-творческие компетенции как компонент функциональной грамотности дошкольников»"
    ["seo_title"] => string(80) "khudozhestvenno_tvorcheskie_kompetentsii_kak_komponent_funktsionalnoi_gramotnost"
    ["file_id"] => string(6) "627049"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1678077162"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Практический материал по теме «Художественно – творческие компетенции как компонент функциональной грамотности дошкольников»"
    ["seo_title"] => string(80) "prakticheskii_material_po_teme_khudozhestvenno_tvorcheskie_kompetentsii_kak_komp"
    ["file_id"] => string(6) "662986"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1735770636"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства